Каждый должен начать с себя: сегодня я, завтра ты, послезавтра мы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Второй год в России действует федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2006–2012 гг.». В ней поставлена не просто амбициозная, а в буквальном смысле жизненно важная для России цель – резко сократить чудовищную, по меркам цивилизованных стран, смертность на наших дорогах. Именно на это в ближайшие годы будет направлена деятельность ГИБДД. Между тем для российских водителей по-прежнему очевидная и главная проблема – коррупционные поборы на дорогах. Масштаб этого явления заслоняет в глазах автомобилистов все остальное.
Разрыва между стратегическим целеполаганием ГИБДД и общественными ожиданиями нет, считает глава МВД Рашид Нургалиев, поскольку в основе решения этих проблем (снижения смертности от ДТП и уменьшения коррупции на дорогах) – один системный фактор. Это воспитание правосознания всех участников дорожного движения: и инспекторов, и водителей, и пешеходов.
«Другого пути у нас просто нет, – убежден Нургалиев. – Мы все должны, наконец, это понять. Иначе так и будем бесконечно бегать по замкнутому кругу, кивая друг на друга. Цена вопроса – тысячи человеческих жизней. Одни сознательно нарушают, другие осознанно ловят незаконные легкие деньги – и обе стороны заранее согласны с этим. Водитель внутренне готов нарушить правила, а у инспектора своя внутренняя установка: не безопасность обеспечить, а высмотреть нарушителя и тут же выпрыгнуть ему навстречу с жезлом: ну, как будем вопрос решать? Пока мы будем мириться с отсутствием правосознания, коррупция так и останется и образом жизни, и образом мысли страны».
Ключевым инструментом воспитания правосознания глава МВД считает ужесточение персональной ответственности: как автомобилистов, так и сотрудников ГИБДД по всей ведомственной вертикали.
Недавно Госдума приняла решение об увеличении штрафов для водителей, мотивируя это необходимостью повысить безопасность на дорогах. Но сами водители, правозащитники и некоторые политики говорят о том, что главным результатом будет не повышение безопасности, а рост коррупционного «тарифа». Просто инспектора будут больше брать.
Опять замкнутый круг?
Страх наказания работает эффективно
Вопреки существующим стереотипам восприятия проблемы взяточничества на дорогах, данные общенациональных социологических исследований свидетельствуют о том, что работники ГИБДД становятся честнее. Взятки на дорогах стали давать реже, утверждает ВЦИОМ: в 2005 году – в 78 случаях из 100, в 2007-м – лишь в 57 из 100.
«Явного вымогательства на дорогах стало значительно меньше, – говорит Рашид Нургалиев. – Подчеркиваю: именно вымогательства. Вспомните, когда у вас в последний раз инспектор сам требовал взятку? Или требовал пресловутую «аптечку установленного образца»? Проверял наличие брызговиков и огнетушителя? Поэтому мы должны очистить очевидную необходимость повышения штрафов от всяких спекуляций. Эта мера направлена на сохранение жизни людей. Во всем мире она доказала свою эффективность».
По словам главы МВД, излишняя либерализация законодательства вылилась в массовое и повсеместное нарушение правил дорожного движения. «О какой безопасности можно говорить, если сейчас к административной ответственности ежегодно привлекается фактически треть страны, – напоминает Нургалиев. – В прошлом году по фактам нарушения ПДД возбуждено более 40 миллионов дел».
Рашид Нургалиев считает, что штрафные санкции за нарушение ПДД сегодня настолько низкие, что их наложение потеряло всякий смысл. Такое впечатление, что их разрабатывали не специалисты, а потенциальные нарушители.
Вице-председатель Движения автомобилистов России правозащитник Леонид Ольшанский считает, что повышение штрафов изменить ситуацию на дорогах не сможет. «Это азбука криминологии, – говорит Ольшанский. – Усиление ответственности – уголовной, административной – к искомому результату не приводит. Студентам на первом курсе рассказывают, что больше всего краж совершалось в Средние века в Москве на Лобном месте. Именно в тот момент, когда палач отсекал по царскому указу руку вору, в суматохе ворам было легче всего красть кошельки в толпе. И то, что отрубали другому вору руку, их не останавливало».
