Российские дорожные мегапроекты могут посоревноваться с зарубежными аналогами. Фото автора
В курортной столице России городе Сочи проходчики корпорации «Трансстрой» завершили сбойку: встретились идущие навстречу друг другу бригады – последнего тоннеля крупнейшего комплекса горных автодорожных тоннелей в России – дублера Курортного проспекта. Колоссальный труд тысяч рабочих, инженеров, проходчиков. 40 объектов: девять тоннелей, более 20 мостов, эстакад, транспортных развязок и др. Скоростная магистраль непрерывного движения с расчетной скоростью 100 км/ч, а в горной местности – 75 км/ч.
Амбициозный проект оказался одной из самых сложных автодорожных строек в истории современной России. Большая часть трассы фактически «прорублена» в горах в виде тоннелей, остальное – сложнейшие эстакады в горных ущельях над горными реками. Просто на «дорогу» приходится всего лишь 2 км пути.
Чтобы реализовать проект в сжатые сроки с максимальной безопасностью для рабочих, строители, по сути, превратили объект в плацдарм новых технологических решений и с успехом освоили абсолютно новую для страны технологию проходки.
Традиционными методами возвести этот тоннель в указанные сроки было бы невозможно. Поэтому специалисты «Трансстроя» применили метод ADECO RS. В Европе за последние 30 лет с помощью него было построено более тысячи километров в очень сложных инженерно-геологических условиях. Но в отличие от Европы в Сочи вместо скальных преобладают глинистые породы, а склоны подвержены оползням. Их освоение без проведения серьезных подготовительно-защитных мероприятий невозможно. Помогла научная база «Трансстроя», благодаря чему зарубежный опыт фактически получил свое дальнейшее развитие.
Николай Батырев, заместитель генерального директора подразделения корпорации «Трансстрой», не скрывает своей гордости: «Мы впервые внедрили инновационный метод, который позволил увеличить скорость проходки и получить практически полную готовность объекта на этапе сбойки. То есть скорость строительства увеличилась в три раза при параллельном ведении инженерных работ».
Благодаря реализации проекта дублера сегодня на территории Сочи сформирована серьезная научно-производственная база для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры города-курорта и всего Краснодарского края.
А Андреа Беллоккьо, главный инженер одного из сложнейших тоннелей, замечает: «Эту технологию можно применять и с использованием щитовой проходки. Сейчас мы работаем над проектами тоннелей для линий метрополитена в Копенгагене и Варшаве. При строительстве метро, которое сегодня масштабно ведется в Москве, метод также смог бы показать свою высокую эффективность».
Сейчас уже очевидно, что в нашей стране можно строить дорожные мегапроекты, стоящие по сложности в одном ряду с зарубежными аналогами, подтверждением чему стало строительство сочинского автодорожного комплекса.