Фото Reuters
Президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан ИЛЮМЖИНОВ – частый гость в бывших республиках СССР. Во многом благодаря именно его усилиям постсоветские страны принимают важнейшие международные турниры и организуют собственные крупные соревнования. О том, какую роль сейчас играют шахматы на постсоветском пространстве, как на них влияет политика и легко ли «москалю» организовать матч в Украине, руководитель FIDE рассказал корреспонденту «НГ» Андрею СЕРЕНКО.
– Кирсан Николаевич, совсем недавно вы побывали в Латвии, где открывали 22-ю «Лиепайскую рокаду» – самый крупный шахматный фестиваль стран Балтии. До этого были несколько поездок в Украину, где вы поддержали идею проведения матча за звание чемпиона мира по шахматам среди женщин 2016 года во Львове. При всей погруженности президента FIDE в глобальную шахматную политику, очевидным является ваш особенный интерес к шахматным проектам в республиках бывшего СССР. С чем это связано?
– Причин много, и одна из них – наша общая история, общая память, связанная с эпохой, когда все мы, ныне живущие на постсоветском пространстве, считались единым народом, гражданами Советского Союза. Давно уже нет СССР, но связи между людьми и народами, его населявшими, остаются и развиваются. Значит, дело было не только в коммунистической идеологии, тоталитарной системе или культе Ленина. Гораздо более важными были простые человеческие отношения, дружба, солидарность, взаимопомощь. Я уверен, что эти социальные, культурные, исторические нити до сих пор связывают нас, помогают нам выживать во все более сложном и напряженном мире.
Что касается шахмат, то культура этой древней игры, интерес к ней, советская шахматная традиция оказались тем немногим, что объединяло в 90-е и нулевые годы бывшие советские республики. Коммунистическая система, советские мифы, Ленин, Маркс – все это исчезло, разрушились и ушли в небытие памятники советской эпохи. А шахматы остались. Как осталась великая культура, поэзия. На мой взгляд, сегодня объединяют нас прежде всего русский язык, Пушкин, советское кино и шахматы.
И я всегда считал очень важным сохранять интерес к шахматам на постсоветском пространстве. Шахматная игра оказалась прочной неформальной коммуникацией, объединявшей расколовшиеся народы и республики. Поэтому, едва став в первый раз президентом FIDE, я начал финансировать шахматные проекты, поддерживать шахматы в бывших советских республиках. Я пытался таким способом сохранить наше постсоветское единство – через шахматы.
– Вероятно, это очень непростая задача…
– Это была очень сложная работа. Прощание с СССР проходило во многих постсоветских республиках, прежде всего прибалтийских и среднеазиатских, крайне болезненно. Жесткое неприятие вызывали не только советские символы, но даже русский язык, который воспринимался как один из элементов советской оккупации. При этом трагические эпизоды обретения и укрепления независимости чередовались с почти анекдотическими историями.
Как-то мне предложили выступить в парламенте одной бывшей советской республики, но при этом настойчиво попросили не говорить на русском языке. «На каком хотите языке говорите, но только не по-русски», – такое выдвинули условие. Тогда я вышел на трибуну и начал говорить… по-японски. Депутаты заволновались, так как не понимали ни слова, кто-то стал робко просить перейти на английский. Однако ситуация выглядела столь комично, что сами парламентарии, поняв ее нелепость, отказались от своего первоначального условия, и я закончил свое выступление на всем понятном русском языке.
Сегодня мы вновь наблюдаем непростое отношение к России и русскому языку в некоторых бывших республиках СССР. Однако здравый смысл в целом сохраняется. Это было видно, например, в Латвии, на «Лиепайской рокаде». Благодаря таким людям, как зональный президент FIDE Арис Озолиньш, президенты национальных шахматных федераций Латвии – Петерис Шмидре, Литвы – Александр Чернов, Эстонии – Андрей Коробейник, таким авторитетам, как экс-чемпион мира по шахматам Александр Халифман, эстонский гроссмейстер Яан Элвест и другим, не только существует и развивается «Лиепайская рокада», но и реализуются другие шахматные проекты, направленные на объединение и сотрудничество людей. Даже если политики такому объединению пытаются помешать.
– В каких республиках бывшего СССР вы и FIDE продвигаете шахматные проекты?