«Внутреннее правосознание воспитывается как раз наказанием, – не согласен с такой позицией ведущий программы «Автоликбез» на «Авторадио» Юрий Гейко. – Вспомните 1997 год, когда ввели повышенные штрафы за непристегнутый ремень безопасности. Утром вся Москва ехала пристегнутая».
Если мы хотим жить в цивилизованной стране, нужно равняться на цивилизованные страны. Например, за превышение установленной скорости на 5 км/ч во Франции полагается штраф в 135 евро. За несоблюдение требований дорожных знаков в Японии придется заплатить (в пересчете) 420 долл., в Великобритании – 460 фунтов (более 900 долл.) при средней зарплате в этой стране 1900 фунтов в месяц (примерно 3800 долл.).
«В Великобритании вообще одно из самых суровых законодательств в этом смысле, – говорит Гейко. – Штрафы одни из самых высоких. И самое меньшее количество смертей и увечий на дорогах».
За вождение в нетрезвом состоянии штраф в Великобритании доходит до 5000 фунтов (примерно 10 000 долл.) плюс лишение прав минимум на год. Если вы отказываетесь платить штраф, вам грозит шесть месяцев тюремного заключения. Кстати, отказ пройти на месте тест на наличие в крови алкоголя также наказывается штрафом до 1000 фунтов (около 2000 долл.).
В Израиле законодательство еще жестче: за проезд на знак «STOP» без остановки прав лишают пожизненно – это связано с террористической угрозой, актуальной, кстати, и для нас. За разговор водителя по мобильному телефону во время движения – штраф 750 шекелей (180 долл.), причем его планируют поднять в несколько раз. За отказ водителя пропустить пешехода на пешеходном переходе – минимум 250 шекелей (60 долл.). В России за аналогичное правонарушение сумма штрафа составляет 100 рублей (меньше четырех долларов).
«В обществе уже созрело понимание, что давно пора ужесточать Административный кодекс в смысле наказания, – подытоживает Гейко. – И, естественно, повышать ответственность тех, кто в форме, тех, кто наказывает водителей».
«Чем больше штрафы, тем выше правосознание», – объясняет глава МВД последнее решение Госдумы. А с правосознанием, по его словам, ситуация катастрофическая. «Социологи проводят опросы, и более 50% водителей и 80% пешеходов даже не стесняются признаться им, что нарушают правила сознательно!» – удивляется глава МВД. – Ничего нового мы здесь не изобретем. Страх наказания, страх экономических санкций работает, и работает эффективно. Конечно, штрафы нужно повышать в разумных пределах – правонарушителей нужно воспитывать, а не разорять».
Для тех, кто сомневается в эффективности ужесточения наказания за нарушение ПДД именно в России, у главы МВД тоже есть аргумент.
«В прошлом году ужесточили ответственность за пьянство за рулем и отказ от прохождения медицинского освидетельствования, – напоминает Нургалиев – И количество ДТП по вине пьяных водителей сократилось на 13%, число погибших и раненых также уменьшилось соответственно на 15,7% и 12,3%. Я расцениваю эти показатели как свидетельство того, что мы движемся в правильном направлении, ведь за этими цифрами – спасенные человеческие жизни».
Однако никакое ужесточение штрафов не поможет, если мы не искореним неравенство на дорогах, признает глава МВД: «Сегодня из 7,5 тысячи машин с мигалками осталась только тысяча, но я за то, чтобы запретить их в принципе. Такой «цветомузыки» на дорогах нет и быть не может ни в одной нормальной стране».
То же самое с милицейским сопровождением. «Сопровождать в стране должны четырех человек максимум, высшее руководство государства, – полагает Нургалиев. – Неприкасаемых на дороге быть не должно». Он обещает, что синие милицейские номера останутся только на машинах с цветораскраской МВД, и утверждает, что сам давно ездит с обычными номерами.
Русский крест
В России сегодня самая низкая рождаемость в Европе. И самая высокая смертность.
Если на одном графике провести кривые рождаемости и смертности по годам, они пересекутся на отметке 1992. Этот феномен получил у демографов название – «Русский крест».
Прошло 15 лет, но в России по-прежнему рождается все меньше людей, а умирает все больше. С каждым годом население страны уменьшается примерно на миллион человек.
И если повысить рождаемость в России призван материнский капитал, то снизить смертность – Федеральная целевая программа «Безопасность дорожного движения». Ведь в России 15% смертей происходят в результате «внешних причин», в том числе ДТП. Такого нет ни в одной цивилизованной стране.
