Алекс Каллиникос. Антикапиталистический манифест / Пер. с англ. А.Смирнова. - М.: Праксис, 2005 г.
Эта книжка, со всеми ее огрехами и недостатками, обладает несколькими замечательными достоинствами. Одно из них - правильный ракурс. Он левый, но не оголтелый, а очень и очень - прямо-таки по-либеральному - трезвый. Еще одно достоинство - книжка, в отличие от многих иных, представляющих публике взгляды левых интеллектуалов с Запада, успела выйти по-русски раньше, чем безвозвратно устарела, как это случилось со многими "новыми левыми" русскими переводами. Она весьма актуальна.
Алекс Каллиникос - космополит не только по убеждениям. Он родился в Зимбабве в 1950 г., получил образование в цитадели европейской науки Оксфорде, подкрепляя его вполне либеральной закваской Лондонской школы экономики. В Британии, в Йорке, он преподавал и много писал о неравенстве и братстве, выбираясь временами на всевозможные левые сборища по всему миру. Область научных интересов Каллиникоса простирается от марксистской мысли до классической и современной социальной и политической теории. Он типичный педант, хорошо знакомый с теми проблемами, которых рискует касаться. Разумеется, аллюзия названия книги Каллиникоса на знаменитую работу Маркса-Энгельса не случайна. Каллиникос большой поклонник и знаток классиков. Он виртуозно применяет методы марксисткой критики капиталистической системы к исследованию современного положения вещей.
Свою критику новой, неолиберальной, глобализирующейся капиталистической системы Каллиникос начинает с того, что сравнивает ее достижения, то есть социально-экономические итоги последних 20 лет с предшествующим двадцатилетием. Сравнение оказывается не в пользу современности: и темпы роста ниже, и уровень жизни хуже. Этот факт дает возможность критиковать все заявления неолибералов о пользе глобальной интеграции мировых экономик. К тому же этот "глобализм" богатого меньшинства неравномерен и имеет большой перекос в пользу односторонних притязаний Запада по отношению к остальному миру.
Как и в начале своего становления, капитализм зиждется на эксплуатации и конкуренции капиталов. Только теперь он принимает планетные масштабы. Борьба компаний за мировое первенство - лишь гонка к пропасти: конфликты корпоративных интересов становятся причинами геополитических конфликтов, а мировую гегемонию стремится любыми способами захватить Америка, впрочем, уже загнанная лошадка. Она, по прогнозам Каллиникоса, может и не справиться с контролем над теми геополитическими амбициями, которые она пытается реализовать по всему миру. К тому же экономика планеты становится все более зависимой от финансовых рынков, по сути своей спекулятивных. Эти рынки направляются "невидимой рукой" Запада, а при необходимости регулируются "невидимым кулаком" его же военной машины. И никто ни за что не несет ответственности. Мир катится в пропасть, и необходимо радикальное решение этой проблемы.
Восстание масс? Но Каллиникос осторожен. Он в новом ракурсе ставит старый вопрос: "Что делать?", превращая его в вопросы "Есть ли возможность и есть ли смысл противостоять "катку неолиберализма", толкающего человечество к пропасти?" Смысл, безусловно, есть: глупо пассивно дожидаться конца. А вот возможность? Каллиникос пытает создать модель альтернативы существующему порядку. Безликому, бесчеловечному капитализму противостоят гуманизм и справедливость, основанная не на погонях за прибылью, а на подлинной демократии. Правда, тут вновь возникают вопросы. Не приведут ли приложенные усилия к полному краху? Надо ли бороться? Каллиникос не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он призывает читателя сделать собственный выбор, на чей же он стороне.
Утверждая, что необходимо противостоять "катку неолиберализма", Каллиникос не голословен. Его политический радикализм зиждется на выверенной философской основе. Кстати говоря, и на этом поле наш автор оказывается в оппозиции - на сей раз современному постмодернисткому разгулу. Каллиникос пеняет постмодернистам за то, что они нивелировали понятие подлинности, а значит, лишили противников капитализма новой волны разом и идейной опоры, и позитивной цели. Ведь, право, бессмысленно задаваться вопросом, есть ли смысл бороться за иной мировой порядок, если перед лицом деконструкции все порядки хороши, а остальное, мол, дело вкуса. Поскольку же Каллиникос утверждает, что смысл все же есть, то это означает, что он считает идею демократического гуманизма живой и продуктивной. Хотя даже самый заядлый марксист ныне не станет ручаться, что именно эта модель социального уклада может стать нашей подлинной реальностью.