Завтра в Москве пройдет годовая коллегия МВД России. Накануне подведения итогов работы милиции за 2006 год в Министерстве внутренних дел РФ на улице Житной побывал корреспондент «НГ».
«Мы практически заново создаем систему общественной безопасности, основанную на принципах законности и прозрачности» – так в ноябре прошлого года в интервью «НГ» министр внутренних дел России Рашид Нургалиев сформулировал реализуемую на протяжении последних лет руководством МВД стратегию. «Конечно, эта огромная работа еще далека от своего завершения, – признал тогда министр. – Но все же контуры этой системы становятся все более отчетливыми».
Нургалиев выделяет три главных составляющих системы общественной безопасности: закон, люди, современные технологии. Сегодня, по его словам, качественное изменение этой триединой системы необходимо для решения главной задачи: «окончательно развернуть огромную, складывавшуюся десятилетиями, работавшую в принципиально иных социально-политических условиях систему МВД лицом к интересам человека, его семьи, защите его конституционных прав на безопасность, собственность и свободу».
С того, куда и зачем разворачивается российская милиция, и начался разговор корреспондента «НГ» с министром.
Новая страна – новые цели
– Мы еще 15 лет назад жили в другой стране, с другой правоохранительной системой, – напоминает Рашид Нургалиев. – Резкая трансформация политического строя, изменение социально-экономического уклада жизни народа – все это потребовало кардинальных изменений в правоохранительных органах. Я имею в виду даже не функциональные и структурно-организационные изменения в МВД, а в первую очередь изменения на уровне целеполагания, на уровне миссии, смысла всей нашей работы. В последние годы мы ставим четким и безусловным приоритетом защиту не интересов государственных институтов, как было раньше, а прав и законных интересов граждан. Это во-первых.
Во-вторых, за эти годы качественно изменилась и продолжает непрерывно эволюционировать сама преступность. Она транснационализируется. Она стала более организованной, появились новые виды преступлений. Возросла жестокость, изощренность, дерзость преступников, их техническая оснащенность. Все это требует не только адекватной реакции МВД, но и системной работы на опережение – в прогнозировании, стратегическом и оперативном планировании, вооружении и техническом оснащении.
– Рашид Гумарович, а не носит ли тезис о социальной направленности работы МВД декларативный характер? Повседневный опыт общения с милицией у многих наших граждан по-прежнему вызывает негативные эмоции.
– Это так. Но мы прекрасно понимаем, что по своему характеру, по своим масштабам эта задача – сфокусировать всю систему МВД на правах и интересах гражданина – очевидно выходит за рамки «тонкой настройки» отдельно взятого ведомства. Она не может быть сведена только к выпуску нескольких новых инструкций и созданию новых подразделений в структуре МВД. В конце концов мы же делаем это не для галочки в отчете. Немедленный результат возможен не везде. Хотя некоторые наши системные решения, принятые несколько лет назад, уже статистически эффективны.
Например, служба участковых уполномоченных. Это основная служба органов внутренних дел, развитию которой мы уже давно уделяем повышенное внимание. Еще два-три года назад идея совмещения проживания и службы на одном участке казалась невыполнимой. А сегодня 67% российских участковых работают там же, где и живут. Мы шли к этому целенаправленно. Чтобы люди получили возможность круглосуточно обращаться к своему участковому-соседу. И чтобы участковый воспринимал свое место работы уже совсем по-другому. Так вот, могу сказать, что вклад участковых в обеспечение общественного порядка и борьбу с преступностью повысился. В прошлом году участковыми раскрыто 440 тысяч преступлений – плюс 5% к предыдущему году.
– В прошлом году зарегистрировано 3 миллиона 855 тысяч преступлений – рекордная за всю новейшую историю страны цифра. Криминал активизировался?
– Эти цифры связаны не с тем, что наше общество стало более криминальным, а с заметным прогрессом в учете преступлений. В немалой степени этому способствовали меры, принимаемые нами в последние несколько лет по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел, в том числе – при рассмотрении заявлений и сообщений о правонарушениях.