Каждый год в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тысяч человек – население небольшого города. Пик пришелся на 2003 год, когда на дорогах погибли 35,5 тысячи.
С 2004 года этот показатель каждый год понемногу снижается, однако признать его удовлетворительным никак нельзя: в прошлом году Россия потеряла в ДТП 32 724 человека. А, например, Германия – страна с очень высокой степень автомобилизации – 5094.
Высокая смертность на дорогах как общенациональная проблема была впервые сформулирована в апреле 2005 года в президентском послании Федеральному собранию. Ситуацию, когда «в России почти 100 человек в день погибают в дорожно-транспортных происшествиях», Владимир Путин тогда оценил как «ужасную», заявив о необходимости реализации для ее преодоления целого комплекса мер.
В рамках этой задачи МВД совместно с Минэкономразвития разработана Концепция безопасности движения, в основу которой положен учет социальных, экономических и демографических последствий высокого уровня дорожно-транспортного травматизма.
В ноябре 2005 года предложения МВД и МЭРТа обсуждались на заседании президиума Госсовета. «Масштаб и острота проблемы обеспечения безопасности дорожного движения угрожают национальной безопасности и требуют принятия неотложных мер, – подчеркнул тогда Владимир Путин. – В дорожно-транспортных происшествиях гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны».
Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что глава государства предложил рассматривать обеспечение безопасности дорожного движения как самостоятельное направление государственной политики. Согласно поручению президента по итогам заседания президиума Госсовета создана специальная Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Александром Жуковым.
Одновременно решения Госсовета послужили базой для разработки Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.», утвержденной постановлением правительства РФ в феврале 2006 года.
На 100 страницах досконально расписаны правовые основы, направления, механизмы работы и прогнозные оценки ее результатов. Заявлена цель – добиться по сравнению с показателями 2004 года сокращения в полтора раза количества погибших в ДТП и на 10% ДТП с пострадавшими. По мнению Владимира Путина, именно снижение аварийности должно стать главным индикатором работы ГИБДД.
В реализации программы так или иначе задействованы многие ведомства: МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования, Минтранс. Однако общее руководство и координация совместных усилий возложены на министра внутренних дел Рашида Нургалиева.
Год бессонных ночей
«В основе ФЦП лежит программно-целевой метод, – рассказывает Нургалиев. – Мы двигались поэтапно. Наметили конкретные цели и задачи – в полтора раза снизить смертность на дорогах, на 10% количество пострадавших, сократить число мест концентрации ДТП, число пострадавших детей, ДТП с участием молодых водителей. Проанализировали факторы риска, которые в наибольшей степени воздействуют на эти показатели, и подробно прописали под каждый случай соответствующие меры с учетом затрат и ожидаемого эффекта».
В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ прошлый год вспоминают как «год бессонных ночей». Заявленная цель поначалу казалась неподъемной, говорит начальник департамента Виктор Кирьянов. Тем не менее первый и главный шаг сделали: программа вышла за рамки «набора технических решений», как ее поначалу воспринимали многие.
«На всех уровнях мы добились понимания того, что безопасность на дорогах – общенациональная задача, – говорит Нургалиев. – С одной стороны, участие органов власти, с другой – активная и заинтересованная позиция гражданского общества. С одной стороны, федеральный Центр, как идеолог и организатор, с другой – регионы, обеспечивающие конкретную работу на местах».
Он рассказывает, как непросто в прошлом году проходили переговоры руководства МВД и ГИБДД с региональными властями о софинансировании мероприятий программы: согласие вырывали «с боем». Тем не менее сейчас 55 таких соглашений с регионами уже подписано, еще 28 проходят согласование.
По словам Рашида Нургалиева, минувший год был для МВД годом осмысления подходов к ФЦП и организационной работы. Наступает этап активной реализации. И здесь на передний план выходит ГИБДД.
«К государству и к обществу пришло, наконец, понимание важности работы Госавтоинспекции, – говорит Нургалиев. – Я считаю, что эту службу еще лет двадцать назад совершенно незаслуженно низвели до статуса пасынка милицейской системы. Нет, это служба – полноценная. Она имеет глубокие традиции, заложенные нашими ветеранами. Кстати, и особый правовой статус. «Положение о Госавтоинспекции», единственной среди всех служб МВД, утверждено указом президента РФ».
