0
4477
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.10.2013 00:01:00

Партийный ориентир

Николай Миронов

Об авторе: Николай Михайлович Миронов – генеральный директор Института приоритетных региональных проектов.

Тэги: политика, реформа


В России продолжается политическая реформа, один из основных объектов которой – партийная система. Ее модернизация осуществляется как через перенастройку избирательного процесса, так и путем гибкого регулирования партийной конфигурации, при котором партиям помогают вырасти, но этот процесс отнюдь не зарегулирован. В этих условиях важно отслеживать ход российского партстроительства, учитывая при этом зарубежный опыт и актуальные мировые тенденции в этой сфере.

Так, в странах Европы модель партийной системы основана на многопартийности и гибком применении (в различных смешанных комбинациях) избирательных систем. При этом заметны тенденции к усилению средних и малых партий, что приводит к реконфигурациям правящих коалиций.

К примеру, в ФРГ действует смешанная пропорционально-мажоритарная система при реальной многопартийности (с циклической сменой альянсов). До 2009 года двумя крупнейшими партиями, попеременно контролировавшими при помощи внутрипарламентских альянсов с другими партиями большинство в Бундестаге, были правоцентристский Христианско-демократический союз (и его подразделение в Баварии – Христианский социальный союз) и Социал-демократическая партия Германии. В 2009 году на выборах в Бундестаг весомое представительство получили средние партии: «Альянс 90/Зеленые», партия «Левые», Свободная демократическая партия (в совокупности добились около 40% мандатов, при этом СДП стала на период 2009–2013 годов партнером ХДС/ХСС по парламентской коалиции). На последних выборах в сентябре 2013 года представительство средних партий уменьшилось: ХДС/ХСС и СДПГ получили в общей сложности чуть более 80% депутатских мандатов и ведут переговоры об образовании коалиции. «Зеленые» и «Левые» завоевали по 10% мандатов. Однако их активность не снижается, и стоит предположить, что в будущем они снова увеличат свое представительство в парламенте.

Во Франции на национальных парламентских выборах применяется мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. При этом партийная система также является многопартийной и при этом двухполюсной, с доминированием правоцентристского или левоцентристского альянсов. Перерастания в двухпартийную систему не происходит, поскольку избиратели привыкли к более широкому выбору и нередко отдают предпочтение третьим силам (как бывало в случае с «Национальным фронтом»). Средние и малые партии являются активными участниками альянсов и неплохо представлены на региональном и муниципальном уровнях. Они обеспечивают постоянное обновление политического класса и создают лифты для продвижения снизу вверх для активных политиков с мест.

В США действует двухпартийная система: основными игроками являются две крупные партии, члены которых традиционно получают мандаты во всех представительных органах. В то же время действует несколько средних или так называемых третьих партий, а также большое количество малых партий. Их представленность в легислатурах не велика, им удается иногда получить мандаты в муниципалитетах. Они также выполняют роль социальных лифтов и структур гражданского общества, организующих общественную дискуссию. Немаловажно, что в США избирается гораздо большее число должностных лиц, чем в странах Европы и в России. Здесь также активное влияние оказывают не только парламентские, но и средние и малые партии.

Опыт зарубежных стран показывает, что в партийной системе всегда формируется доминирующее звено национальных (федеральных) – крупных партий; звено средних партий, которые вступают в альянсы с крупными партиями и придают им недостающий для завоевания нужного большинства вес, а также являются первыми кандидатами по переходу в число крупных в случае ослабления последних; звено малых (региональных, муниципальных или маргинальных) партий, способствующих решению отдельных проблем или играющих роль социальных лифтов.

Анализ результатов прошедших в России в 2012–2013 годах региональных и муниципальных кампаний – первых после политической реформы прошлого года – показывает, что схожие процессы наблюдаются и в российской партийной системе, хотя они и весьма далеки от завершенного состояния. Какой будет ее итоговая конфигурация – покажет время, исход во многом будет зависеть от активности самих партий и их умения соблюдать правила игры и договариваться между собой. Но уже сейчас можно сказать, что это будет многопартийность, в которой будут формироваться (де-юре или де-факто, не суть) альянсы.

