Ольга Палей. Воспоминания о России. - М.: Захаров, 2005. 240 с.
В мемуарах жены великого князя Павла Александровича (сына Александра II) описаны события с 1916 по 1919 год. Княгиня Ольга вспоминает время командования ее мужа гвардией на восточном фронте и убийство ее пасынком Дмитрием Распутина, февральский и октябрьский перевороты, арест мужа, а затем его казнь большевиками и, наконец, бегство в Финляндию вместе с графом Шуваловым.
Большая часть российского социума относилась к институту монархии в лучшем случае индифферентно, а в худшем - враждебно. Начальник Генерального штаба генерал от инфантерии Михаил Алексеев постоянно плел заговоры против Николая II. Если учитывать, что этот сын бедного чиновника именно государю был обязан своим возвышением, то вся риторика Алексеева о "спасении монархии", дискредитируемой Николаем, мягко скажем, двусмысленна. А ведь именно Алексеев настоял на отречении царя.
Другой генерал - Лавр Корнилов, сын казака, поднятый монархией до полного генерала, лично арестовал Александру Федоровну. Ольга Палей вспоминает о неприкрытом хамстве конвойных Корнилова.
Впрочем, к началу ХХ века стала проявляться и новая тенденция. Царское правительство в конце своего существования сумело вызвать у части граждан преданность и даже любовь. В определенной степени это было обусловлено сменой сословного представительства власти бюрократическим, то есть профессиональным. К 1917 году среднее руководящее звено военных и гражданских учреждений, кадеты, юнкера и гимназисты в большинстве своем выступали за реставрацию монархии. В то же время среди высшего генералитета практически не было монархических симпатий. Во время февральского переворота лишь командиры 3-го конного и Гвардейского конного корпусов генерал-лейтенант граф Федор Келлер и генерал-адъютант Али-Гусейн хан Нахичеванский предложили свою помощь для подавления беспорядков.
Палей не были связаны ни с какими антимонархическими или антиниколаевскими заговорами, строго следуя корпоративной солидарности. Ольга Палей вспоминает, как ее муж, князь Павел, общался с юристами, разрабатывая новый проект конституционной монархии ради "спасения Никиного трона". Однако республиканские тенденции в Думе и двусмысленная позиция такого союзника, как Кирилл Владимирович, присягнувшего на верность Временному правительству (как затем, в эмиграции, нацистам), сделали возможность реализации конституционного проекта скорее абстракцией, нежели реальностью.
Помимо воспоминаний книга содержит письма и стихи сына Ольги и Павла Владимира, а также описание собрания Палей в Детском селе, выполненное историком и искусствоведом Эрихом Голлербахом.