0
19690
Газета Идеи и люди Печатная версия

11.08.2022 16:35:00

Запад усиливает контроль за соблюдением антироссийских санкций

США и ЕС стараются не оставить официальным лицам и представителям бизнеса РФ возможности обойти ограничения

Тэги: политика, экономика, санкции, олигархи, сша, ес, евросоюз, финансы, ограничения, иран, великобритания

Все статьи по теме "Санкционные войны"

политика, экономика, санкции, олигархи, сша, ес, евросоюз, финансы, ограничения, иран, великобритания На июльской встрече президент РФ Владимир Путин и глава Ирана Ибрахим Раиси смогли обсудить перспективы сотрудничества двух стран в изменившейся геополитической ситуации. Фото Reuters

Государства Запада, «пакетируя» Россию все новыми санкционными ограничениями под предлогом несогласия с ее действиями в Украине (введен уже седьмой пакет антироссийских санкций), все-таки надеются достичь заявленной цели, а именно – максимально разрушить экономический и финансовый секторы РФ, вызвав тем самым внутриполитический резонанс (кризис) в нашей стране. При этом они с завидным упорством стремятся решить поставленную задачу, даже несмотря на негативный для себя возвратный эффект от вводимых в отношении Москвы рестрикций.

Заявляя о том, что санкции действуют, и в Вашингтоне, и в Брюсселе на самом деле понимают, что реально желаемого результата им пока достичь не удалось. Как считают западные эксперты по санкциям, во многом это связано с внутренними резервами России, которые на каком-то этапе позволяют ей самостоятельно справляться с действующими ограничениями. С другой стороны, Запад понимает и то, что в этой ситуации российский бизнес (как и бизнес любой другой подсанкционной страны) вынужден искать обходные пути и лазейки в санкционной блокаде, особенно на тех участках, где программа импортозамещения не действует или действует недостаточно.

Нарушение санкций приравнивают к отмыванию финансов

В связи с этим США и Европейский союз намерены выработать устойчивый механизм по усилению контроля за соблюдением пакетов антироссийских санкций и обеспечению их правоприменения, стремясь, как сообщает американское издание Wall Street Journal, «максимально ужесточить экономическое давление на Кремль». Собственно говоря, Соединенные Штаты действуют достаточно скоординированно по выявлению возможных схем преодоления санкционных барьеров, в то время как ЕС испытывает в этом плане некоторые затруднения.

В основе проблемы Евросоюза лежит разделение полномочий между Брюсселем, определяющим санкционную политику, и национальными министерствами стран – членов ЕС, их надзорными органами и отраслевыми группами, которые непосредственно применяют ограничительные меры (следует признать, что не везде этот процесс безгрешен). Об этом в интервью британской Financial Times от 14 июля с.г. сообщила еврокомиссар по финансовой стабильности Мейрид Макгиннесс. Отметив успехи Брюсселя в разработке ограничений и координации их с международными партнерами, подразумевая прежде всего все последние пакетные меры против России, она признала, что «в некоторых странах имеется мощный механизм для осуществления санкций, а в некоторых нет, что позволяет их обойти».

Исправить это положение, по замыслу Брюсселя, может новая структура, аналогичная американскому Управлению по контролю за иностранными активами Минфина США, в чьи полномочия входят вопросы финансовой разведки, планирования и применения экономических и торговых санкций. При этом, как считает еврокомиссар, альтернативой учреждению нового органа может стать передача полномочий по надзору за внедрением санкций запланированному к запуску в 2024 году Управлению по борьбе с отмыванием денег (AMLA). Его создание было одобрено Советом ЕС в конце июня 2022 года с целью гармонизации надзорной практики в финансовом и нефинансовом секторах и координации ведения финансовой разведки для борьбы с отмыванием денег. Теперь же к этой задаче, вероятно, прибавится и контроль за исполнением странами – членами ЕС режима рестрикций. При этом стремления Брюсселя взять дело по контролю за санкциями в свои руки связано не столько с отсутствием в отдельных странах инструментария по их выполнению, столько с нежеланием этих стран обеспечить соблюдение принятых ограничительных мер.

