0
998

13.04.2000 00:00:00

Книга, шитая белой ниткой

Тэги: Чечня, книга


Чечня. Белая книга. - М.: РИА "Новости", "Росинформцентр", 2000, 174 с.

НАКОНЕЦ-ТО на девятом месяце ведения второй чеченской войны Росинформцетр (РИЦ) и РИА "Новости", считающие себя преемниками Совинформбюро, решили хоть что-то противопоставить удуговской пропаганде, которая постоянно наращивает свою активность с первых дней боев на Северном Кавказе. Политический эффект чеченской пропагандистской кампании налицо: террористов принимают в парламентской ассамблее (ПАСЕ), а российскую позицию жесточайшим образом критикуют.

Просвещенную Европу, однако, не убедила специально подготовленная информационная акция российских пропагандистов. Априори этого и не могло произойти, поскольку, во-первых, масштабность цели входит в явное противоречие с поспешностью подготовки издания, во-вторых, появление книги не было подготовлено всей предшествующей информационной работой, то есть проигнорирован принцип постоянного воздействия на иностранную аудиторию, в-третьих, не учтена специфика восприятия европейцами российских реалий, в том числе и самой чеченской войны.

Можно лишь констатировать, что пусть и запоздало, но и в России положено начало выпуску серии "Белых книг", которые в цивилизованных странах служат для разъяснения официальной позиции властей в различных конфликтных ситуациях. Между тем в 90-х годах российские войска участвовали в более чем двух десятках локальных конфликтов на территории бывшего Советского Союза и за рубежом. Общественности, впрочем, предлагалось самой создавать картину истинных намерений властей России, гадать, насколько оправданно использованы те или иные средства в весьма щекотливой сфере обеспечения безопасности, а также самостоятельно выносить суждения по многим другим аспектам военно-политического урегулирования кризисных проблем. С этой точки зрения появление "Белой книги" по Чечне - явление "знаковое", и хотелось бы надеяться, что оно войдет в практику государственной информации, а не останется лишь разовым явлением, приуроченным к сессии ПАСЕ.

Однако знакомство с первым "белым" опусом порождает сомнения в том, что это благое начинание станет успешным. Прежде всего потому, что в книге нет заявленной позиции властей, а содержатся лишь публицистические материалы, надерганные из разных отечественных и иностранных печатных изданий. Документальная часть ее содержит лишь те официальные документы, которые иногда печатались или комментировались на страницах СМИ. Закон жанра явно нарушен.

В результате получился дайджест наскоро подобранных материалов из газет, тематически поделенный на две основные части. Первая освещает историю российско-чеченского конфликта с царских времен до сталинского периода, вторая - первую и вторую чеченские войны прежде всего с точки зрения журналистов. В отдельный раздел почему-то вынесено описание одного из преступлений чеченских террористов - уничтожение группы представителей Красного Креста в 1996 г. Традиционным введению и заключению не удалось обобщить содержание книги, из-за чего складывается четкое впечатление, что глубоко продуманного общего замысла не существовало, а все было подчинено решению сиюминутной политической задаче.

Словом, если читатель более или менее постоянно следил за публикациями в центральной печати, вряд ли он найдет что-то новое в "Белой книге" по Чечне. А единственное "новое" в ней - это некоторые фотографии жертв чеченских расправ. Их натуралистичность не вызывает сомнений в том, что они извлечены из архивов спецслужб.

И самое главное: книга, которая должна была бы представить официальную точку зрения на события в Чечне, этой точки зрения читателю и не дает. К примеру, о проблемах беженцев, о количестве потерь, о мерах по восстановлению мирной жизни и о многих других проблемах мы вынуждены выносить суждения сами, основываясь на газетных публикациях.

Возможно, книга представляет некоторый профессиональный интерес для журналистов, поскольку по ней можно проследить, как та или иная газета отображала один и тот же факт, кто интересней "разыграл" в общем одну и ту же информацию, полученную, как правило, из одного и того же источника. Но для обычного читателя такие "кроссворды" утомительны. Разочарован будет и иностранный читатель, поскольку книга изобилует мало ему понятными реалиями политической и общественной жизни России без каких-либо комментариев.

И последнее. Столь уважаемым организациям, как РИА "Новости" и РИЦ, следовало бы руководствоваться писаными и неписаными правилами журналистской этики. Ссылки на газетные материалы порой отсутствуют, а даты публикаций - повсеместно. Авторы публикаций в большинстве случаев даже не упомянуты. Конечно, внешне это и создает "официальный" вид, но, по существу, снижает уровень доверия к изданию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
263
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
220
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
212
Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

0
171

Другие новости