В первую очередь речь идет о деяниях небольшой и средней тяжести, которые, как известно, относятся к числу наиболее латентных. В общем количестве преступлений они составляют более 70%.
В то же время снизились показатели регистрации тяжких и особо тяжких преступлений: на 11% уменьшилось число зарегистрированных убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью. В два раза сократилось число террористических актов, на 12% – похищения людей.
Но некоторые позитивные тенденции, конечно, не означают, что криминальная ситуация в стране близка к социально приемлемой. Так, на фоне стабилизации показателей преступлений против личности существенно растет регистрация преступлений против собственности. Увеличивается количество краж и мошенничеств.
Растет также число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Число пресеченных сотрудниками органов внутренних дел наркопреступлений в крупных и особо крупных размерах возросло практически в полтора раза и составило 48,3 тысячи, раскрыто 2,6 тысячи преступлений, совершенных в этой сфере преступными сообществами и организованными группами, изъято более 11,4 тонны наркотических средств и психотропных веществ.
Особую тревогу у нас вызывает уличная преступность. Если пять лет назад на улицах совершалось каждое семнадцатое из зарегистрированных преступлений, то в прошедшем году – уже каждое девятое.
Заметное воздействие на состояние преступности по-прежнему оказывает нерешенность социальных проблем. Более половины лиц, совершивших преступления, не имеют постоянного источника дохода. Каждое четвертое преступление в стране совершается теми, кто уже ранее нарушал закон. Каждое шестое – лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, каждое десятое – несовершеннолетними и при их соучастии. Эти показатели сохраняются практически неизменными на протяжении последнего десятилетия.
МВД – это люди
– Вы неоднократно говорили, что главным элементом выстраиваемой МВД новой системы общественной безопасности является человек. Поэтому не могу не спросить о кадровой проблеме, которая, как известно, все последние годы стояла в вашем ведомстве чрезвычайно остро.
– В минувшем году впервые в истории МВД России на службу было принято на 23 700 человек больше, чем уволено. Укомплектованность рядового и начальствующего состава органов и подразделений внутренних дел достигла 96,2%. Некоторые ваши коллеги уже назвали это «кадровой революцией в милиции». Я же расцениваю эти цифры просто как свидетельство того, что мы движемся в плане кадровой политики в правильном направлении.
– Количественные показатели, конечно, внушают оптимизм, но ведь за каждой цифрой стоят конкретные люди. Происходит ли качественное изменение человеческого капитала МВД? Ведь не секрет, что раньше в милицию попадало очень много случайных людей. В 90-е годы даже появился грустный анекдот о милиционере, который удивился, что ему на службе еще и зарплату платят, мол, думал, «дали пистолет, и вертись как хочешь».
– Да, в нашем недавнем прошлом есть и такая позорная страница. Но чтобы перевернуть ее раз и навсегда, мы очень серьезно ужесточили отбор в милицию. Сегодня практически все поступающие на службу проходят тщательное тестирование, в том числе, с применением технических средств, в частности, так называемого «детектора лжи». С его помощью мы выявляем людей, которым в милиции делать нечего: лиц с криминальными связями, наркоманов, просто людей случайных, нечестных, стремящихся использовать статус милиционера в корыстных, а подчас и в заведомо преступных целях. В результате, кстати, в органах внутренних дел значительно укрепилась дисциплина и соблюдение законности: впервые за последние 5 лет в МВД России снизилось число сотрудников, привлеченных к ответственности за преступления.
Помимо этого ведется жесткий профессионально-психологический отбор кандидатов на службу, которым занимаются 3200 ведомственных психологов. Много внимания уделяется физической подготовке и состоянию здоровья кандидатов. Поступающий на службу в милицию человек должен быть совершенно здоровым, с учетом предстоящих психоэмоциональных и физических нагрузок, поэтому наши требования гораздо жестче, чем при отборе призывников на военную службу. Из десяти человек в возрасте от 18 до 25 лет только двое-трое годны для службы в МВД.
