На сайте "Топос" - очередная публикация лирики Владимира Важенина. В подборку вошли стихотворения, объединенные южной летней тематикой: "Море", "Волны", "Сочи", "Пиво", "Грузия" и еще "Попугайчики".
Нам уже приходилось писать о Владимире Важенине в "EL-НГ" от 21 февраля сего года. Напомним, что он открыт читающему миру великим классиком Мирославом Немировым и является непревзойденным мастером аутентичной поэзии - одного из главных жанров так называемого литературного постинтеллектуализма. Напомним также, что постинтеллектуализм является реакцией на кризис аутентичности в литературе, на засилье мерзковатых версификаторов гнезда Рейна и Бродского, компрометирующих саму идею поэтического высказывания.
Поэзия Важенина есть именно "высказывание", а не "письмо". Его стихи предназначены не для чтения и не для декламации - и то и другое предполагает наличие аудитории, а аудитория выстраивает "горизонт ожидания", обусловленный авторством, контекстом, жанровой соотнесенностью и тому подобной мурой. Литература - это "горизонт ожидания". Стихи Важенина - не литература, а факт внутренней коммуникации. В отличие от литературы они самодостаточны. Их можно сравнить с фанком, рэпом или хип-хопом, которые тоже не музыка, а определенного рода экстатика.
Идеальный постинтеллектуалист Важенин не имитирует и не пародирует обыденное высказывание - в этом его отличие от ироников и мовистов. Он просто не умеет пародировать - для пародии нужна экстерриториальность, которой Важенин не обладает. Он лишь утрирует и экстатически усиливает обыденную ткань, тем самым уже выделяя себя из нее, актуализируясь в качестве источника речи. Для искусства этого минимума рефлексии вполне достаточно. Дальше начинается "культура" и утрата той самой аутентичности, которая сродни счастью: стоит о нем задуматься - и его уже нет.
В заключение скажем, что любое из стихотворений непревзойденного Владимира Важенина следует цитировать целиком.
Каждый день почти я хлебаю
пиво,
Мне от этого благодать.
Не могу пройти я мимо.
Хозяйка пивного ларька,
Совсем грузинка молодая,
Мне наливает два бокала
Такого пива разливного.
И я глотаю, его глотаю,
И получаю кайф большой.
А как приятно в перерыве
Сигарой сладкой
задымиться.
Кругом здесь прелести одни
Восточной кухни
знаменитой.
Шашлык дымится, просто
кайф
В его дыму купаться едком.
Еще куда-куда приятней
Съедать шашлык,
Руками в рот суя
Кусочки мяса золотого
И обмакнув сначала их
В томатном соусе,
но остром.
И как приятно ощущать,
Что пиво наше просто
прелесть.
Это кайф.
Кайф, что Важенин живет в Тюмени и не ведает того, что он - постинтеллектуалист. Учитесь аутентичному мировосприятию, идиоты.