Людмила Тихвинская. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России. - М.: Молодая гвардия, 2005, 527 с.
В книге Людмилы Тихвинской, профессора Российской академии театрального искусства, представлена максимально полная картина легкого театрального жанра рубежа веков. Речь идет в том числе о причинах возникновения кабаре и театров миниатюр в России. Они появились в России в 1908 году, когда слава их европейских аналогов (парижского "Ша нуара" и мюнхенских "Одиннадцати палачей") уже изрядно померкла. Возможно, именно поэтому русская версия кабаре и театров миниатюр достаточно оригинальна. Помимо западных аналогов Тихвинская прослеживает и отечественные истоки жанра: широко распространенные в XIX веке литературные кофейни, артистические салоны, домашние театры и кружки. Была и другая причина бума новых форм драматургии: усталость от традиционных театров. Так, знаменитое кабаре "Летучая мышь" при Московском художественном театре было отчасти альтернативой так называемому высокому искусству.
Альтернативность переходила и в прямую оппозицию классикам. Пример ее - спародированные театром миниатюр "Кривое зеркало", пьесы Гоголя, Островского, Чехова и Андреева. В этих пародиях подчеркивались как концептуальные пороки драматургии реалистического театра (в основном школы Станиславского), так и слабые стороны самих писателей. Вскоре Гоголь стал героем еще одной постановки. Николай Евреинов в том же "Зеркале" поставил не менее удачный спектакль-пародию "Ревизор". Впрочем, не вся критика традиционного театра и модной декадентской драматургии оказывалась качественной. "Интимный театр" Бориса Неволина поставил знаменитую "сатирическую легенду" Мориса Метерлинка "Чудо святого Антония" (по цензурным соображениям название было переведено как "Чудо странника Антония") в обрамлении дивертисмента в виде комической сценки, водевиля и нескольких интермедий. Сама пьеса, как писали в рецензии, характеризовалась кривляньем и "вульгарной развязностью актеров".
Впрочем, Неволин все же сослужил жанру хорошую службу. Знаменитое кабаре и одновременно литературный салон "Бродячая собака" возник как клуб при его "Интимном театре". Как кабаре "Бродячая собака" была явлением условным. В ней действительно ставились скетчи, балеты, миниатюры и танцы. Но были и балетные постановки с участием Тамары Карсавиной, пьесы Михаила Кузмина ("Голландка Лиза", "Вертеп кукольный"). Как литературный салон "Бродячая собака" выступала в качестве нейтральной территории, на которой могли сходиться члены литературных течений, мягко говоря недолюбливавших друг друга. Блок и Гумилев, Маяковский и Мандельштам, Хлебников и Есенин - все ветви русского декаданса не только присутствовали в кабаре, но и в отведенное время - с часу до двух тридцати ночи - читали и слушали доклады по проблемам современной культуры и участвовали в прениях.
После Февральской революции кабаре продолжило традицию ничейной земли, правда уже с политическим подтекстом. Георгий Иванов вспоминал, как в один из вечеров видел сидящих и мирно беседующих за одним столиком Льва Троцкого, Александра Колчака и Бориса Савинкова. А вскоре "Бродячую собаку" закрыли. Очевидно, политикам не понравилось меню.