Высокие требования предъявляются и к профессиональным знаниям – благодаря этому в милиции стало больше сотрудников с высшим и средним специальным образованием, в том числе с юридическим.
– Вы нарисовали образ какого-то супермена. Зачем вообще такому человеку идти в милицию, где служба опасная, а зарплата – маленькая?
– Люди решают связать свою судьбу со службой в органах внутренних дел по разным причинам. Один из важных факторов – стабильность службы и социальные гарантии. Люди просто устали от хаоса, разброда и отсутствия порядка. Что касается денежного содержания в милиции, то, конечно, сравнивать ее с зарплатой, скажем, менеджера в московском банке – просто глупо. Люди к нам уже потянулись – и у нас появилась возможность выбирать.
Кроме того, в нашей стране исторически сотрудники правоохранительных органов пользуются уважением, даже несмотря на чудовищный репутационный провал милиции, который случился в 90-е годы.
Очень часто к нам идут люди из милицейской среды. У нас существуют целые милицейские династии, которыми, мы кстати, очень гордимся и всеми силами стараемся поддерживать. Наконец, органы внутренних дел – это именно то место, где ты в трудную минуту всегда можешь почувствовать плечо товарища. «Милицейское братство» – это не пустые слова, оно действительно существует. Каждый сотрудник знает, что если, не дай Бог, с ним что-нибудь случится, он сам и его родные не останутся без поддержки.
– Но ведь для качественного улучшения человеческого ресурса недостаточно просто набрать честных и эффективных людей. Человеческий капитал нуждается в непрерывном совершенствовании.
– Повышение профессионального мастерства сотрудников – наша приоритетная задача. Ежегодно 34 ведомственных образовательных учреждения выпускают 27 тысяч специалистов. В настоящее время ведется работа по реорганизации специальных средних школ милиции в структурные подразделения вузов МВД России, что реально позволит обеспечить непрерывное профессиональное обучение по широкому спектру образовательных программ.
Качество нашего образования подтверждает тот факт, что правоохранительные органы целого ряда иностранных государств готовят свои кадры в наших ведомственных учебных заведениях. В 2006 году у нас обучалось более 700 иностранных студентов. Кроме того, на курсах повышения квалификации прошли подготовку более 360 сотрудников правоохранительных органов зарубежных государств.
Стоит сказать, что обучение иностранцев приносит России не только деньги, но и помогает укреплять национальную безопасность. Например, в минувшем году мы обучали нескольких специалистов по борьбе с наркотиками из Афганистана. Совершенно понятно: чем эффективнее правоохранительные органы этой страны, которая считается едва ли не крупнейшим мировым наркоцентром, будут противостоять торговле наркотиками, тем меньше смертельного зелья попадет в Россию.
Предупредить проще. И выгоднее
В среде сотрудников правоохранительных органов существует расхожее выражение: «одно предотвращенное преступление гораздо важнее, чем десять раскрытых». Речь идет о профилактике преступности, которая и раньше декларировалась в качестве приоритетного направления деятельности милиции, но, говоря прямо, стала таковым только в минувшем году.
«2006 год стал этапным в процессе формирования комплексной многоуровневой системы профилактики преступности в масштабах страны, – подчеркивает Рашид Нургалиев. – Речь здесь прежде всего идет об использовании возможностей государственных органов, образовательных, социальных и медицинских учреждений, бизнес-сообщества, общественных объединений для предупреждения преступлений». Действительно, трудно поспорить с тем, что если, скажем, губернатора не волнует уровень преступности в его регионе, то это плохой губернатор.
В качестве первых результатов работы по профилактике преступности Рашид Нургалиев называет формирование более трех тысяч специальных комиссий на уровне областей, городов, районов и муниципальных поселений. Их миссия – консолидация на местах усилий государственных органов, бизнеса и общественности в интересах правопорядка. Помимо этого в минувшем году в стране введены 1560 должностей заместителей глав администраций, в обязанности которых входит координация этой работы.