В связи с этим британский Национальный центр экономических преступлений (NECC), Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) и Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) подготовили специальную методичку для контроля за действием введенных в отношении граждан РФ и российского бизнеса ограничений. Наибольшее внимание британские специалисты рекомендуют уделять операциям с криптовалютами и деятельностью в стране лиц, которые, весьма вероятно, могут иметь отношение к подпавшим под санкции российским владельцам активов. В качестве примеров «нарушений», которые могут осуществить россияне, в методичке указываются следующие. Прежде всего – «прямые или косвенные» переводы активов в не поддержавающие санкции юрисдикции: ОАЭ, Турцию, Китай, Бразилию, Индию и страны бывшего Советского Союза, за исключением Украины, Грузии и прибалтийских государств. Далее упоминается использование ввиду недоступности платежной системы SWIFT альтернативных способов платежей, например через криптоваплюты. Кроме того, британские специалисты указывают, что россияне во избежание санкций могут передать управление акциями другим людям (членам семей, родственникам, партнерам и т.д.) или отказаться от каких-то активов, но при этом сохранять контроль над собственностью если не через членов семьи или доверенных лиц, то с помощью адвокатов, риелторов, пиарщиков.

Опираясь на опыт Ирана, «черных рыцарей» и перевалочные пункты

Кроме того, как считает известный американский эксперт по финансовым преступлениям Кеннет Риджок, Россия для снижения западного санкционного давления частично может использовать опыт Ирана, находящегося под санкциями более 40 лет. Наиболее подходящими из «иранского набора» для РФ действиями, по его мнению, могут быть следующие. Применение после отключения от SWIFT бартерной торговли, то есть товарообменных сделок. Приемлемым вариантом является и использование во взаиморасчетах национальной валюты стран-партнеров, что Россия уже активно использует на практике. В международных платежах может использоваться также золото (это не относится к странам ЕС, поддержавшим седьмой пакет санкций, ограничивающий сделки с российским золотом). В экспортно-импортных операциях могут быть задействованы иностранные банки для схем по отмывке российских денег с их последующей конвертацией в СКВ. Если обратиться к Ирану, то, как утверждает американский эксперт, существуют веские доказательства того, что иранские банковские и другие финансовые организации открывали (или приобретали) банки в других странах через подставных лиц. Эти фактически иранские банки принимали (и до сих пор принимают) выручку в долларах, евро и иных свободно конвертируемых валютах, получаемую от экспорта иранской нефти. В некоторых случаях это были чисто иностранные банки, но они получали статус надежных партнеров Ирана по бизнесу. Очевидно, что эта схема сопряжена с рисками, но они могут быть минимизированы, если истинный источник валюты или конечная цель перевода валюты со счета банка скрываются. Для этого используются подставные лица, фальсифицированные контракты, длинные цепочки посредников и т.д.

Находящиеся под санкциями страны также активно пользуются услугами компаний, которые на рынках называют «черные рыцари» (black knights). Это торговые и финансовые посредники, транспортные, логистические и иные фирмы, функционирующие в том экономическом пространстве, где действуют санкции. Они, как правило, небольшие по размеру, но их количество на сегодня исчисляется тысячами, что позволяет освоить очень большие торговые объемы. Эти фирмы не имеют дочерних компаний, филиалов и отделений, банковских счетов в США и странах их союзников, поэтому отследить и прижать их не так просто.

В целом, как считают западные эксперты, для того чтобы санкции действовали максимально эффективно, необходимо перекрыть все возможные пути их обхода и ввести наказания экономического и другого характера для нарушителей санкционного режима. В связи с этим США намерены ужесточить карательные меры в отношении тех государств, которые каким-то образом попытались оказать содействие России обойти введенные в отношении нее ограничения.