На сегодняшний день у нас зарегистрировано более 70 политических партий, что является первым результатом либерализации партийного законодательства. Партии по-разному проявляют свою активность и демонстрируют различный потенциал жизнеспособности и развития. По итогам региональных и муниципальных выборов 2012–2013 годов их можно условно разделить на три группы: большие (парламентские) партии, малые и новые партии.

Парламентские партии на данный момент продолжают получать основную часть мандатов в представительных органах. Но в то же время их положение в политической системе не абсолютно. В отдельных регионах они уступили место малым партиям. В число последних входит ряд партий, в том числе «старых парламентских», активно выдвигавших кандидатов в регионах и муниципалитетах и добившихся определенных результатов на выборах.

По итогам последней кампании к данной категории можно отнести следующие партии: «Патриоты России», «Родина», «Гражданская платформа», «Яблоко», РПР–ПАРНАС, «Альянс Зеленых – Народная партия», «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за справедливость, Российская экологическая партия «Зеленые».

Если посмотреть статистику, то наиболее успешными в целом по России на последних выборах (учитываются 80 регионов, где прошли региональные и муниципальные кампании) были «Патриоты России» (получили мандаты в 18 регионах), «Гражданская платформа» (14 регионов), Российская партия пенсионеров за справедливость (10 регионов), «Яблоко», «Родина», «Коммунисты России» (по 9 регионов), «Альянс Зеленых – Народная партия» (7 регионов), РЭП «Зеленые» (6 регионов).

Представительство малых партий в региональных и местных парламентах постепенно наращивается, что позволяет им оказывать влияние на принятие решений и соответственно усиливать базу своей популярности и поддержки. Так, например, «Патриоты России» получили 14 мандатов на выборах в Красноярский городской совет депутатов (почти 40% от общего числа мандатов). «Гражданская платформа» получила 4 мандата (9% от общего числа мандатов) в Законодательном собрании Иркутской области, 3 мандата (11%) в Народном хурале Республики Калмыкия, 4 мандата (11%) в Красноярском городском совете депутатов.

К новым партиям следует отнести вновь образованные в ходе «бума» партстроительства 2012–2013 годов партии. Они активно включились в избирательный процесс и на прошедших выборах кое-где получили по одному-два мандата, но этот успех можно назвать скорее случайностью. В любом случае он незначителен в масштабе страны и пока не может рассматриваться как признак перспективности той или иной партии. Успех новых партий, безусловно, возможен при их погружении в муниципальную и региональную тематику и работе на этой площадке. Здесь нужно создавать повестку и выдвигать актив, который может быть задействован для обновления политической элиты (в том числе через выборы в мажоритарных округах).

В составе группы новых партий немало так называемых партий-спойлеров, которые в избирательных кампаниях используются другими игроками для оттягивания голосов у оппонентов и иных подобных задач. Такие партии – очевидные временщики в политическом пространстве.

Очевидно, что в политической системе пока лидируют парламентские, большие партии. Причины этого понятны – многолетний опыт, глубоко эшелонированная региональная сеть, финансовые ресурсы, узнаваемый бренд и т.д. Однако видно, что активно стремятся к занятию позиций на общенациональном уровне малые, а также многие новые партии. И у них явно есть шансы добиться успеха. Пока еще времени до очередной федеральной кампании достаточно, чтобы получить опыт, узнаваемость, привлечь сторонников и набрать политический вес.

Период массового возникновения новых партий после либерализации законодательства завершается, сейчас следует ожидать сокращения темпов роста их численности. В любом случае создавать новые партии с ориентиром на думские выборы 2016 года имеет смысл максимум до начала следующей избирательной кампании – с перспективой принять в ней участие. После выборов 2014 года шансов набрать политический вес до федеральной кампании уже не будет.

Таким образом, постепенно складывается будущая конфигурация партий, в том числе формируется ядро новой политической системы, которое будет укрепляться по мере приближения выборов в Госдуму 2016 года. Очевидно, что до этих выборов не все созданные партии останутся на политическом поле, и уже сейчас по результатам прошедших кампаний можно сделать предварительные выводы об их перспективах. Часть партий решает исключительно краткосрочные задачи и не имеет реального политического потенциала, в то время как другие демонстрируют серьезный настрой на дальнейшую борьбу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
651
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2379
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1582
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1209

Другие новости