«От нас деньги – от вас инициативы», – примерно так можно описать разделение полномочий федерального Центра и регионов в рамках Государственной программы профилактики правонарушений. Государство свое слово сказало: по словам министра, консолидированный годовой бюджет программы составил в прошлом году 6 млрд. руб. «Это серьезные средства, но нами давно подсчитано, что предупредить преступление не просто важнее, чем раскрыть. Это еще и гораздо дешевле», – говорит министр.
Полученные средства направляются на ресоциализацию лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, открытие пунктов лечения алкоголизма и наркомании, содержание временных убежищ от семейного насилия, оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организацию спортивно-массовой работы с трудными подростками, создание зон безопасности вокруг учебных заведений.
Так, важнейшей инициативой МВД по профилактике преступности стало появление должностей так называемых школьных инспекторов. Не секрет, что вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность часто начинается со школьной скамьи. Поэтому даже сам факт постоянного присутствия в школе сотрудника милиции помогает снизить уровень подростковой преступности. А ведь его роль на этом не заканчивается: во многих регионах «школьные инспектора» проводят уроки патриотического воспитания, физкультуры, учат подростков давать отпор хулиганам на улице.
Что касается ресоциализации лиц, возвратившихся из мест лишения свободы, то это направление призвано в первую очередь снизить процент «рецидивов», который в нашей стране крайне высок. Не секрет, что это явление имеет в нашей стране глубокие социальные корни: возвращающийся из мест лишения свободы человек и рад бы начать честную жизнь, но на работу его не берут, а в его отсутствие квартира часто оказывается проданной мошенниками. Куда ему идти – только на большую дорогу┘
«Мы хотим помочь оступившемуся человеку вновь ощутить себя полноправным членом общества, – говорит заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-майор милиции Владимир Голубовский. – Помочь вернуть жилье, трудоустроиться, получить медицинскую помощь. И, главное, удержать его от новых преступлений».
В 2006 году в каждом четвертом регионе приступили к работе по квотированию рабочих мест для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. «Как правило, это рабочие специальности, – говорит Владимир Голубовский. – И, знаете, большинство работодателей остаются довольны работой этих людей. Ведь в местах лишения свободы они получают не только специальности, но и разнообразный рабочий опыт. Да и руки у большинства из них, прямо скажем, золотые».
Еще одним значимым направлением профилактической деятельности МВД стало правовое воспитание населения, пропаганда патриотизма и здорового образа жизни. «МВД России реализуется ряд информационно-пропагандистских программ, в частности – программа по информационной поддержке деятельности участковых уполномоченных милиции, – говорит первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Александр Чекалин. – С начала года в городах России размещено более пяти тысяч информационных плакатов, баннеров, растяжек и других средств доведения до населения информации о службе участковых уполномоченных. Активно размещается информация в подъездах и лифтах жилых домов».
«Эти меры оказались результативными в том числе и в деле вовлечения в правоохранительную деятельность рядовых граждан, – отмечает Рашид Нургалиев. – В 2006 году численность общественных объединений правоохранительной направленности достигла 35 тысяч, в состав которых вошло 360 тысяч наших помощников». Об эффективности их работы говорят такие цифры: только в прошлом году с их участием была раскрыта 41 тыс. преступлений. В органы внутренних дел доставлены за административные правонарушения более 460 тыс. человек, задержаны около 18 тыс. преступников.
«Эта работа могла бы быть и более эффективной, если бы уже сегодня был принят разработанный Министерством внутренних дел проект федерального закона о добровольных помощниках милиции, – говорят в МВД. – Пока же выручают региональные законы, которые приняты в 60 субъектах Федерации». Они закрепляют если не денежное стимулирование, то хотя бы различные льготы, например бесплатный проезд на транспорте. И существенный нюанс, на который в МВД обращают особое внимание: в отличие от СССР – никакой «принудиловки», все только на добровольной основе.
Дальнейшие планы МВД в этом направлении, по словам Рашида Нургалиева, подразумевают привлечение к участию в предупреждении правонарушений товариществ собственников жилья, членов домкомов. В частности, по его словам, планируется «обеспечить стимулы гражданам за предоставление достоверной информации о замышляемых и совершенных преступлениях».
