Начало внеземной формы жизни человечества прогнозируется не раньше чем через 200 лет. Иллюстрация NASA
Третье тысячелетие еще недавно казалось невероятным будущим. И вот оно наступило, однако мы до сих пор этого не чувствуем. Вокруг все те же проблемы, конфликты, дороги и…
Конец истории или ее начало?
А где чудеса науки, которые до неузнаваемости преобразили XX век и изменили жизнь миллиардов людей? Самолеты, телевизоры и лазеры, а потом – гаджеты, о которых в XIX веке мечтали только сказочники или чудаки-фантасты. Где новые социальные идеалы, к которым всегда стремилось человечество?
Неужели мы действительно оказались в конце истории, который предрекал Фукуяма? Совсем нет.
Просто в жизни может быть, как и в сказке – «скоро сказывается, но не скоро делается». Вот Жюль Верн написал в 1865 году книгу о полете с Земли на Луну, когда никаких технологий для его осуществления не было и даже еще не произошли важнейшие научные открытия, но 104 года спустя – в 1969 году нога человека ступила на Луну. А еще лет через 20 появились и космические туристы. Жюль Верн, таким образом, совершил первый документированный опыт манипулирования будущим, когда его фантастические идеи о космических путешествиях через 100 лет претворились в жизнь
А есть ли сегодня идеи, способные до неузнаваемости изменить мир в XXI веке?
Удивительное дело, но фантастические идеи – или научные ереси, которыми, по мнению физика Фримена Дайсона, их считают современники, или «ненужные вещи», как их назвал писатель Домбровский, – рождаются регулярно. Причем практически одновременно в разных областях знания. Так, во времена Жюля Верна мир удивили и экономист Маркс, и биолог Дарвин, и физик Больцман, и химик Менделеев, и многие другие.
Но революционные мысли такого масштаба приходят к человечеству редко, не чаще одного раза в 140 лет (см.: Доброчеев О.В. Глобальные волны технологических нововведений // Космонавтика XXI века / под ред. акад. Б.Е. Чертока. М.: СОФТ, 2010). Эта закономерность позволяет поискать источники событий XXI века в идеях недавнего прошлого.
Идеи 100-летней выдержки
Результаты такого поиска, конечно, окажутся субъективными. Но что поделать, человеку свойственно фантазировать, а уж потомки за 100 лет разберутся с нашими фантазиями.
Обратим в связи с этим внимание на замечание Ньютона о том, что он видел далеко потому, что стоял на плечах гигантов. Наверное, он имел в виду аббата Джона Дона, физиков Кеплера и Галилея. Возможно, потому, что их замечательные идеи напрямую с ньютоновскими не связаны. Хотя, по нашему мнению, они стали той средой, в которой родилась классическая физика.
И корни сегодняшних фантастических идей мы тоже можем обнаружить у предшественников. Так, одна из новых научных гипотез неустойчивой самоорганизации очень больших систем, или социальной турбулентности, появившаяся в середине 1990-х годов, своими корнями восходит к гипотезе турбулентности академика Андрея Колмогорова, идеям синергии Германа Хакена и диссипативных систем Ильи Пригожина (см.: Доброчеев О.В. Физические закономерности общественного развития // Общественные науки и современность. 1996. № 6). Хотя она всего лишь свернула их представления в компактную математическую форму, гипотеза удивила своими выводами.
Оказалось, что помимо известных макросистем, описываемых детерминистическими законами, и так называемых больших, или термодинамических, систем, описываемых статистическими законами, существует еще целый класс очень больших систем, описываемых законами социальной турбулентности. При определенных условиях в них возможно самопроизвольное образование временно устойчивых структур (неких социальных атомов).
С помощью инструментов этой гипотезы удалось заглянуть и в будущее. Остановимся кратко на трех вытекающих из нее фантастических перспективах XXI века:
– завершение к середине XXI века кризиса глобализации путем создания устойчивой системы глобальных государств;
– создание к этому же времени (или ранее, в 2030 году) нового класса разумных машин, способных решать парадоксальные и практически бесконечно-размерные задачи;
– начало формирования в конце XXI века новой формы жизни – солнечного человечества.
