Фото Reuters
В условиях беспрецедентного санкционного давления на российский бизнес тема повышения производительности труда не только не ушла с повестки, а вышла на первый план. Вместе с диверсификацией экономики в ближайшем будущем России предстоит искать внутренние резервы для развития несырьевого сектора. Какие инструменты для этого потребуются и каким компаниям удастся легче адаптироваться к новой экономической реальности, можно спрогнозировать уже сегодня.
Сегодня бизнес испытывает ощутимые трудности из-за срыва поставок и резкого роста стоимости сырья. Согласно данным опроса, проведенного Центром повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, с этой проблемой столкнулось около 80% предприятий несырьевых отраслей. Практически не испытывают сложностей только те компании, которые давно работают по программе импортозамещения. Узким местом российских производств становятся не только высокотехнологичные компоненты. Производители заявляют о нехватке тары, химикатов, тканей, фурнитуры, ниток. Сырьевой кризис так или иначе затронул всех. И сценарий событий зависит не только от глубины импортной зависимости отраслей, но и от качества управления на микроуровне самих предприятий.
Компаниям, которые не сумели накопить достаточный запас прочности, с большой вероятностью просто не хватит ресурсов для восстановления цепочек поставок. Так, 11% участвовавших в опросе предприятий уже были вынуждены приостановить или полностью свернуть производство. Удержавшимся на плаву предстоит повышать эффективность процессов в авральном режиме. И задача номер один на ближайшие месяцы – оптимизировать продуктовый портфель, что позволит выжать максимум из оставшихся запасов сырья и комплектующих. Предприятиям необходимо найти решения, которые помогут им остаться на прежнем уровне рентабельности: отказаться от низкомаржинальных и ресурсоемких продуктов или снизить объемы производства и пожертвовать неключевыми заказчиками. Вторая задача – выбрать правильную стратегию ценообразования. Рост цен на базовое сырье вынуждает предприятия повышать цены на продукцию превентивно, закладывая в них значительную дельту. Без качественного финансового анализа производство рискует сработать себе в убыток. Параллельно встает вопрос: как убедить заказчика платить на 10–30–50% больше прежней цены? Для этого у компании должно быть четкое понимание своего конкурентного преимущества, без которого в условиях волатильности рынка бизнес нежизнеспособен.
Эксперты называют два очевидных пути выхода из сырьевого кризиса и восстановления цепочек: переориентация на Китай, Казахстан, ОАЭ, Индию и другие не присоединившиеся к санкциям страны или импортозамещение. Безусловно, остается высокая вероятность возвращения западных компаний в Россию, но будет ли оно столь же массовым, как исход, пока прогнозировать сложно. Тем временем предприятия уже начали прорабатывать альтернативные каналы поставок и неизбежно столкнутся с новыми рисками. С одной стороны, нужно действовать быстрее конкурентов, с другой – минимизировать финансовые потери. На этом этапе компаниям важно учитывать рост затрат на логистику, налоги, увеличение сроков доставки при планировании производства и сбыта. В перспективе ближайших месяцев необходимо провести детальный анализ новых логистических процессов, чтобы просто не задушить бизнес неэффективными перевозками.
Как скоро российские компании смогут переключиться на отечественных поставщиков? Это зависит от нескольких факторов. В первую очередь от того, как быстро будут осознаны потребности и возможности российских производств. Такие сервисы, как «Биржа импортозамещения», активная консультационная поддержка со стороны региональных минпромторгов и фондов развития промышленности, безусловно, помогут ускорить этот процесс. Однако многое зависит от способности бизнеса к коллаборации, выстраиванию внутриотраслевых и межотраслевых связей для локализации производства комплектующих. Предприятия уже начинают встраиваться в производственные цепочки крупного бизнеса и заполнять образовавшиеся «пустоты».
Согласно данным опроса, проведенного Центром повышения производительности, 6% компаний уже активно наращивают производство из-за скачка спроса на освободившемся рынке. И то, как быстро предприятия смогут увеличить мощности или перестроить производство под выпуск новой продукции, зависит от эффективности производственной системы и подготовленности топ-менеджмента к реализации подобных изменений. Всегда есть риск, что новое производство ляжет на предприятие неподъемным бременем издержек. Кроме того, при увеличении выработки или ускоренном внедрении новой технологии первым страдает качество.
Вопрос качества в условиях импортозамещения – краеугольный. Не секрет, что и при наличии отечественных аналогов многие предприятия предпочитают использовать импортное сырье просто потому, что оно лучше. У российских компаний огромный потенциал, они умеют разрабатывать уникальные продукты, но испытывают сложности с запуском в массовое производство. Виной тому и низкий уровень технологий, и неразвитая производственная культура, и достаточно невысокие потребительские стандарты. Сегодня внутренний рынок стоит на развилке – при отсутствии давления со стороны зарубежных конкурентов его емкость позволит предприятиям существовать в относительно комфортных условиях. А значит, ответственность за развитие компаний в области повышения качества одновременно ляжет и на поставщиков, и на их потребителей. Либо мы повторим опыт Японии, которая в период ограничений импорта научилась создавать лучшую в мире электронику, либо будем довольствоваться стандартом «сойдет и так».
Очевидно, что построить новую производственную культуру без навыков системного повышения производительности, которые дают предприятиям понимание, как переориентировать производство и работать с издержками в условиях неопределенности, невозможно. Сегодня эти навыки помогают компаниям выжить. А в долгосрочной перспективе – успешно встроиться в новую конъюнктуру рынка.