«Просто по-человечески»
Полгода назад в России была создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, основной задачей которой стала координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, связанной с обеспечением исполнения российского законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В комиссию вошли представители целого ряда профильных министерств и ведомств, но – знаковый момент – возглавил ее Рашид Нургалиев. Тот факт, что курировать дела несовершеннолетних в масштабе страны поручено не, скажем, Минобразу или Минздраву, а МВД, сами милиционеры считают вполне логичным. Ведь, по сути, именно милиция сегодня оказалась в наибольшей степени заинтересована в благополучии подрастающего поколения.
По словам руководителя управления общественных связей МВД России полковника милиции Валерия Грибакина, сегодня каждый второй подросток, доставленный в милицию, – учащийся школы. «Растет число безнадзорных и беспризорных, – говорит Валерий Грибакин. – Даже по самым приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, два миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. Отсюда – рост подростковой преступности, подростковой наркомании, алкоголизма. А кому, как не нам, этим заниматься». Немаловажно и то, что благодаря своей жесткой внутренней организации именно МВД способно контролировать работу комиссии на всех уровнях – от федерального до местного. А если надо – и жестко спросить с коллег из других министерств и ведомств, например, о том, как были израсходованы федеральные средства.
Впрочем, серьезную работу с несовершеннолетними МВД активно проводит и самостоятельно. В прошлом году министерством была организована благотворительная акция «Участие», в ходе которой воспитанникам школ-интернатов была оказана конкретная адресная помощь. После этого в адрес руководства МВД из ряда территориальных органов внутренних дел – Свердловской, Иркутской области, Санкт-Петербурга – стали приходить обращения от рядовых милиционеров, в которых они предлагали не ограничиваться разовыми мероприятиями, а взять постоянное шефство над детскими домами и приютами.
«Любопытное совпадение, – говорит заместитель министра внутренних дел генерал-лейтенант милиции Николай Овчинников. – Мы подсчитали, что в стране действуют 5,5 тысячи социальных учреждений для несовершеннолетних и практически столько же подразделений внутренних дел. Почему бы не закрепить постоянное шефство конкретного отделения милиции над конкретным интернатом?»
По его словам, Рашид Нургалиев намерен в ближайшее время обратиться к территориальным подразделениям органов внутренних дел с просьбой пойти навстречу этой инициативе. «Это будет не приказ начальства, который, как известно, не обсуждается, – подчеркивает Николай Овчинников. – О таких вещах можно только просить. Просто по-человечески».
Связанные одной сетью
В МВД утверждают, что 2006-й стал для органов внутренних дел годом технической революции. Об этом «НГ» рассказал Рашид Нургалиев, об этом же говорили и его подчиненные.
Конечно, сложно не заметить, что времена, когда вооруженному до зубов бандиту на джипе противостоял милиционер с пистолетом Макарова на стареньких «Жигулях» с полупустым бензобаком, ушли в прошлое. По сути, в последние два года – впервые в новейшей истории России – власти страны повернулись лицом к проблемам органов внутренних дел. И положительный эффект сказался незамедлительно: увеличение финансирования позволило в 2006 г. повысить уровень обеспечения органов внутренних дел и Внутренних войск в среднем на 14% и довести их общую обеспеченность материально-техническими средствами до 80%, а боеготовность – до 100%.
Но дело даже не в этом. Сегодня в распоряжение сотрудников милиции активно поступают такие технические средства, о которых еще недавно можно было прочитать разве что в научно-фантастических романах. И, пожалуй, главная гордость МВД в этом плане – Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел (ЕИТКС).
Создавать ЕИТКС начали в 2005 г. – к концу года система функционировала в полном объеме в Татарстане, Москве, Ставропольском и Приморском краях, Оренбургской области. В 2006 г. она была введена в строй еще в 17 регионах, а к 2009 г. начнет действовать в полном объеме на всей территории страны.
Главное достоинство ЕИТКС – способность обеспечить сотрудникам органов внутренних дел практически мгновенный доступ в базы данных всех правоохранительных органов России любого уровня – от федерального до районного – и из любой точки страны.