Внутри ГИБДД существует гигантская проблема, которую можно обозначить одним словом – «люди». «Я не случайно весь прошлый год посвятил поездкам по регионам, как правило, внезапным, общался с сотрудниками ведомства всех рангов: от руководителей до простых инспекторов, – рассказывает Рашид Нургалиев. – В ходе поездок по регионам даже мне пришлось столкнуться и с бездушностью, и с черствостью, и с некомпетентностью».
Если уж в соседней Тверской области никто из руководства ГИБДД не мог ответить на вопросы о Федеральной целевой программе, то можно представить, что творится за пять тысяч километров от Москвы, говорит Нургалиев. «Вот поэтому, когда мне здесь в Центре отдельные руководители начинают браво докладывать: процент такой, процент такой, аналогичный, я сразу задаю вопрос: «Вы когда последний раз в регионах были? Сколько человек лично приняли?» Потому что если мы только будем сидеть здесь, на Житной, и жонглировать цифрами, так, полуравнодушно, ничего и никогда в стране не изменится», – уверен Нургалиев.
Под впечатлением от поездок по регионам руководство МВД обещает жесткие кадровые решения. «В этом году несколько руководителей региональных ГИБДД расстанутся с занимаемыми должностями, как несоответствующие им, – говорит Нургалиев. – Такое решение уже принято. Церемониться мы не намерены».
Кроме того, в ближайшее время планируется провести переаттестацию всех руководителей структур БДД территориальных органов внутренних дел. Максимально жестко и непредвзято будут проверены знание ими законов, положений Федеральной целевой программы, выполнение своих непосредственных обязанностей.
«Нам не нужны руководители на «коротком поводке», – говорит глава МВД. – Главным критерием службы в ГИБДД должен стать профессионализм. Других критериев быть не может. Ни протекций, ни личной преданности начальству, ни тем более покупки должностей. Сегодня службе как никогда нужны заинтересованные компетентные люди, знатоки своего дела, способные нести персональную ответственность, встряхнуть регионы. Выполнить эту задачу нам будет сложно. Сегодня в стране просто нет ни одного учебного заведения, которое готовит профильных специалистов, – отмечает глава МВД. –
Набирали, по сути, по квалификации, просто водителей, которые гоняли по дорогам с мигалками. Ну и как с таким человеком разговаривать о Федеральной целевой программе? Да он вообще не знает о ее существовании, хотя именно от него это должны услышать люди».
Профессионализм сотрудника ГИБДД не только в том, чтобы уметь водить автомобиль и разбираться в правилах. Рядовой инспектор должен быть глубоко подготовлен в правовом аспекте, знать криминалистику, психологию, считает Нургалиев. Только тогда он может считаться профессионалом.
Вопрос профобразования ГИБДД рассматривался в начале марта в Казани на учебно-методических сборах образовательных учреждений МВД. Принято решение о возобновлении подготовки сотрудников Госавтоинспекции на базе Орловского юридического института МВД, который до 1991 года являлся единственным в стране учебным заведением по данному профилю, а затем был перепрофилирован.
«В дорожном движении участвует практически вся страна, – говорит глава МВД. – Поэтому из общения с ГИБДД все делают выводы и о нас, и о государстве в целом».
То, что мы делаем, должно быть понятно каждому
«Люди у нас почему-то традиционно уверены, что любые действия власти, какие бы благие цели она ни преследовала, так или иначе ущемляют их интересы, – рассуждает Нургалиев. – Поэтому все инициативы, в том числе законодательные, встречаются у нас крайне настороженно. Взять то же повышение штрафов. Человек ведь одно понимает – опять к нему в карман лезут, опять репрессии. Но ведь штраф – это не обязательный налог, не квартплата. Его ведь не нужно платить, если не нарушать правила».
В октябре 2006 года президент поручил МВД совместно с Минобразования разработать поправки к законодательству, предусматривающие включение в учебные программы школ, начиная с первого класса, дисциплины об основах безопасности дорожного движения, рассказывает глава МВД. Сегодня изучение правил дорожного движения в школе ограничивается двумя уроками в программе 8-го класса.