Мир глобальных держав
В самом начале XXI века – в период американской глобальной гегемонии его с осторожностью называли многополюсным миром, потом – многополярным и полицентричным. Хотя еще раньше появилось взвешенное научное представление о нем как о диверсифицированном ячеистом мире равновеликих глобальных государств (см.: Доброчеев О.В. Не многополюсный, а ячеистый // Независимая газета, 16.05.01).
Этот мир удивителен, поскольку США в нем оказываются сравнимы с Ираном. Однако он не более удивителен, чем современникам казался наш прогноз 2005 года о том, что Китай в течение 10 лет экономически сравняется с США. Эта история с прогнозом и его реализацией ясно показывает, что самое невероятное в политике всего через 13 лет может оказаться очевидным.
Конечно, и в случае Китая, и тем более Ирана о буквальной эквивалентности США говорить не приходится. Речь может идти лишь о том, что они не смогут уничтожить друг друга, как это еще бывало порой в XIX веке. Но не случилось уже в конце XX века, когда традиционный механизм войны до полного уничтожения противника дал сбой и ядро Советского Союза – Россия – сохранилось.
Мир глобальных держав наступит потому, что динамически он более устойчив, чем все предшествующие конструкции мировых империй, национальных государств или великих держав. Объясняется это его самым большим за историю планетарным масштабом и независимым от человека вихревым механизмом возникновения и поддержания стабильности, которому социальные силы из-за своей малости противостоять не могут. (По крайней мере так это представляется нам сегодня, пока наука еще не разобралась с резонансными механизмами движения очень больших систем.)
В результате глобальная экономика превратится в ячеистую систему глобальных государств, к которой человечество принудят силы природы. Это вызовет неожиданные последствия.
Резко, в несколько раз, сократится энергопотребление вследствие снижения размеров транспортных коридоров с глобальных на «глобально-государственные». Ведь по некоторым оценкам (например, Герхарда Менша, 10-летней давности), человечество тратит в 10 раз больше энергии, чем ему нужно для удовлетворения всех его насущных потребностей.
Оптимизация структуры, а следовательно, и функций глобального хозяйства со временем распространится и на региональный уровень и так далее, вплоть до отношений отдельных людей. В результате мир станет более разумным и гуманным.
Способствовать этому будет еще одно природное обстоятельство, связанное с тем, что фаза ячеистого (сотового) мира станет последней в череде его превращений из хаоса в порядок. Что будет после нее, совершенно непонятно. То ли библейский апокалипсис, как прогнозировали пророки, то ли история космического человека, как это виделось Циолковскому.
Дойдя до этой грани, человечество невольно станет мудрее.
Марсиане или «солнечное человечество»?
Сегодня, через 100 лет после Циолковского, космическое будущее приобрело дополнительную мотивацию и некоторые новые очертания. Стало ясно, что Земля не в состоянии поглощать всю ту энергию, которую человечество как некая глобальная тепловая машина выбрасывает в окружающую среду. Для нее нужен иной, более емкий резервуар, которым для планетарного человечества может быть только космос. В этих условиях освоение вначале Солнечной системы, а затем и Вселенной становится насущной необходимостью.
К этому подвигает и то обстоятельство, что мальтузианский вариант спасения человечества за счет его сокращения не менее опасен, чем безудержный прогресс. Это следует из теории очень больших систем, согласно которой развитие человечества ограничивают не столько ресурсы, недостаток которых преодолевается технологиями, сколько устойчивость поступательного движения.
Напомним в связи с этим некоторые известные и новые концепции движения человека в космос.
Наиболее удаленную перспективу в виде идеи лучистого человечества сформулировал Циолковский. Такой же, если не большей удаленностью в будущее отличается идея Дайсона создания вокруг Солнца обитаемой сферы, носящей его имя – сфера Дайсона.