Представьте ситуацию: где-нибудь посреди бескрайних сибирских просторов милиционер останавливает подозрительную автомашину. Вводит в систему данные об автомобиле и водителе со своего карманного компьютера и уже через пять–семь секунд получает информацию о том, что, скажем, машина числится в угоне в Калининградской области, а водитель разыскивается в Москве за уклонение от уплаты алиментов. Раньше, для того чтобы такая информация дошла до адресата, требовались месяцы. Понятно, что за это время большинство подозреваемых успевали скрыться из поля зрения органов внутренних дел.
«За счет сокращения времени проверки информации по базам данных в регионах, где уже внедрена ЕИТКС, идет увеличение раскрываемости преступлений по горячим следам на 15–20%, – говорит заместитель министра внутренних дел генерал-лейтенант милиции Михаил Суходольский. – Мы надеемся, что, когда система заработает везде, этот показатель увеличится до 65–70%».
В качестве яркого примера заместитель министра приводит недавнюю историю с кражей компьютеров и программного обеспечения в одном из коттеджей в Звездном городке, где проживали иностранные астронавты. По словам Михаила Суходольского, «благодаря грамотно организованным мероприятиям с использованием новейших технических средств подозреваемых быстро установили и задержали, а преступление из серии «висяков» было раскрыто». В результате вместо международного скандала МВД России получило благодарственное письмо от директора НАСА.
ЕИТКС хорошо зарекомендовала себя и в борьбе с таким видом преступности, как экстремизм и терроризм. Лица, причастные к данной деятельности на территории Северного Кавказа и даже Узбекистана, были выявлены сотрудниками милиции в Ханты-Мансийском автономном округе и Ивановской области. «Как известно, у терроризма нет границ, – говорят в МВД. – Но теперь благодаря новейшим технологиям мы способны эффективно противостоять этому явлению и по всей стране, и даже за ее пределами».
Вместе с тем, по словам Михаила Суходольского, ЕИТКС нужна далеко не только для оперативного обмена информацией и доступа к базам данных, но и для организации автоматизированных систем управления дежурных частей, работы по изготовлению, оформлению и контролю заграничных документов и даже – дистанционного обучения личного состава.
Образовательное ноу-хау – предмет особой гордости МВД. По предварительным подсчетам экспертов, дистанционное обучение сотрудников позволит почти вдвое сократить расходы министерства на подготовку кадров и повысить практическую направленность обучения. Но гораздо важнее экономии то, что обучение для сотрудников органов внутренних дел станет более доступным, превратится для них в дополнительный стимул для службы в системе МВД. Не секрет, что раньше, в условиях хронического кадрового голода, милицейское начальство крайне неохотно расставалось с подчиненными, чтобы они «где-то там учились». Причем речь, как правило, шла именно о лучших из них. Отпускали же либо неэффективных, либо «блатных». Теперь эта проблема может быть решена – уже сегодня в системе дистанционных образовательных технологий работают 25 ОВД и три образовательных учреждения. Причем без всякого ущерба для повседневной деятельности.
Наконец, ЕИТКС способна обеспечить связь с каждым подразделением органов внутренних дел, в том числе посредством видеоконференции. Буквально на днях такой «телемост» был организован между Москвой и Алтайским краем – подводились итоги работы краевой милиции. В руководстве МВД обещают, что такие мероприятия вскоре станут самым обычным делом.
Информационные технологии позволяют реализовать совершенно новый принцип работы органов внутренних дел, провозглашенный руководством МВД совсем недавно, – «милиция в шаговой доступности». Например, в деятельность подразделений ППСМ в ряде регионов – в Краснодарском крае, Московской области, Санкт-Петербурге, Перми и других – активно внедряется система единой дислокации постов и маршрутов милиции. В нее входят средства видеоконтроля и информационного обеспечения, каналы прямой связи с населением. В целом по стране увеличено число систем правоохранительного наблюдения в местах массового пребывания граждан: 7 тыс. видеокамер, 36 тыс. систем экстренной связи «гражданин–милиция».
