Фото Alessia Pierdomenico/Bloomberg via Getty Images
Феномен «черных лебедей» получил в 2020 году новое развитие: к протестному движению «желтых жилетов» во Франции (см. «НГ» от 2.12.18) добавился COVID-19. Объявленная 11 марта Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемия изменила программу реформ Эмманюэля Макрона. Вторая половина его президентского срока может пройти под знаком борьбы с социально-экономическими последствиями одного из самых тяжелых кризисов в новейшей истории.
Еще в конце января, несмотря на социальные протесты, президент Франции говорил об улучшении инвестиционного климата в стране. Но уже в марте ОЭСР снизила прогноз темпа прироста ВВП на 2020 год с 1,3% до 0,9%, и положение ухудшается. Франция только из-за обвала сферы услуг может потерять свыше четверти прироста ВВП в постоянных ценах. Обнародованы экстренные меры по поддержке граждан и бизнеса в условиях спровоцированного пандемией обрушения финансовых рынков, сбоев в международной хозяйственной системе, разрыва глобальных цепочек создания стоимости.
Кризис напомнил о необходимости реорганизации ряда отраслей и возвращения стратегических производств в Европу, высветил важность импортозамещения – развития цепочек создания стоимости внутри ЕС. Так, европейское автомобилестроение на 95% зависит от поставок из Китая и других стран Азии стратегического компонента – электрических батарей, и Франция с ФРГ приняли решение создать совместную линию по их производству. В фармацевтике 80% субстанций для производства лекарственных компонентов поступают оттуда же. Это риск для национальной безопасности стран ЕС.
Страны с разной степенью эффективности используют схожие губительные для экономики карантинные меры, но при этом получается: что плохо для экономики, хорошо для политики. Ситуация может содействовать достижению национального консенсуса, сплочению страны в процессе противостояния катастрофе. В некотором смысле коронавирус, как ни парадоксально, способен поддержать рейтинг Макрона, подорванный кризисом «желтых жилетов». На второй план отошли не слишком удачные для его партии итоги первого тура муниципальных выборов в марте; на передний план вышли связанные с грядущим спадом экономики проблемы, о преодолении которых Макрону придется отчитываться перед французами.
Президент, отвечающий по Конституции за все в стране, объявил без ущерба для своего имиджа о приостановлении непопулярных реформ по перестройке социально-экономической модели, созданной во Франции после Второй мировой войны. Это связано с пересмотром ряда социальных обязательств государства, в частности речь идет о приведении размера пенсий в соответствие с трудовым стажем и накопленными взносами. Курс президента подразумевает установление определенного баланса между государственными расходами и доходами.
В начале пандемии каждая страна ЕС действовала, опираясь только на возможности своего государства. В телеобращении к нации 12 марта по поводу пандемии Макрон призвал не поддаваться национализму и разработать солидарные меры на уровне ЕС. Еврокомиссия на следующий день предложила мобилизовать 37 млрд евро из средств европейских структурных и инвестиционных фондов для стимулирования инвестиций. 16 марта на совещании Совета министров финансов 19 стран еврозоны были предложены бюджетно-налоговые меры поддержки экономики на 2020 год в размере 1% ВВП и поддержки ликвидности – в 10% ВВП ЕС (на госгарантии и отсроченные налоговые платежи). Для помощи гражданам и предприятиям впервые объявлено о возможности для стран-членов выхода за рамки установленных в ЕС правил бюджетной дисциплины – дефицита госбюджета (3%) и госдолга (60% ВВП). Европейский Центробанк объявил о программе экстренных мер в 750 млрд евро для поддержки финансовых рынков и экономики.
Принимаемые бюджетно-налоговые меры, снижение ключевой ставки и увеличение государственных расходов направлены на стимулирование спроса по окончании пандемии, но недостаточно эффективны для смягчения текущих перебоев с поставками, связанными с приостановкой работы предприятий и ограничениями в передвижении. Однако смягчение социальных последствий кризиса деньгами, кредитами чревато инфляцией и финансовой нестабильностью.
Макрон подчеркнул, что бесплатное медицинское обслуживание – особенно ценное в чрезвычайных обстоятельствах достижение социального государства. Тем не менее при самых крупных в ЕС бюджетных расходах во Франции всего 7 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких, в то время как в ФРГ – 25 тыс. И смертность от COVID-19 во Франции, по данным на начало апреля, выше – 4,0% против менее 1%. Цифры меняются, но их порядок иллюстрирует положение дел в национальном здравоохранении и доказывает, что в объявленной президентом «санитарной войне» жертв будет больше, чем в результате атак террористов.
Связанные с пандемией расходы государства по поддержке бизнеса и работников во Франции оцениваются в десятки миллиардов евро. По опросам общественного мнения, 97% респондентов одобрили меры в виде отсрочки уплаты налогов, отчислений на социальные нужды, арендной платы, гарантий займов. При этом свыше половины сочли, что руководство страны недостаточно быстро отреагировало на возникшую угрозу.
Начало пандемии показало, что первыми противостоять форс-мажорной ситуации и бороться с проявлениями социально-экономического кризиса начали национальные государства. На наднациональном уровне органы ЕС также отреагировали оперативно, но им на реальные действия требуется время, политическая воля и подлинная европейская солидарность. Недостаток последней экс-глава Еврокомиссии Жак Делор оценил как смертельную угрозу для Евросоюза.
Принятие Макроном масштабных социально-экономических мер по борьбе с кризисом и приостановка реформ были вынужденным, но единственно возможным решением. Долгосрочные последствия кризиса еще предстоит оценить, но уже ясно, что ЕС необходимы большие средства и полномочия для действий в экстренных ситуациях.
комментарии(0)