0
967
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.06.2008 00:00:00

ОПК: пошел обратный отсчет

Тэги: опк, ростехнологии


В госструктурах продолжаются дискуссии на тему, нужна ли госкорпорация «Ростехнологии». Решения заморожены, полгода «Ростехнологии» не могут приступить к выполнению прямых функциональных обязанностей. Что таит в себе создавшаяся ситуация, поясняет заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич.

– Михаил Викторович, не так давно состоялась выездная сессия комитета Госдумы по обороне непосредственно в корпорации «Ростехнологии». Какие вопросы ставились и как решались?

– Заседание комитета было посвящено анализу шести месяцев начала работы корпорации «Ростехнологии», созданной в ноябре 2007 года в соответствии с Федеральным законом «О государственной корпорации «Ростехнологии».

Руководство корпорации прилагает максимум усилий для реализации целей, сформулированных законом, поручениями президента РФ и председателя правительства РФ. Тем не менее начать полноценную работу пока не удалось. Главное – до сих пор не сформирован имущественный взнос государства, на что в соответствии с законом отведен месячный срок, то есть по сути дела нет того материала, с которым корпорация должна работать, а государственный пакет акций промышленных предприятий так и не получил эффективного управляющего. Продолжаются бесконечные согласования между различными ведомствами.

Появляются новые интересанты государственного имущества и соответствующие этому аргументы. А оборонка как была без руля и без ветрил, так и продолжает выживать, вместо того чтобы, используя благоприятную экономическую ситуацию в стране, развиваться самой и потянуть за собой инновационное развитие всей промышленности. Тенденции, которые сегодня происходят в государственном секторе ОПК, очень тревожны, и об этом мы тоже откровенно говорили на заседании комитета. В этом заседании принимали участие наши коллеги из комитета по промышленности и комитета по науке и наукоемким технологиям. И это не случайно – международный опыт и опыт развития промышленности в СССР говорит о том, что оборонка может быть локомотивом в развитии фундаментальной и прикладной науки, наукоемких технологий, производства продукции двойного и гражданского назначения.

Кроме того, мы обсудили, каким образом следует синхронизировать закон о корпорации с другими законодательными и нормативными актами, в частности Таможенным, Налоговым, Бюджетным кодексами, и какие изменения в них и в сам закон о «Ростехнологиях» следует внести.

Сегодня комитет по обороне готовит соответствующее постановление. Мы его выверяем с коллегами из других комитетов, «Ростехнологиями», другими структурами, участвующими в этом процессе. Комитет намерен установить контроль за выполнением его решений, так как время разговоров на эту тему прошло и необходимо принимать системные и профессиональные меры.

– И все же если корпорация «Ростехнологии» является инструментом государственной политики, так почему же она не заработает в полную силу?

– Буду называть вещи своими именами. Очень много незаинтересованных лиц. Одни хотели бы ликвидные промышленные активы перепрофилировать под какие-то другие свои коммерческие задачи. Например, на месте оборонного завода построить комплекс элитного жилья. Другие норовят оставить государственный актив в «доверительном управлении» и управлять им в меру своего понимания и т.д. Все побудительные мотивы перечислить невозможно, но ясно одно – создано много кормушек вокруг предприятий оборонно-промышленного комплекса. И, к сожалению, зачастую интересы отдельных лиц преобладают над интересами развития как ОПК, так и всего промышленного потенциала страны.

Показательно, что в дискуссиях на тему об эффективности госкорпорации, когда ставишь вопросы, каковы альтернативы, где иная концепция или программа, четкого и ясного ответа не услышишь. Да, решение проблемы сохранения и развития оборонно-промышленного комплекса затянулось, и это может привести к необратимым последствиям, соглашаются оппоненты. Но, как решать ее, рецептов не дают, ответственность за последствия на себя не берут. Госкорпорация не нравится, а что вместо нее – не знают и ничего не предлагают. Вот, например, Минфин пустился в рассуждения о некой скрытой приватизации в рамках госкорпорации. А разве сегодня государственные пакеты ОПК эффективно управляются и защищены от преднамеренных банкротств, рейдерских атак, «размывания» и т.д.? Или сегодня для кого-то секрет, что ни одно ведомство этим процессом не управляет и, наоборот, отсутствие согласованной государственной политики ведет к утрате имущественных активов, кадров и технологий.

Нам очевидно, что еще два-три года такой промышленной политики, и многие возможности будут безвозвратно утрачены. Поэтому от беспредметных споров необходимо перейти к реализации комплекса мер по инвентаризации государственных активов в промышленности, процедурам финансового оздоровления, привлечения инвестиционных ресурсов, подготовки кадров, построения эффективных финансово устойчивых, вертикально интегрированных компаний.

