Фото Marlene Awaad/Bloomberg via Getty Images
Начавшись три недели назад как мирные протесты против проводимой правительством и президентом Франции налоговой политики, движение «желтых жилетов» переросло в массовые погромы в центре Парижа: жгут машины, бьют витрины. В результате столкновений с полицией в минувшую субботу только в Париже пострадали более 100 человек, среди них 23 стража порядка, задержано около 400 человек.
В отличие от акций, организуемых профсоюзами или политическими партиями, движение «желтых жилетов» социально-сетевое. Как и следовало ожидать, сетевое движение переродилось: главную роль стали играть ультрарадикалы, «профессиональные манифестанты», так называемые casseurs, которые устраивают уличные беспорядки. У них иные цели, чем те, которые первоначально выдвигались в Интернете.
Изначально в движении «желтых жилетов» участвовали представители разных слоев общества, возрастов, регионов Франции со своими политическими пристрастиями. Есть и те, кто поддержал Эмманюэля Макрона и его партию или вообще не ходил на выборы. У «желтых жилетов» нет явных лидеров и четко сформулированных требований. Многие впервые вышли с протестами на улицу.
По данным опросов общественного мнения, движение «желтых жилетов» против налоговой политики считают обоснованным до 84% респондентов. Причина недовольства: налоги растут, а качество предоставляемых государством услуг не улучшается. Социальная функция налогов все больше уступает место функции пополнения бюджета.
Нарастают противоречия и на местном уровне. Так, французы поддерживают обещанную отмену налога с жилища, но он идет в местные бюджеты и его отмена усугубит финансовые проблемы на местах. Из-за этого многие мэры в провинциях заявляют о намерении уйти со своих постов.
Недовольство высокими налогами зрело во Франции давно. Последней каплей стал налог на горючее, особенно болезненный для сельских жителей. Для них машина – единственно приемлемый способ добраться до работы, иногда за десятки километров от дома. Протесты против этого налога (за его отмену – 82% респондентов) переросли в протесты против всей налоговой политики, которая ведет к снижению покупательной способности населения.
Десятилетия роста во Франции различных налогов, сборов, пошлин, социальных взносов – с 30,3% в 1960 году до 45,3% ВВП в 2017-м – вывели ее вперед по этому показателю среди стран Евросоюза. С 1982 года налоговое бремя устойчиво превышает 40% ВВП.
Сегодня из каждых 1000 евро собранных налогов среди прочего 250 идут на образование и науку, 130 – на развитие территорий, 110 – на социальные цели, включая здравоохранение. Из тех же 1000 евро налогов 100 евро суммарно ассигнуются на жилье и городское хозяйство, защиту окружающей среды, транспорт, культуру, спорт и развлечения. На оборону и безопасность идут 200 евро. При этом французы (83% опрошенных) не удовлетворены тем, насколько эффективно государство использует собранные налоги.
Протест выплеснулся наружу при президенте Макроне. Его окружение – молодые депутаты без политического опыта – вместе с ним держат оборону, столкнувшись с проблемами, которые накапливались годами. Предыдущее президентство социалиста Франсуа Олланда было отмечено ростом налогов в попытке смягчить неравенство. В ответ из страны устремились «налоговые беженцы».
На Францию приходится 3,2% ВВП, около 1% населения и при этом 20% налоговых эмигрантов мира. Почти половина (47%) французов поддерживают налоговых эмигрантов, и среди одобряющих такой выбор немало рабочих. Cвоим гражданским долгом считают уплату налогов 54% французов (на 3 пункта меньше, чем пять лет назад), 67% респондентов считают налоговое бремя чрезмерным. Многие полагают, что нынешняя налоговая политика углубляет неравенство в обществе. Лишь 16% опрошенных признают ее справедливой.
Французам хотелось бы платить меньше налогов, но при этом сохранить свою щедрую систему социального обеспечения. По меткому замечанию одного эксперта, они в массе своей против тех налогов, которые вынуждены платить, и не против тех, которые им платить не надо. В частности, это относится к налогу на богатство, которым облагаются наиболее состоятельные лица. Снижая этот налог, а также налог на прибыли компаний, государство рассчитывает создать условия для инвестиций. Это важно, поскольку перенос производства туда, где меньше налоги и издержки, приводит к сокращению рабочих мест во Франции.
Макрон получил в наследство от предшественников немало проблем. Десятилетиями экономика Франции в мировом рейтинге неуклонно опускалась: со 2-го после США места в 1960-х до 7-го после Индии сейчас. Остро встал вопрос о восстановлении конкурентоспособности.
Французская промышленная продукция проигрывает на рынках более дешевым товарам из развивающихся стран, с их меньшими по сравнению с Францией социальными обязательствами и издержками производства. Стране становится все сложнее сохранять высокие социальные стандарты, они все дороже обходятся бюджету. Дефицит торгового баланса (50 млрд евро в 2017 году), хроническое превышение расходов государства над его доходами обусловили потребность в проведении во Франции реформ, в том числе сложной и запутанной налоговой системы.
С января 2019 года предусмотрена упрощенная процедура взимания подоходного налога «с источника» – со всех видов доходов. Правда, многие эксперты сомневаются в ее упрощении, поскольку схема исчисления налога столь сложна, что сам министр бюджета как-то пошутил по этому поводу: если вы всё поняли про налог с источника, это значит, что мы плохо объяснили.
Среди развитых стран у Франции самые высокие не только налоги, но и доля ВВП, перераспределяемая государством, – 56%. Макрон заявил о намерении в следующем году снизить или даже упразднить ряд налогов суммарно на 25 млрд евро. Но на смену одним налогам приходят другие, чтобы в бюджете не образовалась брешь. Надо понимать, что государственные расходы в абсолютном размере чрезвычайно сложно снизить. Можно лишь изменить соотношение между отдельными их статьями – выбрать, что урезать: ассигнования на здравоохранение, дороги или школы…
Уже звучат призывы к отставке президента и к роспуску парламента. Это особенно неприятно для правящих элит в преддверии выборов в Европейский парламент в мае 2019-го. Президенту будет сложно «оставаться над схваткой» в этой обстановке. Французскому руководству нужно что-то предпринять, чтобы снизить накал в части общества. Сейчас раскол между «двумя Франциями» – столичной, более зажиточной, и депрессивной провинциальной – не уменьшается. Президент и премьер-министр хотят сохранить прежний экономический курс.
комментарии(0)