– Таких проектов очень много, и реализуются они практически во всех постсоветских государствах. Например, проект «Шахматы – в сельских школах» в Молдове. Кубок стран Балтии на призы президента FIDE. Кубок стран Центральной Азии, который уже с успехом прошел в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, а в ноябре пройдет в Казахстане в Алматы. Мы проводим под эгидой FIDE регулярные турниры в Армении, Азербайджане, Грузии. В 2016 году во Львове FIDE при активной поддержке властей Украины проведет матч за звание чемпионки мира по шахматам между действующей чемпионкой украинкой Марией Музычук и претенденткой из Китая Хоу Ифань.
– Почему вы выбрали Львов в качестве места проведения турнира? Ведь изначально на эту позицию претендовал Пекин.
– Не скрою, это было своего рода политическое решение. Китайская сторона очень настойчиво претендовала на проведение этого матча у себя. Украинской стороной были соблюдены не все формальности. И все же я настоял на принятии решения в пользу Львова. Во время визита туда я убедился, что это великолепный город, спокойный и доброжелательный. Здесь очень сильны шахматные традиции и шахматная школа. Львовская шахматная федерация насчитывает сегодня 20 гроссмейстеров. Здесь были воспитаны такие мастера, как Адриан Михальчишин, Василий Иванчук и Александр Белявский, тренирующий Марию Музычук. Однако последние крупные состязания проводились во Львове очень давно, а чемпионская корона в Украине не разыгрывалась вообще никогда. Я считаю, что это несправедливо.
Кроме того, мне хотелось бы открыть Львов миру, и не только шахматному, развеять сложившиеся вокруг него мифы как об оплоте «бандеровщины». Я очень много езжу, могу многое сравнивать, так вот, Львов – это город невероятной красоты, высокой культуры, аккуратности и порядка. Только одна цифра: Львов ежегодно посещает миллион туристов. Это красноречиво говорит о его привлекательности и популярности. И я искренне хочу поблагодарить мэра Андрея Садового, депутатов Львовского городского собрания за то, как они заботятся о своем городе.
– Мэр Львова Андрей Садовый считается одним из влиятельных и перспективных украинских политиков. Какое впечатление он произвел на вас?
– Садовый – уникальный руководитель, талантливый, креативный, энергичный, знающий свое дело. Он успешно развивает Львов, не только ремонтирует улицы и модернизирует городскую инфраструктуру, но и поддерживает дух истории, неповторимый и привлекательный. Его подход к решению сложных задач заслуживает уважения и внимания. Мэр Львова и депутаты городского парламента активно поддержали идею проведения у них шахматного чемпионата.
Я знаю, что Садовый испытывал определенный прессинг со стороны политических радикалов, которые требовали от него не принимать «москаля» Илюмжинова, оказаться от идеи проведения чемпионата. Но он не поддался этому давлению, проявил твердость. В итоге моя первая встреча с мэром Львова состоялась в городской ратуше и прошла очень позитивно. Мне показали лучшие здания в городе, где власти готовы провести матч за чемпионскую корону, – все это уникальные архитектурные образцы. Такое отношение произвело на меня и моих коллег по FIDE очень хорошее впечатление.
Кстати, во Львове я не только встречался с представителями власти, но и общался на улицах с обычными горожанами, ветеранами, молодежью. Все они совершенно свободно общались на русском языке и просили поддержать проведение чемпионата в их городе.
– А какую позицию занимал во время ваших переговоров с властями Львова президент Украины?
– Самую позитивную и конструктивную. Без энергичной поддержки Петра Алексеевича Порошенко проект во Львове просто не состоялся бы. Президент Украины и мэр Львова вместе передали мне официальную заявку на проведение матча чемпионата мира по шахматам. По итогам моих встреч в Львове и Киеве был создан национальный оргкомитет по подготовке шахматного чемпионата. И я очень признателен за поддержку президенту Украины, который лично патронирует этот оргкомитет.
– Вы любите повторять, что шахматы – вне политики. Однако, судя по вашим словам, в истории с выбором Львова в качестве места проведения чемпионата 2016 года избежать политики все-таки не удалось…
– Правил без исключений не бывает. И решение о проведении чемпионского матча в Львове явление как раз из этого ряда. Я надеюсь, что поддержка шахматных проектов, шахматной культуры поможет приблизить мир на украинской земле.
Сегодня некоторые говорят, что в Украине идет война украинцев против русских. Я не думаю, что это так. Я не разделяю украинцев и русских, считаю их одним народом – с единой историей, общей землей, общей памятью о славных и трагических событиях. И меня поражает та легкость, с которой людям, представляющим один народ, сумели так промыть мозги, что они стали ненавидеть друг друга до готовности и желания убивать.
Для возвращения мира на украинскую землю необходимо вернуть людям разум и способность к компромиссу. Лучшего способа для этого, чем шахматы, я пока не знаю.
Элиста