В докладе американского Агентства по борьбе с финансовыми преступлениями говорится о том, что в настоящее время выявлен ряд стран, через которые РФ собиралась наладить параллельный импорт. Это Китай, Турция, Армения, Казахстан, Грузия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Все они, по заявлению Минфина США, подвергнутся наказанию. В черный список агентства также внесены Индия, Израиль, Бразилия, Мексика, ОАЭ, ЮАР, Сингапур, Тайвань, Никарагуа и Сербия, которые пытались стать «перевалочными пунктами» России для поставок в страну запрещенной санкциями продукции.

В свою очередь, американский Минюст попросил у Конгресса разрешения преследовать сети по обходу антироссийских санкций как преступные организации. По заявлению первого заместителя министра юстиции США Лизы Монако, находящиеся в Штатах активы россиян, которые должны быть конфискованы из-за санкций, «зачастую запрятаны в очень сложных сетях. Чтобы иметь возможность разобраться с ними, необходимо использовать закон для борьбы с организованной преступностью со всеми вытекающими отсюда последствиями».

169-7-2480.jpg
В отслеживании путей снабжения РФ
с 2014 года участвует ФБР.  Фото Reuters
Олигархи под ударом

Европейские власти также признают, что в настоящее время наиболее уязвимой сферой применения санкций Евросоюза против России является выявление и замораживание активов и денег структур российских олигархов. Так, в странах ЕС на текущий момент заморожены активы россиян на сумму свыше 14 млрд долл., но, как считают сами еврочиновники, упущено могло быть еще больше. По их предположению, российские граждане для сокрытия своего присутствия и происхождения собственных средств использовали сложные структуры компаний и трастов для инвестиций и покупки активов в Европе. Как считают эксперты по санкциям, российские олигархи могут переводить средства и активы из европейских государств партнерам и членам своей семьи, иногда используя временной интервал между объявлениями о санкциях в разных странах. В связи с этим по примеру США ЕС намерен применить соответствующие рестрикции и в отношении членов семьи подсанкционного лица.

Кроме того, Запад намерен ужесточить контроль за выполнением ограничительных мер и в отношении принадлежащих российским олигархам компаний, хотя здесь также есть определенные трудности. Дело в том, что даже когда находящийся под санкциями гражданин РФ явно имеет долю в компании, согласно правилам Евросоюза, она должна быть подвергнута финансовым санкциям только в том случае, если указанное лицо владеет более 50% акций или контролирует их. Поэтому Стеф Блок, координатор по соблюдению санкций в Нидерландах, где находится много российских холдинговых компаний, настаивает на установлении порогового значения владения акциями в 25%, чтобы находящимся под санкциями олигархам было труднее, как он считает, оставаться вне досягаемости. Также Блок заявил о необходимости скоординированных действий для установления истинных владельцев компаний, скрывающихся под маской трансграничных организаций.

О важности импортозамещения

Важным направлением санкционного воздействия на Россию, которое Запад намерен взять под особый контроль, являются поставки в интересах российской индустрии западных технологий, особенно тех, которые могут использоваться в национальном оборонно-промышленном комплексе.

ФБР Соединенных Штатов с 2014 года внимательно отслеживает российские сети снабжения и старается их оперативно прикрывать. Прежде всего контролируются поставки из Австрии, Германии, Тайваня, Нидерландов, которые в досанкционный период тесно взаимодействовали с российским бизнесом именно по этим направлениям.

Чтобы убедить своих европейских партнеров в правомерности и целесообразности применяемой Западом в отношении РФ санкционной политики, журналисты американского телеканала CNN 21 июля с.г. показали сюжет, в котором они разбирают на винтики, как было заявлено, российский беспилотник, якобы сбитый в Украине в ходе проведения специальной военной операции. В комментариях утверждается, что почти все компоненты российского БПЛА – иностранного (западного) производства. Достоверность сюжета требует проверки, так как CNN – единственный источник, раскрывший эту тему, однако суть передачи заключается в том (даже если ее истинность вызывает сомнение), что ужесточение антироссийских санкций и снижение технической оснащенности Вооруженных сил РФ, а следовательно, и их боеспособности – прямозависимы.