Именно для этого создана государственная корпорация «Ростехнологии», которая является лишь эффективным инструментом реализации государственной политики, и после выполнения возложенных функций государство может определиться по судьбе сформированных предприятий. Не исключено, что часть из них, которые не попадут в перечень стратегических, может быть реализована на рынке полностью или частично. Но только достигнув максимальной капитализации, по рыночной цене, а не за бесценок, как это зачастую происходит сейчас. Если у кого-то есть иные предложения и готовность взять ответственность на себя за конечный результат, то мы с удовольствием изучили бы альтернативные программы. Комитет неоднократно проводил заслушивания представителей различных ведомств, предприятий, экспертного сообщества, но, повторюсь, никаких других эффективных инструментов по решению должных проблем никто предложить не смог. В такой ситуации возникают подозрения о возможной небескорыстной заинтересованности отдельных чиновников в продолжении противодействия эффективной работе «Ростехнологий».

– С какими проблемами могут столкнуться «Ростехнологии» в ближайшее время? Какие задачи стоят перед новой структурой?

– Приступая к этой работе, «Ростехнологии» исходят из того, что треть предприятий ОПК имеет отрицательные финансовые показатели или находятся накануне банкротства. Еще треть еле-еле сводит концы с концами. И только треть – относительно успешны.

Но все они в той или иной степени могут являться участниками кооперации по производству систем вооружений и военной техники, быть звеньями единой технологической цепочки, потеря одного из которых может привести к невозможности производства всего изделия. Поэтому прежде всего предстоит провести финансовый аудит, определить целесообразность и комплекс мер по финансовому оздоровлению, перспективе развития каждого из предприятий, подконтрольных государству. И затем либо включить их в состав холдингов по функциональному предназначению, либо реализовать на рынке по максимальной цене, предварительно решив, чем заменить это выпадающее звено.

Вторая задача – разобраться с ростом тарифов на услуги монополий, формированием цены на комплектующие изделия для производства финальной продукции, механизмом индексации стоимости этих изделий в соответствии с отраслевыми дефляторами, а не виртуальным процентом инфляции, заложенным в Законе «О Федеральном бюджете». Процесс производства современных систем вооружений и военной техники четвертого и пятого поколений занимает иногда несколько лет, и без решения этих проблем ни о каком бизнесе, планировании, привлечении инвестиций, модернизации производства не может быть и речи. Кроме того, количество заказываемых систем вооружений и военной техники определяется в том числе на основе анализа военно-политической обстановки, концептуальных документов по строительству вооруженных сил, и уменьшение поставляемых в рамках гособоронзаказа изделий из-за неконтролируемого роста цен и тарифов ставит под угрозу всю систему обороны и безопасности государства.

Третья задача – преодоление технологического отставания, модернизация предприятий, находящихся в государственной собственности. Мы практически не вкладываем средства в их техническое перевооружение. В результате по показателям производительности труда мы отстаем от наших зарубежных конкурентов по различным направлениям от 5 до 15 раз! В итоге мы становимся не просто неконкурентоспособны, но и неэффективно распоряжаемся средствами, выделенными из бюджета на выполнение гособоронзаказа.

Кадры выходят на первый план. Существует точка зрения, что если закупается современное импортное оборудование, то следует вместе с ним завозить и специалистов. Своих, мол, не из кого готовить. Действительно низкий уровень заработной платы, невозможность приобрести жилье, отсутствие государственной политики по подготовке кадров и закреплению их в промышленности привели к массовому оттоку специалистов из оборонки. Средний возраст работников отрасли приближается к 50 годам. Эту тенденцию необходимо переломить. Срочно нужна эффективная, подкрепленная ресурсами программа по подготовке и закреплению кадров, особенно молодежи, на предприятиях промышленности. В оборонке должны работать российские ученые, инженеры, рабочие, и эта работа должна достойно оплачиваться, быть престижной и уважаемой в обществе.