По мысли министерского руководства, в недалеком будущем каждое отделение милиции превратится в ситуационный центр, оснащенный по последнему слову компьютерной техники. Во многих городах-миллионниках это уже произошло и начинает распространяться на регионы. Так, по словам министра МВД Марий Эл Валерия Краснова, в дежурной части Йошкар-Олинского УВД скоро появится электронная карта города, позволяющая в режиме реального времени отслеживать передвижение по городу автотранспорта всех служб МВД, пеших и автомобильных патрулей, которые, в свою очередь, будут оборудованы GPS-связью. Все это, в первую очередь, призвано ускорить прибытие милиции на места происшествий.
«Пристальное внимание руководства МВД к новейшим информационным технологиям обусловлено требованиями времени, – говорит Борис Мирошников, руководитель бюро специальных технических мероприятий МВД России. – Сегодня в руках преступников мы все чаще видим не отмычку и нож, а суперсовременный компьютер. Но у нас есть чем ответить высокотехнологичной преступности».
Как рассказал Борис Мирошников, в октябре 2006 г. в Саратовской области закончилось уникальное дело о вымогательстве денежных средств у девяти английских букмекерских компаний, совершенном организованной группой российских хакеров. Все свои действия преступники осуществляли через интернет. Если хакеры не получали деньги, то организовывали вирусные атаки на серверы компаний. Это парализовывало их работу и причиняло серьезный материальный ущерб – около 200 тыс. долл. США в день.
В связи с уникальностью дела расследование проходило в непосредственном сотрудничестве с представителями спецслужб США и Великобритании. «Оценивая нашу работу, западные коллеги признали, что никогда не видели такого профессионализма, – отмечает Борис Мирошников. – Могу с гордостью констатировать, что в деле раскрытия высокотехнологичных преступлений мы с Западом на равных: и по технике, и по людям».
Милиция онлайн
Новые технологии не только помогают в раскрытии преступлений. У них есть не менее важная функция – социальная. «Сделать милицию ближе к гражданам – сегодня это наша базовая установка», – говорит заместитель министра Николай Овчинников. Именно на это направлена еще одна «высокотехнологичная инициатива» руководства МВД – создание в интернете единого правоохранительного портала.
Уже сегодня портал функционирует в тестовом режиме. А вскоре любой человек, зайдя по интернет-адресу www.112.ru, немедленно получит исчерпывающую информацию буквально по всем вопросам, касающимся деятельности правоохранительных органов. В какой бы точке страны ни находился пользователь, он может с легкостью определить, где находится ближайшее отделение милиции, посмотреть график его работы. Можно даже найти информацию о своем участковом, включая его фотографию, – участковых, кстати, в стране 67 тыс.
Это далеко не все возможности нового портала. Перед покупкой автомобиля можно будет «пробить» его по базе данных на предмет угона. Там же в открытом доступе будут работать базы данных утерянных паспортов, похищенных культурных ценностей, пропавших родственников, людей, разыскиваемых милицией. «Мы даже собираемся информировать предпринимателей о том, есть ли у милиции вопросы к их потенциальным деловым партнерам, – говорит Николай Овчинников. – Это делается в рамках новой для нас задачи: помощи малому и среднему бизнесу».
«Или такая ситуация: сотрудниками милиции на улице найден ребенок, который по каким-то причинам не хочет или не может даже назвать свое имя, – продолжает Николай Овчинников. – Он будет препровожден в центр временного содержания несовершеннолетних, где уже на этапе регистрации будет снят на фото и видео, и эта информация в режиме реального времени будет передана в публичную базу данных портала».
И, конечно же, правоохранительный портал предусматривает наличие системы обратной связи. Проще говоря, для того чтобы обратиться в милицию с заявлением, гражданину будет достаточно компьютера, подключенного к интернету. Кстати, только за второе полугодие 2006 г. в МВД было обработано более 3300 электронных писем, из которых 35 поставлены на особый контроль. В министерстве ожидают, что после принятия закона об электронной подписи поток обращений через интернет возрастет на несколько порядков.