Инструменты для поиска лазеек

Для выявления возможных лазеек в обходе санкционных ограничений Запад активно использует имеющиеся в его распоряжении средства технического контроля, коммерческие возможности экономической и финансовой разведки, правоохранительные органы, а также потенциал национальных спецслужб. В США, кроме того, с апреля 2022 года запущена программа под названием Kleptocracy Assest Recovery Rewords Programm. Согласно ее условиям, те, кто предоставит сведения, которые помогут найти и изъять активы, связанные с иностранными правительствами, подверженными коррупции (в том числе России), получат денежное вознаграждение в размере 5 млн американских долларов (не исключено, что размер выплаты за информацию завышен в «рекламных» целях). В конце мая с.г. в Минфине США опубликовали Национальную стратегию 2022 года по борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем. Согласно документу, власти намереваются выявлять активы россиян, а также стремятся перекрыть им лазейки для доступа к американской финансовой системе. При этом не вызывает сомнения, что европейские партнеры Соединенных Штатов последуют тем же путем по личной инициативе или «настоятельной рекомендации» Вашингтона.

Таким образом, санкционное давление Запада на Россию будет продолжено. Вполне вероятно, что какие-то ограничения, как отмечалось, будут сняты (как, например, продовольственное эмбарго), по некоторым пунктам возможно последуют определенные послабления, нельзя также исключать того, что какие-то действия России, руководствуясь взаимовыгодным интересом, в США и Европе постараются «не замечать». Однако в целом свою основную задачу, связанную с введением беспрецедентных антироссийских санкций, Запад будет стремиться решить. В связи с этим он постарается максимально усилить контроль за соблюдением рестрикций на наиболее болезненных для российской экономики направлениях. При этом особенно жестким он будет там, где возможности России будут наиболее ограниченными.

Российским предпринимателям придется действовать осторожно и юридически аккуратно

Вполне естественно, что в складывающейся обстановке российский бизнес будет искать приемлемые варианты, прежде всего юридически грамотные, коммерчески обоснованные и финансово выгодные, для обхода действующих антироссийских санкций. Однако здесь необходимо учитывать, что обход санкций еще не означает победу над ними. Преодоление существующих ограничений потребует от российского бизнеса и конкретных должностных лиц дополнительных усилий, связанных с риском и соответствующими издержками (не только финансовыми). При этом, как считают эксперты в данной области, каких-то общих рекомендаций или алгоритма действий по уклонению от санкционного воздействия не существует. В каждом конкретном случае могут быть выработаны свои индивидуальные правила поведения, зависящие от многих факторов. Прежде всего это желание иностранных партнеров продолжать сотрудничество с представителем российского бизнеса исходя из собственных коммерческих интересов и материальной заинтересованности, а лучше в условиях отсутствия альтернативы; их готовность к конфиденциальным отношениям с использованием многоходовых схем, посредников, подставных фигур и т.д.; наличие противоречий среди иностранных компаний (идентичных по роду деятельности) в условиях жесткой конкуренции между ними для использования имеющихся разногласий российским бизнесом в своих интересах; возможность ответного воздействия со стороны определенной российской компании на иностранного партнера (в том числе и через другие, возможно, посреднические фирмы), от которого тот может понести достаточно ощутимые убытки, с целью убеждения его пойти на уступки, несмотря на действующие ограничения; использование посредников в тех странах, которые никоим образом не привлекают внимание Запада; наличие юридических упущений, огрехов и просчетов в санкционном правоприменении, которые могут быть использованы для отстаивания российским представителем своих интересов в международных судебных инстанциях (даже в условиях правового беспредела Запада).

Вся деятельность в этом направлении должна осуществляться аккуратно, выверенно, с максимальной осторожностью и под надежным юридическим обеспечением, позволяющим грамотно опротестовать возможные претензии западных «санкционных контролеров», а лучше – не допустить их.


статьи по теме


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1272
США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
1542
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
736
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
645

Другие новости