Фото REUTERS
Наверняка многие, кто наблюдает за Ближним Востоком, задавались вопросом, почему сирийская трагедия длится столь долго. Ответов много. Они отличаются друг от друга в зависимости от определения виновного с той или с другой стороны. Тот же, кто ищет не ответы, а средства решения проблемы, как правило, либо впадает в романтические иллюзии, либо хочет перешагнуть некоторые необходимые этапы. Есть мнение: для того чтобы в перспективе не упустить ни одну из возможностей, определенным этапом стабилизации политических, экономических и социальных процессов в Сирии должно стать создание Военного совета. Это компромиссная структура, которая должна быть сформирована с учетом резолюции Совбеза ООН 2254 и на основе консенсуса между действующими в Сирии игроками при лидирующей роли России. В состав Военного совета могли бы войти как действующие офицеры сирийской армии, которые не были замешаны в убийствах и неподобающих действиях по отношению к мирному населению, так и офицеры-диссиденты.
Раз за разом появляются многочисленные заявления со стороны влиятельных представителей арабских кланов, активистов и политиков, которые призывают поставить во главе такой структуры генерала Манафа Тласа – сына покойного министра обороны Сирии генерала Мустафы Тласа. Считают, что именно он может прекратить кровопролитие и остановить фальшивый избирательный процесс, который раз за разом запускают Башар Асад и его окружение. Почему именно генерал Тлас? Просто потому, что у него получается достигать взаимопонимания со всеми сторонами. Он пользуется популярностью среди алавитов, суннитов и представителей других конфессий. К тому же он обладает умением договариваться с различными международными силами, учитывая специфику их интересов в Сирии. И он бывший представитель армейских кругов и знает, как конструктивно взаимодействовать с оборонным ведомством. Более того, он не участвовал ни в каких процессах против народа и дистанцировался от оппозиции.
В этом году Сирии предстоят очередные президентские выборы. И если они пройдут в ожидаемом ключе и получат поддержку России, то мы столкнемся с продолжением международных санкций, с углублением бедности и дипломатической изоляции, усилением миграции и, в конце концов, сохранением народного страха. Страна так и останется разрушенной и поверженной. Деструктивное присутствие Ирана продолжит пускать под откос любые решения, включая те, которые предпринимаются российскими дипломатами: Тегеран не только торпедировал международные усилия, которые были предприняты в Женеве, но и участвовал в торможении российско-турецких усилий в рамках астанинского процесса. Он стремился установить преграды, только чтобы ввязать Сирию в свои переговорные сделки с Америкой. Эта логика видна даже в его проникновении в военный истеблишмент Сирии, например в Четвертую дивизию Сирийской арабской армии. Военные формирования не должны заниматься подобным – они должны двигаться в сторону построения стабильного мирного государства и предотвращения чужой экспансии.
Большие возможности для обновления репутации сирийской армии открывает кандидатура такого деятеля, как Тлас. Ему могли бы подчиняться вооруженные формирования с обеих сторон конфликта. Думаю, Россия хорошо знает этого военачальника. Ставка на него даст Москве возможность провозгласить на разных международных площадках, что именно она нашла новую «дорожную карту» для сирийского урегулирования. Безусловно, Россия смогла добиться в Сирии успехов в военном отношении, однако в настоящий момент испытание заключается в том, чтобы конвертировать это в политический успех. Для многих стало очевидным, что работа Конституционного комитета не приведет к значительным результатам. Даже если его заседания закончатся какими-то формальными решениями.
Рассчитывать на какие-либо значительные результаты нельзя, если у Сирии не будет стабильного правительства и армии, которая действительно будет заботиться о единстве страны, а не наоборот – разжигать гражданскую войну своими неумелыми действиями. Углубление сирийского вооруженного кризиса и появление на территории страны глобальных террористических угроз заставили в свое время отложить рассмотрение многих политических инициатив, которые казались и до сих пор кажутся целесообразными. Если продолжать откладывать их обсуждение в долгий ящик, то, как представляется, это еще больше усложнит существующие проблемы и лишит Сирию многих потенциальных возможностей. С учетом надвигающихся президентских выборов можно сказать, что ближайшие месяцы будут иметь решающее значение для сирийского урегулирования.
При этом роль России должна оставаться определяющей в этих процессах – начиная с призыва к формированию и согласованию работы Военного совета и заканчивая «перезапуском» политической, экономической и социальной жизни в Сирии под его эгидой. Отступление от Башара Асада только укрепит репутацию Москвы в глазах давних критиков официального Дамаска.
комментарии(0)