0
628

27.04.2000 00:00:00

Это не справочник. Это справочник


Владимир Кричевский. Типографика в терминах и образах. Том 1: 158 терминов. 144 с. Том 2: 158 образов. 164 с. Дизайнер Владимир Кричевский. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2000.

НАЧНЕМ с искусства книги как такового. Очевидно, что человек, издающий какой бы то ни было справочник в маркой и непрочной белой бумажной обложке, мягко говоря, неправ. Но, поскольку этот человек - известный и серьезный дизайнер и теоретик графического дизайна Владимир Кричевский, очевидно, что выбрать для книги такое решение по недомыслию он не мог. Если это не недомыслие - то, видимо, провокация. Какова может быть ее цель? Подсказать читателю вывод: справочник таким быть не может - значит, это не справочник.

Вот теперь можем перейти к содержанию книги.

И немедленно вернемся к понятию справочника, каковым двухтомник все-таки, конечно, является. Не только по своей первичной структуре: термин - объяснение - картинка. Мало ли постмодернистов балуется подобным образом! Нет, "Типографика..." вполне может и должна работать в качестве настольной книги для каждого, кто хоть как-то связан с издательским делом, в особенности сейчас, когда в эту сферу пришло огромное количество людей из других профессий, и ни директора издательств, ни технические сотрудники понятия не имеют, что такое, например, средник или рантовая линейка. И эта книга содержит прекрасные, емкие и доступные определения каждого термина, необходимые как тем, кто никогда о них не слышал, так и тем, для кого проще нарисовать рантовую линейку, чем объяснить, что это такое.

Но не только. Определения кратки, а статьи занимают порой по три-четыре страницы. Конечно, у каждого термина есть своя история, изложенная в этих статьях с научной добросовестностью, со всеми возможными ссылками на источники. Но, когда в статье, посвященной, казалось бы, вполне техническому термину "Удобочитаемость", возникает такая фраза, как "многим читателям вовсе безразлично, как выглядит текст, и такие непривередливые читатели заслуживают самой целесообразной и элегантной типографики", - становится ясно, что это уже и не история. Это уже философия.

Как ни странно, превратить справочник в связную монографию по философии типографики помогает второй, вроде бы вспомогательный том - "158 образов". С его помощью задается бесконечно сложный маршрут чтения, вернее, "чтения-рассматривания". Кроме перекрестных отсылок между статьями, существуют еще собственные отсылки между иллюстрациями, и они часто гораздо более заманчивы. Так, начав с каких-нибудь невинных "Маргиналий" и решив взглянуть на них своими глазами, восхитимся картинкой и захотим посмотреть, так же ли красива и упомянутая здесь же "Глухая верстка", а поскольку и она тоже чрезвычайно хороша, соберемся прочесть заодно и ее определение... Дальнейший маршрут каждый читатель проложит себе сам, но уверяем, что остановиться на этом пути будет трудно. Есть ведь еще и картинки, попадающиеся на глаза "случайно", просто потому, что оказываются на одном развороте с теми, которые нас интересуют. И, несмотря на то, что автор в предисловии ко второму тому честно предупреждает нас об этих "случайностях", они все равно продолжают работать на то же усложнение маршрута.

А пропутешествовав таким образом некоторое время, мы обнаружим, что в поисках решения вполне технической задачи вышли на совершенно новый уровень возможностей этого решения; что этот уровень задается уже самим наличием того или иного термина в словнике; что какая-нибудь "Юстировка колонок", о существовании которой мы до сих пор и не подозревали, уже прочно вошла в нашу систему ценностей и теперь до конца жизни останется для нас критерием в определении расплывчатого понятия "хорошо изданной книжки". И это раскроет нам еще один жанр лежащей перед нами книги: это апология. Ибо Владимир Кричевский относится к великому искусству типографики с нежностью и трепетом, и чувства эти передает своим читателям, в том числе и вполне типографическими методами.

Кстати, мы забыли объяснить нашему читателю значение малоизвестного и узкоспециального термина "Типографика". Энциклопедия "Книга" (М.: БРЭ, 1999) трактует его как "Иск-во расположения шрифта и др. компонентов полиграф. набора на некой площади или в некоем пространстве". В книге Кричевского этот термин, конечно, тоже имеет свое определение. Несколько более глубокое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости