Владимир Кричевский. Типографика в терминах и образах. Том 1: 158 терминов. 144 с. Том 2: 158 образов. 164 с. Дизайнер Владимир Кричевский. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2000.
НАЧНЕМ с искусства книги как такового. Очевидно, что человек, издающий какой бы то ни было справочник в маркой и непрочной белой бумажной обложке, мягко говоря, неправ. Но, поскольку этот человек - известный и серьезный дизайнер и теоретик графического дизайна Владимир Кричевский, очевидно, что выбрать для книги такое решение по недомыслию он не мог. Если это не недомыслие - то, видимо, провокация. Какова может быть ее цель? Подсказать читателю вывод: справочник таким быть не может - значит, это не справочник.
Вот теперь можем перейти к содержанию книги.
И немедленно вернемся к понятию справочника, каковым двухтомник все-таки, конечно, является. Не только по своей первичной структуре: термин - объяснение - картинка. Мало ли постмодернистов балуется подобным образом! Нет, "Типографика..." вполне может и должна работать в качестве настольной книги для каждого, кто хоть как-то связан с издательским делом, в особенности сейчас, когда в эту сферу пришло огромное количество людей из других профессий, и ни директора издательств, ни технические сотрудники понятия не имеют, что такое, например, средник или рантовая линейка. И эта книга содержит прекрасные, емкие и доступные определения каждого термина, необходимые как тем, кто никогда о них не слышал, так и тем, для кого проще нарисовать рантовую линейку, чем объяснить, что это такое.
Но не только. Определения кратки, а статьи занимают порой по три-четыре страницы. Конечно, у каждого термина есть своя история, изложенная в этих статьях с научной добросовестностью, со всеми возможными ссылками на источники. Но, когда в статье, посвященной, казалось бы, вполне техническому термину "Удобочитаемость", возникает такая фраза, как "многим читателям вовсе безразлично, как выглядит текст, и такие непривередливые читатели заслуживают самой целесообразной и элегантной типографики", - становится ясно, что это уже и не история. Это уже философия.
Как ни странно, превратить справочник в связную монографию по философии типографики помогает второй, вроде бы вспомогательный том - "158 образов". С его помощью задается бесконечно сложный маршрут чтения, вернее, "чтения-рассматривания". Кроме перекрестных отсылок между статьями, существуют еще собственные отсылки между иллюстрациями, и они часто гораздо более заманчивы. Так, начав с каких-нибудь невинных "Маргиналий" и решив взглянуть на них своими глазами, восхитимся картинкой и захотим посмотреть, так же ли красива и упомянутая здесь же "Глухая верстка", а поскольку и она тоже чрезвычайно хороша, соберемся прочесть заодно и ее определение... Дальнейший маршрут каждый читатель проложит себе сам, но уверяем, что остановиться на этом пути будет трудно. Есть ведь еще и картинки, попадающиеся на глаза "случайно", просто потому, что оказываются на одном развороте с теми, которые нас интересуют. И, несмотря на то, что автор в предисловии ко второму тому честно предупреждает нас об этих "случайностях", они все равно продолжают работать на то же усложнение маршрута.
А пропутешествовав таким образом некоторое время, мы обнаружим, что в поисках решения вполне технической задачи вышли на совершенно новый уровень возможностей этого решения; что этот уровень задается уже самим наличием того или иного термина в словнике; что какая-нибудь "Юстировка колонок", о существовании которой мы до сих пор и не подозревали, уже прочно вошла в нашу систему ценностей и теперь до конца жизни останется для нас критерием в определении расплывчатого понятия "хорошо изданной книжки". И это раскроет нам еще один жанр лежащей перед нами книги: это апология. Ибо Владимир Кричевский относится к великому искусству типографики с нежностью и трепетом, и чувства эти передает своим читателям, в том числе и вполне типографическими методами.
Кстати, мы забыли объяснить нашему читателю значение малоизвестного и узкоспециального термина "Типографика". Энциклопедия "Книга" (М.: БРЭ, 1999) трактует его как "Иск-во расположения шрифта и др. компонентов полиграф. набора на некой площади или в некоем пространстве". В книге Кричевского этот термин, конечно, тоже имеет свое определение. Несколько более глубокое.