Несколько более близкой к реалиям XXI века (а точнее – начала XXII века) является опубликованная в прогнозе «Космонавтика XXI века» идея создания интеллектуальных аналогов человека путем направленной стимуляции на планетах процессов их самоорганизации. При этом речь идет не о создании инопланетянина по нашему образу и подобию, а скорее новой формы жизни, способной к взаимопониманию и сотрудничеству с человеком. О создании феномена «солнечного человека» по открытым в последнее время физическим законам самоорганизации. Конечно, этот проект ничуть не проще, чем создание самолета по формуле Жуковского полторы сотни лет назад. Но дорогу осилит идущий.
Самая же реалистичная концепция – колонизация Марса. Здесь, однако, нас ожидают проблемы не меньшие, чем с «солнечным человеком».
Начнем с того, как это показывает физическая модель сознания (см.: Доброчеев О.В. Постнаука, или Время богов // Философия хозяйства. 2006. № 6), что рождаемые человеком в космосе образы могут оказаться неадекватными земным. Это создаст трудности как в поведении космонавтов, так и в общении их с землянами.
В случае же долговременной колонизации таких планет, как Марс, возникает проблема существенного физического видоизменения людей, более значительного, чем расовое различие.
Поэтому успешная колонизация Марса может привести к неожиданному результату – созданию марсиан. Из-за отличий в силе гравитации там, естественно, изменятся пропорции тела, но много важнее, что изменится структура мозга человека. Первые оценки показывают, что в сторону уменьшения творческих способностей. То есть в процессе заселения Марса нам либо придется создать настоящих марсиан приблизительно такого образа и вида, который им приписывают наиболее талантливые фантасты, либо испытать в этом проекте неудачу.
Усугубляться все это будет еще и тем, что продвижение в космос будет больше напоминать драматичное восхождение на Эверест или покорение полюсов холода, чем космическое путешествие. Однако время беззаботной жизни в колыбели человечества, как называл Землю Циолковский, или в раю, как говорит Библия, к нашему сожалению, неожиданно и слишком быстро заканчивается.
Поэтому первой и, по сути, единственной задачей человечества сегодня становится проектирование путей и средств освоения Солнечной системы. То, что 100 лет назад было голубой мечтой, сегодня превращается в неотвратимую необходимость.
Разумная машина – второй шаг в космос
Создание «солнечного человека» – путем ли колонизации Марса, или строительства сферы Дайсона, или генерации интеллектуальных аналогов человека – ненамного проще, чем его сотворение на Земле.
Решение такой задачи потребует не столько бесконечных сил, сколько бесконечной гениальности. Ее концентрированным выражением, по нашему мнению, может стать разумная машина (РМ). То есть система, способная в реальном режиме времени решать парадоксальные задачи – и одновременно бесконечно-размерные (как минимум размера Солнечной системы), как супер-ЭВМ.
Чтобы представить ее возможности, упростим систему до уровня, способного управлять всего лишь марсианским хозяйством, включая космическую и марсианскую логистику, жизнеобеспечение, здравоохранение и купирование (при необходимости) чрезвычайных ситуаций неизвестной на Земле природы. Сравнивая ее с задачей бескризисной глобальной экономики на Земле, над которой не один год бьется человечество, можно заметить, что последняя начинает казаться студенческой работой.
Тем не менее понимание физической природы мышления и обнаруженная (можно даже сказать, измеренная) 140-летняя волновая логика общественной мысли на Земле позволяют надеяться на создание первой версии РМ не позднее чем через 105 лет после появления фантастической идеи Беляева о голове профессора Доуэля, то есть к 2030 году. Приблизительно в то же время, когда Googl прогнозирует создание искусственного интеллекта.
Разумная машина, по нашему мнению, должна работать на принципах механики очень больших систем, по которым действует мозг человека.