Еще одна задача – наконец сформировать полноценную нормативную базу по поддержке государством предприятий, выполняющих гособоронзаказ. Прежде всего я говорю о проекте закона «О гособоронзаказе». Этот многострадальный закон разрабатывается уже четвертый год. Мы сбились, какая по счету редакция рассматривается профильными министерствами, а закона как не было, так и нет. Как нет вместе с ним и мер поддержки предприятий, определяющих гособоронзаказ. Где налоговые льготы? Где льготные кредиты? Где условия для подготовки специалистов? Где инвестиции для обновления технологического оборудования в тех объемах, в которых требуется? Пока, к сожалению, все это только обещания, которыми мы уже какой год кормим промышленность. Кроме того, нужны специальные законы «О мерах государственной поддержки предприятий ОПК», «О холдингах», нормативно-правовые акты правительства о реализации принятых и принимаемых законов.

– Интересно, в свете того, что вы сообщаете, какова реакция предприятий ОПК, выполняющих гособоронзаказ?

– Знаете, сейчас некоторые предприятия стараются уйти от гособоронзаказа. Такие вот создали условия. Судите сами, для выполнения гособоронзаказа предприятию необходимо вложить собственные средства в разработку изделия, закупку соответствующего оборудования, внести депозит для обеспечения участия в конкурсе, оно находится под тотальным мониторингом различных контрольно-надзорных органов и т.д. При этом рентабельность на продукцию минимальная или нулевая. Парадокс, так как во всех развитых индустриальных странах получить подряд на выполнение гособоронзаказа очень выгодно и престижно.

– Какова ваша оценка предприятий, планируемых к передаче в уставный капитал «Ростехнологий»?

– Они очень разные – и успешные, и находящиеся накануне банкротства. Пакеты акций есть и стопроцентные, и меньше блокирующего. Управляются и федеральными министерствами, и региональными администрациями. Задача «Ростехнологий» – ввести единые стандарты корпоративного управления, прозрачные и комплексные критерии и механизмы оценки эффективной работы менеджмента предприятия. Сформулировать унифицированные подходы к кадровой политике, найти компромисс между интересами государства и частными акционерами. Совместно с ними независимо от величины пакета акций разработать и реализовывать стратегию развития каждого предприятия со смешанной формой собственности. Если это удастся сделать, то бизнес будет заинтересован развивать оборонку, привлекая туда частные инвестиции. Другого пути просто нет, о чем говорит и опыт крупнейших международных корпораций.

– Высказывается беспокойство, что структуры госкорпорации довольно непрозрачные, закрытые для проверок. Вы согласны с таким утверждением?

– Это еще одно заявление из серии абсурдных. Кто назначает руководителя госкорпорации? Президент РФ. Из кого состоит наблюдательный совет госкорпорации? Из одних чиновников во главе с вице-премьером. Какие формы отчетности? Все те же самые, что и для любого коммерческого предприятия. Кто контролирует госкорпорацию? Все надзорные структуры, существующие в нашей стране. Мало того, заключили специальное соглашение со Счетной палатой РФ о постоянном мониторинге. Ежегодно Счетная палата будет представлять президенту и правительству специальный отчет о деятельности «Ростехнологий».

Ну, а когда мы слышим подобные высказывания, мне представляется, что их делают либо по некомпетентности, либо по умыслу. Об умыслах мы уже говорили. Других мотивов для таких заявлений я не нахожу.

– Чем конкретно «Ростехнологии» смогут помочь предприятиям, находящимся в плачевном состоянии?

– Вопрос не стоит так, чтобы всем предприятиям раздать деньги. Образно говоря, нет задачи раздать всем по золотой рыбке, а необходимо создать условия, чтобы предприятия были обеспечены удочками и в дальнейшем могли ловить свою золотую рыбку в бурном экономическом море. Мы не должны поддерживать психологию иждивенцев, но сегодня есть целый ряд вопросов, которые без участия государства в ОПК решить невозможно. Мы их достаточно подробно с вами обсудили.

– Когда, по вашей оценке, можно ожидать подписания соответствующего указа президента? Интересно узнать, когда интрига вокруг имущественного взноса госкорпорации разрешится?

– Если идти на поводу у каждой согласующей организации, то еще и год, и два никакого движения не произойдет. Просто наступит такой момент, когда согласовывать будет нечего – активы потихоньку разойдутся и перегруппируются вне оборонного сектора.

Мы надеемся, что указ будет подписан на следующей неделе. В создавшейся ситуации нужна только политическая воля. Есть особое мнение Минфина – пусть оно таким и остается. Есть мнение другой организации – пусть также таким и остается. Даже если практика подтвердит верность каких-либо утверждений оппонентов, то государство всегда сможет скорректировать свой подход. Очевидно то, что работать надо начинать немедленно. И дорогу осилит идущий. У России есть исторический шанс стать крупнейшей промышленной державой, и мы не должны его упустить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
720
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2457
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1649
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1272

Другие новости