По капле крови или волоску
Впрочем, техническое перевооружение МВД вовсе не ограничивается информационными технологиями. В 2006 г. в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел поступили автоматизированные комплексы для производства исследования и формирования ДНК-учетов. Специализированные ДНК-лаборатории уже действуют в 30 субъектах РФ, а количество выполненных исследований методом ДНК-анализа выросло в четыре раза.
По словам начальника экспертно-криминалистического центра МВД России генерал-майора милиции Владимира Мартынова, «у ДНК-исследований колоссальные возможности. Если развивать это направление, можно будет раскрывать едва ли не каждое совершенное преступление, как это, например, происходит в Англии, где принят закон о создании банков данных ДНК, в которые собраны около 3,5 миллиона образцов: следы с мест преступлений, данные о неопознанных трупах, осужденных, подозреваемых лицах. Дело в том, что не бывает так, чтобы преступник на месте преступления не оставил следов: волоса, капли крови, пусть даже засохшей. Разработанные научные методики, применяемое оборудование и реактивы позволяют устанавливать признаки ДНК, теоретически, даже по одной клетке любого биоматериала».
В свою очередь, генерал-лейтенант милиции М.Суходольский отмечает, что «введение ДНК-комплексов уже на 78% увеличило результативность проводимых генотипоскопических экспертиз. Применение криминалистических методов помогло собрать доказательства по двум третям всех раскрытых преступлений». Причем стоит отметить, что исследования в наибольшей степени помогают раскрыть самые жестокие и бесчеловечные из них – убийства и изнасилования.
В не меньшей степени помогает экспертам и система дактилоскопических учетов. В 2005 г. с ее помощью дана разыскная информация о возможной причастности более 39 тыс. конкретных лиц к совершению преступлений. С помощью этой же системы удалось раскрыть громкое убийство бывшего депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова. А в 2006-м дактилоскопические базы данных помогли сыщикам раскрыть целый ряд убийств в Ставропольском, Пермском краях и даже в Варшаве.
«Дактилоскопические базы данных позволяют установить личность предполагаемого преступника, а формируемая база ДНК-учетов с мест преступлений – доказательно закрепляет его причастность к преступлениям, – говорит Владимир Мартынов. – Именно так произошло, например, в Тольятти, где удалось задержать серийного насильника и убийцу, на счету которого было 9 трупов несовершеннолетних девушек. А ведь «зацепки» несведущему могут показаться ничтожными – всего-то один отпечаток пальцев да окурок».
А если в эту систему включить ЕИТКС, скорость и эффективность работы милиции возрастает еще больше. Например, в Белгородской области изнасилование и убийство женщины фактически было раскрыто за два дня, когда ранее только на проведение соответствующих исследований требовалось около месяца. Это как раз тот случай, когда 1+1=3, то есть общий результат работы системы больше суммы результатов работы ее элементов.
«Научная и техническая база в этом плане есть, – отмечает Владимир Мартынов. – Дело за базой законодательной: в милиции с надеждой ждут рассмотрения подготовленного МВД законопроекта «О государственной геномной регистрации».
Однако техническое перевооружение органов внутренних дел направлено не только на повышение эффективности раскрытия совершенных правонарушений, но и на их профилактику. В этом плане ведущую роль играет Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения 2006–2012». В России по-прежнему за год гибнет свыше 30 тыс. человек – население небольшого города, причем гибнут, к сожалению, здоровые, полные сил люди или даже дети. Цель программы – сокращение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2012 г. по сравнению с 2004 г. в полтора раза. «Задача амбициозная, но выполнить ее необходимо, ибо в центре внимания находится высшая ценность любого государства – человек, его жизнь, права и свободы», – уверен Рашид Нургалиев.
Более того, по словам министра внутренних дел, социально-экономические потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют около 2,5% ВВП, а в абсолютном выражении – 377 млрд. руб., что сопоставимо с вкладом в ВВП отдельных отраслей экономики.
Говоря о материально-техническом аспекте программы, начальник департаме