«У нас же на дорогах каждый год гибнет тысяча детей! – говорит Нургалиев. – Представьте, что в стране каждый год просто исчезает одна большая школа. А ведь еще 25 тысяч ребят получают ранения. Инвалидизация страшная. Теперь будем ребят с первого класса обучать. Это что, плохо? Это что – репрессии?»
Глава МВД обещает ужесточить спрос с подчиненных за информирование населения. «Наша политика должна быть доведена до каждого и каждому понятна, – говорит он. – А у ряда руководителей ГИБДД информационная работа долгое время строилась по простому принципу: пришла сводка по ДТП в пресс-службу, ее и печатают. Вот и весь уровень общения с людьми».
«Включил недавно федеральный канал, а на меня с экрана глядит такой идиотический персонаж в форме ГИБДД, – делится своим опытом телезрителя глава МВД. – «Честный гаишник» – у него такое творческое амплуа в юмористической передаче. Показан его быт – голые стены, изможденная жена закатывает пустые банки, сын-дистрофик. Нам всем предлагают посмеяться над сотрудником госавтоинспекции, который принципиально не берет взяток. Смешно? Сначала смеемся, выставляем дурачками честных сотрудников, а потом удивляемся, что у нас на дорогах взяточничество. Посмотрите западные телеканалы. Там масса фильмов, сериалов и реалити-шоу о дорожной полиции. Там полицейские – герои, рискующие жизнью, выполняющие свой долг. А у нас что, героев нет? Тысячи сотрудников жертвуют собой, защищая граждан».
В деле пропаганды у милиции в запасе еще один козырь – ветераны МВД. Это серьезный ресурс, которым долго и совершено необоснованно пренебрегали, считает Нургалиев. В МВД, единственном из силовых министерств, под эту работу подведена серьезная правовая база. Не так давно министром впервые за всю историю российской милиции подписан приказ, который упорядочил работу ветеранских организаций.
«Именно ветеранов сегодня надо направлять в школы, – говорит Рашид Нургалиев. – Чтобы они стали нашими проводниками в формировании правового сознания, в подготовке участника дорожного движения».
По словам председателя Российского совета ветеранов органов внутренних дел Ивана Шилова, только за последние два месяца 9500 ветеранов МВД подключились к работе с подростками, имеющими «отклонения в поведении». Каждый ветеран является в полном смысле наставником подопечных, несет за них персональную ответственность, подчеркивает Шилов.
«Опыт и авторитет ветеранов очень важен и для воспитания наших собственных молодых сотрудников, – говорит Нургалиев. – Потому что если не знать и не помнить о прошлом, у нас просто не будет будущего».
Необходимо сотрудничать со всеми институтами гражданского общества: прессой, общественными организациями, правозащитниками, Церковью, уверен Нургалиев. В Самарской и Брянской областях, например, с недавнего времени проповедью о необходимости соблюдения правил дорожного движения заканчивается каждая литургия в православных храмах.
«С точки зрения Церкви такие явления, как пренебрежение правилами дорожного движения, техникой безопасности, беспечность, халатность, лихачество, безусловно, являются грехом, поскольку представляют собой серьезную угрозу для ни в чем не повинных людей, в том числе детей», – заявил не так давно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ситуацию, когда в год на дорогах гибнет более 30 тысяч человек, он назвал «бедой, преодолеть которую можно только всем миром».
Нургалиев считает, что такое сотрудничество пойдет на пользу и самим сотрудникам ГИБДД. У них появится хороший повод задуматься о том, что взяточничество, хамство, пренебрежение представителя власти проблемами простого человека – тоже грехи.
Право должно стать мерою реального поведения
В апреле 2005 года Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о том, что необходимым условием развития в стране демократии является создание эффективной правовой и политической системы. При этом президент подчеркнул, что «ценой развития демократических процедур не может быть ни правопорядок, ни столь трудно достигнутая стабильность, ни устойчивое проведение взятого экономического курса».
«В этом вижу самостоятельный характер выбранного нами демократического пути, – сказал тогда Владимир Путин. – И потому мы будем двигаться вперед, учитывая наши собственные, внутренние обстоятельства. Но в обязательном порядке – опираясь на закон, на конституционные гарантии. Разумеется, сама власть также не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам – это значит не уважать себя, своих сограждан. Это значит не понимать прошлого и не видеть будущего».
В связи с этим президент процитировал в своем послании великого русского философа Ивана Ильина: «Государственная власть имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку┘ И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться┘ Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество┘ Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт и без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».