В этих условиях РМ становится не только первым шагом марсианского проекта, но и основой всех альтернативных проектов освоения Солнечной системы (включая создание интеллектуального аналога человека, поскольку его ядром должна быть персональная РМ, ПРМ), не говоря уже о том, что РМ может понадобиться и для управления бескризисной глобальной экономикой.
Разумная машина сегодня приобретает значение критического звена эволюции. Можно поэтому предположить, основываясь на глобальных ритмах развития человечества, что через 35 лет после появления в 2030 году первой РМ, то есть в 2065 году, появится ПРМ, а еще через 35 лет, в 2100 году, ПРМ станет игрушкой для детей (как образно высказался в 1980-х годах Фримен Дайсон о перспективах персонального компьютера).
У каждого свой XXI век
Большинство людей почувствуют XXI век позже, чем он наступил. Приблизительно так же, как для многих советских людей ощущение, что они жили при коммунизме, пришло лет через 20 после окончания советской эпохи.
Есть и такие люди, которые всегда живут в будущем, какой бы век ни был за окном. Композитор Мусоргский называл их художниками: «Художник верит в будущее, потому что живет в нем».
Из этой когорты «вечно живущих» более счастливы, конечно, изобретатели. Поскольку они способны не только насладиться мысленным образом будущего, как поэты (вспомним Пушкина: «…над вымыслом слезами обольюсь…»), но и увидеть его, сотворив своими руками, как Тесла – чудеса новой техники.
В наше время фантасты и визионеры, такие как Маркс или Циолковский, уже отработали свою миссию.
Сегодня можно прямо сказать, что в 2018 году наступает эпоха изобретателей. И не только таких, как Тесла, Даймлер, Яблочков или Попов, но и таких, как Плеханов и Ленин, которые после освоения идей натуральной философии хозяйства, зародившихся недавно в лаборатории философии хозяйства МГУ им. М.В. Ломоносова, начнут в середине XXI века новый масштабный социальный эксперимент.
Правда, скорее всего не в России. Поскольку наша страна ближайшие 35 лет будет восходить на вершину своего социального благополучия, порой так же драматично, как в 1940–1970-е годы.
Сегодня мы находимся в таком моменте истории, когда идеи будущего в основном уже рождены и опубликованы. Наступило время воплощать их в жизнь. Но путь этот очень извилист, поскольку, как заметил Шекспир, люди предпочитают «со знакомым злом мириться, чем бегством к незнакомому стремиться».
К счастью, революционные мысли пугают многих, но только не тех, кто живет в будущем.
Рассмотрение же удивительно ритмичных шагов человечества «из терний к звездам» показывает, что первый шаг, связанный с созданием разумной машины, насутупит в 2030 году. А окончание кризиса глобализации с построением мира глобальных держав начнется в 2050-х годах, по окончании сверхдлинной 560-летней волны пассионарности. Предыдущий всплеск этой волны в 1492 году пришелся на открытие Америки.
Принципиально же новый способ перемещения в дальнем космосе появится у человечества в 2070-х годах, а первый «солнечный Гагарин», как это предполагал академик Борис Черток и как следует из 140-летней ритмики глобальных волн, – в 2101 году.
Сегодня же, в 2018 году, после завершения фазы «фантастических идей» XXI век наступает у изобретателей. Они через 35 лет передадут эстафету инженерам-конструкторам, юристам и экономистам.
Тогда – в середине XXI века – и начнется эра «солнечного человечества», вначале на родине изобретателей, а потом и у всех остальных.
В заключение составим краткую таблицу важнейших, с нашей точки зрения, событий XXI века.
2000–2018 – рождение новых философских и научных идей и концепций.
2018–2053 – период социального и инженерного изобретательства.
2030–2035 – создание первой разумной машины.
2018–2053 – завершение кризиса глобализации и построение мира глобальных держав.
2045–2060 – первая волна космических открытий XXI века.
2070–2075 – появление нового вида космического транспорта.
2101 – начало внеземной формы жизни – «солнечного человечества».
комментарии(0)