Norman Mailer. Pourquoi sommes-nous en guerre? - Paris: Deneoеl, 2003, 109 p.
Глобализация в дискурсе вызовов "новой эпохи" очень быстро приобрела исламскую атрибутику, а "черный вторник" 11 сентября 2001 г. получил название "джихада небоскребов". Столь же быстро в ответ прозвучали и призывы к объявлению нового "крестового похода" против "исламского" (позднее, правда, скорректированного как исламистского) терроризма. Все это послужило поводом для все новых и новых вызовов терроризма и ответных на него "операций возмездия". Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать: ныне все смешалось в доме глобализации┘ В войне "терроризма-антитерроризма", кроме нефти, геополитики и озабоченности нераспространением оружия массового уничтожения, имеют место, как теперь выясняется, не менее важные, но, может быть, еще более опасные проявления религиозного и этнического экстремизма, сопровождаемые неутолимой жаждой кровной мести и эксцессами этноцида.
В чем состоят подлинные цели первой и второй иракских войн, кем они определялись, прежде чем были сформулированы официальные причины и мотивы этих войн? Ответ на эти вопросы попытался дать в своей вышедшей почти одновременно в США и Европе книге известный американский писатель Норман Мейлер.
Начатая после сентября 2001 г. с санкции ООН антитеррористическая операция в Афганистане под названием "Свобода без границ" переросла после нанесения ударов по Ираку в подлинно "безграничную войну", как бы списанную со сценария, представленного еще в начале 90-х годов американским политологом Сэмюэлем Хантингтоном в рамках его "стратегии столкновения цивилизаций". Но эта стратегия разворачивается не по канонам войны "на разломах цивилизаций", а скорее на изломах отжившего в конце XX века тоталитаризма и возрождающегося на переходе двух столетий религиозного мессианства. Последнее набирает сегодня силу как в мире ислама, так и за океаном, в Соединенных Штатах, возложивших на себя миссию, как пишет Мейлер, исполнения божественной роли "Нового Иерусалима". Часть этой миссии при поддержке американских консерваторов выполняет в региональном масштабе Израиль, делая это, так сказать, в ветхобиблейских границах Ближнего Востока. В глобальном же масштабе эту миссию пытаются нести Соединенные Штаты.
Подготовка к обеим войнам в Заливе велась с громогласно используемой, по выражению Мейлера, "апокалипсической лексикой" в духе "современного американского евангелизма". Об "оси зла" вместо использующегося ранее клише "оси ненависти" Буш заговорил вскоре после "джихада небоскребов". Причем понятия Зла и Добра стали применяться в написании с большой буквы. Это, считает Мейлер, стало "самой большой не риторической, а роковой ошибкой". Он заранее предсказывает, что это может иметь не только геополитические, но и межцивилизационные последствия.
"Если Америка будет отождествлять себя с Добром, а во всем остальном мире усматривать Зло, это неизбежно может привести к глобальному противостоянию иудейско-христианской цивилизации со всеми теми, кого американские неоконсерваторы причисляют к "современному варварству".
В дискурсе такой перспективы Мейлер - как американский еврей (не скрывающий, кстати, своей национальной принадлежности) и одновременно как ветеран Второй мировой войны - усматривает в этом угрозу особого вида межцивилизационного столкновения, предлагая с этих позиций подойти и к анализу причин разразившейся войны с Ираком. Он допускает, что без "крушения двух небоскребов-близнецов", возможно, не нашлось бы видимых причин (которые громче всего стали потом афишироваться) для оправдания "Нового Вавилонского столпотворения" в Ираке.
Разразившаяся вторая иракская война стала таким же продолжением манхэттенской трагедии, как и выражением неудовлетворенной мести за не завершенную 12 лет назад "Бурю в пустыне". Американский писатель не исключает, что на довольно близком историческом горизонте вслед за Ираком могут замаячить не только Иран, Сирия, Пакистан, Северная Корея, но даже Китай... Команда евангелистов-консерваторов, составившая после 11 сентября окружение Буша, заключает Мейлер, готова заняться завоеванием всего мира.