«Давайте не будем забывать об этом», – подчеркнул Владимир Путин. – Нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах. Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона, – не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников этих органов должна быть прежде всего связана с качеством защиты прав и свобод граждан».
Далее в послании 2005 года, говоря о конкретных вопросах, «решение которых давно назрело», Владимир Путин выразил глубокое убеждение в том, что успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем.
«Мы не можем мириться с тем, что российские женщины живут почти на 10, а мужчины – на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы. Между тем многие из ныне существующих причин смертности не только устранимы, но даже не требуют особых затрат. Так, в России почти 100 человек в день погибают в дорожно-транспортных происшествиях. Причины этого хорошо известны. И нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию», – поставил задачу президент.
В основе системного решения этой задачи – воспитание правосознания, считает глава МВД Рашид Нургалиев.
Правосознание – важнейшее понятие государственного мировоззрения философа Ивана Ильина, ключевая, по его мнению, характеристика политической культуры. Вот что в годы Гражданской войны писал философ в книге «О сущности правосознания» – последней из книг, написанных им на родине.
«Где-то в глубине бессознательного живет священная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его. С этого и начинается духовность человека, в этом и состоит жизнь духа.
Поэтому правосознание можно было бы описать как естественное чувство права и правоты или как особую духовную настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям. Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению и взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы учат человека самостоянию, свободе, совместности, взаимности и солидарности. И прежде всего и больше всего – духовной воле.
Такое правосознание, исходя из воли к духу и питаясь волею к добру, начинает неминуемо перестраивать социальную жизнь людей на принципах духовного самоуправления, чувства собственного достоинства, уважения, доверия и справедливости. Истинный патриотизм и чувство государственности будут его зрелыми плодами».
«Развитие правосознания требует прежде всего работы над расширением и утончением своего внутреннего духовного опыта. В этом отношении правовая жизнь подлежит общему и основному закону духовного развития и является, подобно религии, философии, науке, искусству и нравственному творчеству, разновидностью единого жизненно-духовного делания».
«Здоровое правосознание есть нечто более широкое и глубокое, чем «сознание» как таковое. В правосознании участвует не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа. Недостаточно верно знать свои правовые полномочия, обязанности и запретности; бывают люди, которые отлично знают их и постоянно злоупотребляют этим знанием для того, чтобы превысить свои полномочия, преуменьшить свои обязанности и сложить с себя запретности. Необходимо не только знать все это, но и признавать в порядке самовменения и, признавая, иметь достаточную силу воли для того, чтобы соблюдать признанное. Надо обратиться к своему инстинкту и приучить его к «законопослушности» или «лояльности», а это удастся только тому, в ком живет духовность инстинкта, достаточно сильная и определенная, чтобы усвоить духовный смысл права, его цель и его назначение».
«Задача всякого человека, всякой власти и всякого режима состоит в том, чтобы воспитывать в душе правосознание и соблюдать его автономную природу. Автономным является такое правосознание, воля которого не только остается верною праву, но пребывает верною себе в праве: исполняя требования закона, она не насилует себя, потому что сама ищет той же цели, которой служит закон. Повиновение не лишает ее свободы; сохранение правопорядка не нарушает ее автономии; лояльность не колеблет ее уважения к себе. Такое правосознание остается верным себе не только в воле, но и в действии, ибо его деяния являются зрелым плодом его убеждений и решений.
Чувство собственного духовного достоинства и воля к цели права руководят его действиями и побуждают его отстаивать свои полномочия, не превышая их, и исполнять свои обязанности, не уменьшая их. Борьба за собственный интерес остается для него всегда борьбою за право, а борьба за право никогда не ставит его в положение бунтующего раба».
«Право и правосознание начинаются и кончаются там, где начинается и кончается вопрос: «а что на самом деле имеет правовое значение и в чем оно?» Судья, чиновник, адвокат и гражданин – если они не ставят этого вопроса и не добиваются его предметного разрешения – не живут правом и не творят права, и правосознание их стоит на самом низком уровне. Они довольствуются суррогатами права и фальсифицируют его. Тот, кто пользуется бестолковостью судьи, продажностью чиновника, «гибкостью» адвоката или безграмотностью соседа для того, чтобы осуществить свой неправомерный интерес, выдавая не-право за право, – тот мыслит и действует, как софист низшего разбора, полагая, что «истина есть то, в чем я сумею убедить других». Он работает над вырождением и деградацией общей жизни».
