Дан Равив, Йосси Мелман. История разведывательных служб Израиля. - М.: Международные отношения, 2000, 252 с.
Израиль во многих отношениях уникальная страна", - замечают авторы этого не менее уникального исследования, где с прямотой и вместе с тем в патриотическом ключе два израильских журналиста бичуют пороки "Моссада", чтобы исцелить его и направить на путь истинный. Впрочем, перед "страшным судом" общественного мнения предстают также военная разведка "Аман", контрразведка "Шин Бет", другие спецслужбы Тель-Авива и их бывшие шефы. Ведь одна из особенностей демократии на Земле обетованной, убеждены Дан Равив и Йосси Мелман, - "широкая поддержка гражданами секретных служб своей страны, о которых они так мало знают". Поэтому, открывая соотечественникам глаза на историю тайных операций, авторы книги сказали о разведке Израиля все, что знали, не добавив ни капли вымысла.
А знают они достаточно много, поэтому на Западе их работу сразу оценили специалисты, прежде всего за полноту, объективность и глубину анализа проблемы. Собирая информацию, Равив и Мелман беседовали с бывшими директорами американского ЦРУ и отставными руководителями израильских спецслужб, опросили десятки ветеранов разведки, сотрудников правоохранительных ведомств, объездили несколько стран, в которых действовал "Моссад" или его "филиалы". Но в самом Израиле авторы "столкнулись с отказом спецслужб предоставить какие-либо документы или материалы" и с жесткими правилами военной цензуры. Книга вышла на английском языке под названием "Every spy a prince" ("Каждый шпион - принц"). Исходя из авторского подзаголовка и "канонов" серии "Секретные миссии", такое авторитетное издательство, как "Международные отношения", для первой русской версии труда Равива и Мелмана предпочло более строгое заглавие: "История разведывательных служб Израиля".
В книге подробно описаны детали многих как успешных, так и неудачных операций "Моссада" за период его существования с 1 сентября 1951 г. Здесь и акции против соперников Израиля в арабском мире, и ликвидация палестинцев, заподозренных в терроризме, и освобождение заложников в угандийском аэропорту "Энтеббе", и тайное похищение неизвестно каким способом и неведомо из какой страны бывшего техника Мордехая Вануну, впервые рассказавшего миру полтора десятилетия назад о сверхсекретном ядерном объекте Израиля в Димоне. То, что многие считают какими-то особыми психологическими и информационными операциями "Моссада", Равив и Мелман нередко называют чистой воды глупостью и проколами израильской разведки.
Многие неудачи спецслужб, как утверждают авторы, лишь усугубляются произволом цензуры. В книге даются различные версии истории создания Израилем атомной бомбы, чему прямо содействовали "Моссад" и "Лакам" (служба ядерной научно-технической разведки). Пик славы разведсообщества пришелся на удачную для Тель-Авива Шестидневную войну 1967 г., а неудачи начались с провала разведки во время войны 1973 г. с Египтом. Дерзкие акции, спланированные "Моссадом", были и позже, однако израильтяне реагировали на них уже неоднозначно. Спецслужбы делали все для того, чтобы об их провалах не было известно прессе и общественности. Хотя "Моссад" по эффективности считается пятым в мире среди ведущих разведок, с начала 1980-х годов на него также обрушились все напасти: "В разведсообществе возникли острые конфликты между амбициозными руководителями, а также среди тех, кто покинул это тайное братство в погоне за наживой".
Можно сказать, для России это "очень своевременная книга". Авторы раскрывают подробности участия разведки в увеличении потока эмигрантов в Израиль из европейских общин по всему миру, особенно из Советского Союза в 70-е гг. На наглядных примерах показано, как даже в условиях тотальной борьбы с терроризмом, при постоянной жизни между миром и войной отсутствие гражданского контроля за спецслужбами и устаревшая система военной цензуры в Израиле будут отдалять, а не приближать решение насущных вопросов безопасности государства и общества. Не всегда может Израиль контролировать активность своих отставных разведчиков, которые то и дело вовлекаются в сомнительные сделки за рубежом.
Даже не всех своих агентов, провалившихся при выполнении особых заданий, "Моссад" может вытащить из тюрьмы, о чем свидетельствует дело Джонатана Полларда, арестованного в 1985 г. в США. То ли дело было в то время, когда разведку возглавлял Исер Харел! При нем был тайно захвачен в Аргентине и доставлен на Землю обетованную нацистский преступник Адольф Эйхман. Фактически при нем Израиль овладел технологиями и образцами для производства своей атомной бомбы...
Ныне здравствующий Исер Гальперин родился в 1912 г. в Витебске, а в Палестине стал Исером Харелом, ближайшим сподвижником основателя и первого руководителя Израиля Бен-Гуриона. Возглавлял вначале "Шин-Бет", с 1952 по 1963 г. был директором "Моссада". В молодости состоял в левой сионистской организации "Ха-Шомер" ("Молодая гвардия"), а теперь носит почетный неофициальный титул "мемунех" - "человек, который руководит всем" (в спецслужбах). "Исер Харел, - утверждают Равив и Мелман, - повысил эффективность разведки в основном по советской модели. Русское влияние, возможно, неосознанно, но довольно заметно сказалось на облике израильской разведки. Это было наследие большевистского духа, который принесли с собой из России и Восточной Европы отцы-основатели Израиля".
"Let my people go" - поется в известном спиричуэле на тему библейского псалма. Так Моисей вел свой народ через духовную пустыню. Дан Равив и Йосси Мелман нашли в этом сюжете новые мотивы. "За 32 столетия до Бен-Гуриона Моисей, повинуясь Божьей воле, отобрал 12 выдающихся израильтян и тайно направил их в Землю обетованную. Бен-Гурион и его команда тоже предъявляли высочайшие требования к своим секретным агентам, этим лучшим из лучших, "принцам" еврейского народа..." Когда по завершении миссии "принцы" возвратились, "их наблюдения были противоречивы, и они долго спорили об увиденном". Надо идти, двигаться в направлении контроля за спецслужбами - таков лейтмотив журналистского расследования Равива и Мелмана. Они полагают: разведка - слишком важный институт, чтобы отдавать его на откуп самим разведслужбам и политикам.