Сабин Мельшиор-Бонне. История зеркала. - М.: НЛО, 2005, 456 с. (Культура повседневности).
Поиск таинственного, тяга к потустороннему всегда отличала человеческую цивилизацию, в том числе и на уровне повседневности. Книга современного французского историка Сабин Мельшиор-Бонне удачно сочетает рассказ об эволюции зеркала как памятника материальной культуры с повествованием о множестве поверий, легенд и стереотипов, связанных с ним.
Первые зеркала, по мнению Мельшиор-Бонне, появились в древнем мире. И египетская, и греко-римская цивилизации знали и использовали отражающие свойства многих веществ. Правда, они были далеки от величественных зеркал Сен-Гобена и представляли из себя небольшие полированные пластинки из сплава меди и олова, близкого современной бронзе. Позже бронзу стали заменять серебром. А золотые зеркала не нашли применения у тогдашних модниц, хотя они очень ценили этот род драгоценностей. Античность знала и каменные зеркала, которые делались из черных пород, хотя, по свидетельству Плиния, они не давали четких изображений. К III в. н.э. относятся первые стеклянные зеркала, но, судя по глухим ссылкам, они могли появиться и на несколько веков ранее.
Историк говорит о зеркале как "матрице символического", видит в нем не только форму обыденной культуры, но и явление, с изменением которого менялись вся обстановка, социальные отношения, производство, а значит - и личность. Именно зеркало, как "дорогостоящая роскошь", привело к созданию французских мануфактур - первых аналогов современных фабрик. А Генрих II озаботился подделками, возникшими на волне "зеркального" производства, и в 1551 г. подписал указ о борьбе с контрафактной и пиратской продукцией. Борьба европейских производителей зеркал (особо выделялись итальянские модели из Мантуи) спровоцировала возникновение в XVII веке промышленного шпионажа.
Представление о зеркале как мире потусторонних образов стало складываться уже в античной культуре (миф о Нарциссе). Правда, Платон предостерегал: человек должен познавать собственную душу, а не своего двойника, отраженного в зеркале. Однако Платон, как говорится, друг, а зеркало дороже┘
Окончательное трансцендентальное представление о зеркале сложилось в Средние века. Именно тогда зеркало становится атрибутом, способным вызвать потусторонние силы. Появление кривых зеркал и зеркальных ловушек было обусловлено желанием "захватить врасплох", подчинить себе инфернальные начала. Думается, представление о зеркале как о "заде дьявола" (гравюра Риттура фон Турна изображает черта, чей зад отражается в зеркале, в которое смотрится модница) хорошо иллюстрирует всю успешность подобных попыток.
Зеркало как система двойников, естественно, не могло не привлечь писателей, а потому - не стать героем прозы и поэзии. И здесь наряду с простым "клонированием" героя ("размножение субъекта путем деления") возникают и более глубокие, философские смыслы. Мельшиор-Бонне считает: именно зеркало в романе Рильке "Записки Мальте Лауридса Бригге" становится причиной его последующих несчастий.
В общем, таинственная история. Так что, если утром вы в зеркале увидите вместо себя изображение картины Ван Эйка, не бойтесь. Это просто мистика.