0
1600

25.08.2005 00:00:00

Утюг, паяльник и условные олигархи

Тэги: Опричное братство, Всех воров на кол, Шумов, Алексеев


Опричное братство: Всех воров на кол! - М.: Эксмо, Алгоритм, 2005, 416 с.

Знаете ли вы, что во времена царствования Ивана Грозного существовал закон, согласно которому никто не имел права вызывать человека из кабака? Особенно, конечно, жена. Жену в кабак не пускали. Считалось, что пьяница там занимается "царевым делом" - каждый кабак приносил казне 2-3 тысячи тогдашних рублей годового дохода.

А знаете ли вы, кстати, что Иван Грозный был молодым человеком? Во время взятия Казани ему было всего двадцать два года. С опричниной затеялся в тридцать четыре. Царствовать начал в три.

Составленный Сергеем Шумовым и Александром Андреевым сборник материалов по истории царствования Ивана Грозного интересен главным образом своим подзаголовком: "Всех воров на кол!". Что хотели этим сказать издатели либо составители? Неизвестно. Ни предисловия, ни послесловия, ни комментариев в книге нет. Ну да, в прежние времена слово "вор" на Руси было аналогом нынешнего слова "фашист" - ругательство, которым клеймили любого политически неугодного. Поэтому можно предположить, что подзаголовок - обычная иллюстрация: дескать, с таким вот циничным возгласом творили свои бессмысленные и беспощадные преступления против человечности грозненские опричники. Однако что-то заставляет думать иначе... Что-то вроде процесса над Ходорковским - столь же беспощадного, сколь и (по мнению многих) иррационально-бессмысленного. Слишком уж злободневно и многозначительно выглядит помещенное на обложку слово "вор"! Слишком уж подозрительно...

Лирико-философское отступление. Знаменитое "вор должен сидеть в тюрьме" справедливо лишь в том случае, если воры составляют меньшинство в обществе - когда есть кому их стеречь, отвлекаясь от прочих общественнополезных и необходимых дел. Если же "воры" (в случае Ивана Грозного - объективные враги централизованного государства) составляют ментальное большинство (в нашем случае - являются общепризнанным образцом социального благополучия), сажать их в тюрьму уже поздно. Поздно собирать колорадских жуков руками, когда они сожрали две трети картофельного поля. Надо убивать. Убивать в промышленных масштабах, убивать на потоке. Причем если уверен, что победишь, можно делать это спокойно, беззлобно, по принципу "ничего личного". Если же не уверен - возникает страх, а страх порождает исступление и жестокость. Грубо говоря, если бы условное правительство не считало себя (и не было) плоть от плоти той системы, к которой принадлежит условный Ходорковский, оно уничтожило бы его гораздо изысканней. Приковало бы цепью к горячей батарее парового отопления, пытало бы утюгом и паяльником, а потом четвертовало на площади с криками "гайда, гайда". Примерно так поступал изнывающий от исторической неопределенности Иоанн Васильевич. Ну а то, что мы наблюдали в течение последнего года по телевизору, описывается поговоркой "милые бранятся - только тешатся".

Книга Шумова и Андреева составлена из работ историков далекого и относительно далекого прошлого (самый "свежий" источник - шестидесятые годы прошлого теперь уже века), а потому в ней нет "любопытных" и даже "забавных" параллелей типа "Иван Грозный - Сталин". По крайней мере - очевидных. Тенденция к "оправданию" опричного террора необходимостью укрепления государства в работах историков советского периода, конечно, прослеживается. Как прослеживается и истеричная "психологическая" традиция у либеральных (а значит, лучших) историков досталинского периода: это когда грубая и лишенная эмоций объективность исторического процесса задвигается на второй план, а на авансцене красуются описания казней и пыток с беспомощно разводящим руками моралите. История, как известно, в родстве с поэзией, а потому в Новгороде в 1570 году было истреблено то полторы тысячи человек, то аж сразу 60 тысяч - в зависимости от того, какую художественную задачу решает беспристрастный историк. В самом деле: 60 тысяч или полторы тысячи - такая ли уж разница, если, как известно, ничто на свете не стоит даже одной слезинки замученного ребенка?

Следует отдать составителям должное: им удалось не только соблюсти "плюрализм мнений", представив противоположные по пафосу точки зрения, но и выстроить сборник так, что по мере его прочтения перед нами выстраивается полноценная картина политической, экономической и социальной жизни Руси в описываемый период. В то же время историкам выдающимся, но не сумевшим сказать по поводу опричнины ничего толкового (как это, например, случилось с В.О. Ключевским) слова и вовсе дано не было. И все же - как бы заиграла и заискрилась книга, если бы в ней появилось ну хоть что-то вроде недавней лекции А.Дугина (вероятно, еще не опубликованной в интернете на момент составления сборника) "Метафизика опричнины - символизм собачьих голов и социология репрессий"!.. Все-таки без нее история царствования Иоанна Васильевича - неполная.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
696
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
781
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости