Почти четыре сотни беспризорных и безнадзорных детей областного центра целую неделю могли чувствовать себя вполне довольными жизнью: их ежедневно кормили вкусными горячими обедами, им выдавали чистую одежду, их осматривали медики. Некоторые из малолетних бродяжек, рыщущих по городу в поисках съестного и хоть какого-либо заработка на пропитание, признавались: они никогда так вкусно не ели. Отмытые, они мало чем напоминали "детей улиц". Впрочем, прошлое, а скорее всего и будущее по-прежнему светилось в их глазах.
В Иркутске, как и по всей стране, прошла "Весенняя неделя добра". Семь дней районные комиссии по делам несовершеннолетних, представители органов соцзащиты и общественных некоммерческих организаций только тем и занимались, что отлавливали малолетних бродяг обоего пола, приводили их в человеческий вид, ставили на учет впервые попавших в поле зрения. В Иркутской области, как отметила координатор акции "Дети улиц" Эльмира Семенова, это первый опыт объединения усилий общественных организаций, государственных структур, коммерческих фирм для оказания реальной помощи беспризорным и безнадзорным детям.
Десять лет государство только тем и занималось, что ломало проржавевшую систему былого общественного и экономического строя, насильно проталкивая скороспелые и зачастую непродуманные реформы. Ровно столько же оставались без внимания и "цветы жизни". Страна ужаснулась, когда стала доступной самая приблизительная, как представляется, статистика: таких масштабов беды никто и не представлял - многие сотни тысяч позабытых и позаброшенных едва ли не с колыбели. Через десяток лет эти подросшие представители "дна" способны взорвать самоустранившееся от их проблем общество. Но печально не только это. Бывшая сверхдержава сегодня уже не может в одиночку, без широкого участия общественности, изменить судьбу нынешних социальных сирот. На недавнем всероссийском совещании вице-премьер правительства Валентина Матвиенко практически расписалась в бессилии государственных структур, призвав местные власти наладить сотрудничество с неправительственными и религиозными организациями, международными фондами, бизнесменами. Сегодня только в одной Иркутской области тысячи тех, кто не учится в школе, стоит на папертях и у магазинов, обживает теплоколлекторы, кто не знает родительского тепла, кто погружается в трясину наркомании. Роясь в архивных документах, я наткнулся на любопытную цифру: в тяжелейшем 1923 году в Иркутске насчитывалось около трехсот беспризорников┘.
Нынешние организаторы и участники акции "Дети улиц" тоже поражаются. Ужасающим условиям жизни предоставленных самим себе малолеток, их ежедневной борьбе за существование, их будущему. Всего лишь одна судьба. В один из дней "Весенней недели добра" доброволец, сотрудник некоммерческой организации "Гражданская информационная инициатива" Ольга Карасева в Ленинском районе Иркутска встретила худенькую невысокую девочку с неумело обесцвеченными волосами. Наташа из неблагополучной семьи. Должна учиться в седьмом классе, но давно уже забросила занятия, хотя, по словам преподавателей, способности к учебе есть. Год назад она еще молча слушала, как рассказывает Ольга Карасева, назидания классного руководителя и представителей комиссии по делам несовершеннолетних. В нынешнюю встречу дерзит, в интернат не хочет, дома не живет. В последнее время Наташу не раз замечали в компании водителей. Девочка "секонд хенд"? К сожалению, подобных историй не перечесть.
На днях по инициативе корпункта Агентства социальной информации в Доме дружбы представители государственных структур и около 30 общественных организаций, коммерческих фирм подводили итоги своей акции. Сначала говорили о том, что удалось сделать за неделю. Собрана и роздана тонна с лишним одежды, сотни килограммов продуктов (спасибо откликнувшимся коммерсантам и другим благотворителям), 16 беспризорников и социальных сирот определены в приюты. Делились и добытой информацией, которая наталкивает на многие размышления. Любопытно, например, было узнать о том, что более 50% детей изъявили желание заниматься чем-либо полезным. Примечательно, но городской отдел образования уже представил полный список кружков, студий, секций, которые бы смогли немедленно начать работу с безнадзорными детьми.
Но еще в большей степени участников общественных слушаний заботил самый главный вопрос: а что будет с детьми после акции? Всех в приюты и детские дома не пристроишь, поскольку домов этих не только в Иркутске, но и в области катастрофически не хватает, что признают и сами власти. И тем не менее все сходились в одном: созданная общими усилиями коалиция имеет огромный потенциал и массу полезных идей. Так, например, общественники мечтают о социальном магазине, в котором можно было бы приобрести по низким ценам продукты или бывшие в употреблении вещи. Есть энтузиасты, готовые заняться организацией подобной торговой точки, но нет помещения. Сможет ли его выделить администрация Иркутска? Намерены общественники заниматься и сбором одежды, обуви, игрушек, выявлением неблагополучных детей, помощью конкретным семьям и много чем другим.
Вся эта работа, безусловно, имеет смысл, но лишь тогда она приобретет адекватную ситуации масштабность, когда государство не на словах, а на деле возьмется за решение проблем социального сиротства и безнадзорности. Одной "Весенней недели добра" для счастья слишком мало, особенно если впереди пока никакого просвета.
Иркутск