«Огромное значение имеет популярное преподавание права и школьное воспитание правосознания в жизни народа. Необходимы общедоступные учебники права, необходимо преподавание законоведения в средних школах, необходим обязательный курс правосознания, читаемый в высших учебных заведениях для студентов всех факультетов. Огромное значение могло бы быть присуще кадру разъездных лекторов и консультантов, оплачиваемых от города или от земства и бесплатных для народа (подобно врачам, ветеринарам и агрономам). Необходимо все сделать, чтобы приблизить право к народу, чтобы укреплять массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою мерою реального поведения, силою народной души».
Разве хоть что-то из сказанного Иваном Ильиным в начале прошлого века потеряло для нас актуальность сегодня?
Рашид Нургалиев: Нам нужна революция правосознания
– Рашид Гумарович, если честно: нет ли у вас внутреннего ощущения безысходности в плане борьбы с коррупцией? Сколько лет об этом говорят, сколько лет с этим борются... Сменяются поколения постовых и водителей. Но разве что-то изменилось в их взаимоотношениях? Спросите любого человека, хоть в Москве, хоть во Владивостоке – разве кто-нибудь из них всерьез верит, что гаишники перестанут брать?
– Я часто слышу, что коррупция – болезнь всего общества. Не только общества, но и конкретного человека. Это настолько глубокое явление, что у него уже выработалась философия. Философия коррупционера сродни философии игромана: азарт, жажда и привычка к легким деньгам.
Да, ты можешь «проиграть» – тебя могут схватить за руку, уволить, посадить. Но можешь и банк сорвать: не работая, не трудясь, никаких сил не прилагая. Два часа постоял в «правильном месте» – набил полный карман.
А ведь взятки воспринимаются совершенно иначе, чем честный заработок. Человек привыкает, становится психологически зависим от легких денег. У него ломка начинается, когда никто не нарушает правила.
Вот я и хочу обратиться ко всем водителям: прекратите нарушать – не будет повода предлагать взятку. Начните с малого: садитесь в машину – пристегните ремень, это же ведь ваша безопасность, вам же это не стоит ни сил, ни времени, ни денег. Это что, героизм – без ремня ездить? Это глупость. Если каждый начнет с себя, потом этот процесс будет нарастать.
Нам нужна революция правосознания. А любая революция, как известно, развивается по спирали. Сегодня я, завтра ты, послезавтра – мы.
А всем взяточникам в форме хочу сказать: если чиновник-мздоимец в штатском, в конце концов, только себя позорит, ну еще свое ведомство, то ты – еще и плюешь на честь мундира, в котором тысячи твоих коллег гибли, исполняя служебный долг, пачкаешь в грязи память наших ветеранов.
Помните эпизод в фильме «Место встречи изменить нельзя», когда муровцы организовали засаду на Фокса, а один из них струсил и под дулом бандитского пистолета валялся на полу? Когда его вывели на чистую воду, Глеб Жеглов произнес очень важную фразу: «Из-за одной паршивой овцы, бандиты теперь будут думать, что они муровца могут напугать...» Вот и с ГИБДД то же самое – «берут» немногие, а люди думают, что купить можно всех.
Взятка – это преступление, и я, как министр, сделаю все, чтобы преступника настиг закон.
Я взяточнику руки не подам.
– Сейчас вообще очень популярен тезис о том, что с коррупцией и взяточничеством в России можно бороться, но победить эти явления нельзя. Мол, всех не пересажаете.
– Этот тезис – еще одно свидетельство кризиса правосознания общества. Победить коррупцию можно, но только когда и во власти, и в обществе возникнет атмосфера нетерпимости к ней.
В ГИБДД мы пытаемся создать такую атмосферу. В этом году обязательно наведем порядок в наиболее «взяткоемких» сферах деятельности этой службы: проведении техосмотра, регистрации транспорта, экзаменов на получение водительских удостоверений. Все это отражено в директиве МВД «О приоритетных направлениях деятельности в 2007 году».
Ведь чем отличается коррупция в ГИБДД от всех других государственных институтов? Тем, что она убивает людей. Отпустил пьяного водителя – а он через пять минут насмерть ребенка сбил.