0
836
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.11.2005 00:00:00

Глава МИД Нидерландов: «Надо найти устойчивое решение на Северном Кавказе»

Тэги: бот, нидерланды, ес


бот, нидерланды, ес Министр иностранных дел Нидерландов Бен Бот говорит о готовности проводить активную политику к востоку от Евросоюза.
Фото Reuters

-Насколько интенсивно развиваются сейчас российско-голландские отношения?

– Наши двусторонние отношения превосходны. Нидерланды и Российская Федерация – важные экономические партнеры. Для нашей страны Россия является крупнейшим рынком к востоку от Евросоюза. Нидерланды также один из крупнейших инвесторов и торговых партнеров Российской Федерации. В последние годы активизировались наши двусторонние отношения, и мы ожидаем дальнейшего расширения культурных обменов.

– Какую роль для наших отношений сыграл первый государственный визит президента Владимира Путина в Нидерланды?

– Этот визит очень важен для Нидерландов, особенно с учетом политической и экономической значимости Российской Федерации в современном мире. Это первый визит главы российского государства в Нидерланды с момента посещения нашей страны царем Николаем II, который приезжал на первую Гаагскую мирную конференцию в 1899 году. В эти дни была подписана обновленная Совместная программа действий, призванная облегчить сотрудничество между институтами и организациями наших стран. Подписан ряд соглашений между организациями, в том числе в области образования, науки и технологий, а также страхования.

– Некоторые обозреватели отмечают, что едва ли не единственная крупная проблема в наших двусторонних отношениях – реституция Кенигской коллекции. Как сейчас продвигаются переговоры по этому вопросу?

– Российские власти сочли голландское требование приемлемым. Насколько я понимаю, решение по этому вопросу будет принято. Мы понимаем, что речь идет об очень деликатной проблеме – ведь Россия понесла большие как человеческие, так и материальные потери в ходе войны. Но факт остается фактом – Кенигская коллекция была и остается собственностью Нидерландов. Сразу несколько положений международного права, признанных Россией и Нидерландами, четко указывают, что культурная собственность не может считаться военным трофеем и использоваться в качестве компенсации за военные убытки. Необходимо помнить, что и Россия, и Нидерланды – жертвы нацистской Германии. Поскольку Россия и Нидерланды выступили союзниками в войне, уверен, что мы сумеем найти решение. В 2004 году требования Нидерландов вернуть Кенигскую коллекцию признала Украина, которая передала нам часть этого собрания, хранившуюся в Киеве.

– На ваш взгляд, каковы перспективы отношений Россия–Евросоюз? Следует ли заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого истекает в 2007 году, чем-то новым или его стоит продлить?

– Недавний продуктивный саммит Россия–ЕС в Лондоне продемонстрировал, что мы находимся на пути углубления отношений в рамках четырех общих пространств. Как раз на этом саммите мы решили пересмотреть действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с целью его актуализации.

– По мнению наблюдателей, новые страны – члены ЕС (преимущественно восточноевропейские государства) провоцируют антироссийские настроения в Европейском союзе. Как вы это прокомментируете?

– Очевидно, что в общих интересах Евросоюза развивать отношения с Россией вне зависимости от нюансов в позициях. В ходе консультаций в Брюсселе все страны – члены ЕС могут свободно выражать свои взгляды, решения же принимаются демократическим путем на основе консенсуса.

– Как вы оцениваете ситуацию с демократией и правами человека в России? Что вы думаете о Чечне, свободе слова, отправлении правосудия (в том числе по делу ЮКОСа), состоянии гражданского общества в РФ?

– Нидерланды придают огромное значение демократии, верховенству закона и роли гражданского общества. В рамках Евросоюза, а также на двусторонней основе мы разработали программы помощи России в этих областях. Мы очень обеспокоены продолжающимся насилием на Северном Кавказе и нарушениями прав человека. Мы искренне надеемся, что в северокавказских республиках удастся найти устойчивое политическое решение. Мы также полагаем, что новая программа Евросоюза по восстановлению Северокавказского региона – это способ помочь улучшить условия жизни и шансы на социально-экономическое развитие.

– На ваш взгляд, существуют ли проблемы с соблюдением прав русскоговорящих меньшинств в странах Балтии?

– Интеграция меньшинств является лучшей гарантией защиты прав человека и стабильности. Страны Балтии предпринимают меры по усилению интеграционного процесса. Важно, чтобы он проходил в контексте верховенства закона и соблюдения общих принципов, к которым присоединяются страны Балтии, в том числе соблюдения копенгагенских критериев для членства в ЕС. Исход этого процесса очевиден. Кроме того, действуют международные форумы, в которых участвуют все заинтересованные стороны. Высокий комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам и комиссар Совета Европы по правам человека консультируют страны Балтии по данному вопросу.

– Евросоюз все активнее идет на сближение с Турцией. Между тем еще не преодолен кризис вокруг Конституции ЕС. Каково, на ваш взгляд, будущее единой Европы?

– Общей целью переговорного процесса, который ведут ЕС и Турция, является вступление Анкары в Евросоюз. Однако подразумевается, что переговоры будут основываться на достижениях Турции. Ожидается, что переговоры продлятся около 10 лет. В этом процессе будут в полном объеме приниматься во внимание все копенгагенские критерии, в том числе способность самого ЕС к расширению.

После референдумов по Конституционному соглашению во Франции и Нидерландах (на обоих проект Основного закона был отвергнут. – «НГ») в июне этого года Евросоюз решил, что для широких общественных дебатов на национальном уровне в каждой стране-члене необходим «период размышления». В мае–июне 2006 года Евросоюз рассмотрит результаты различных национальных публичных дебатов.

– Существует мнение, что некоторые страны – члены ЕС (в частности, Польша) пытаются добиться смены режима президента Александра Лукашенко в Белоруссии. Как вы это прокомментируете? На ваш взгляд, возможна ли оранжевая революция в Белоруссии и может ли впоследствии эта страна вступить в ЕС?

– Евросоюз очень озабочен ситуацией с правами человека в Белоруссии, а также ухудшающими условиями для деятельности неправительственных организаций в этой стране. Нарушаются основные принципы демократии и верховенства закона, которых Белоруссия, по ее словам, придерживается. Евросоюз призывает белорусские власти предпринять меры по улучшению ситуации. Я приветствую поддержку, оказываемую Евросоюзом гражданскому обществу в Белоруссии. Наша программа «Матра» также открыта для Белоруссии.

Согласно «Европейской политике соседства», Евросоюз и соседние с ним страны определяют свое взаимодействие посредством составляемых сообща Планов действий. В настоящий момент Евросоюз полагает, что политическая ситуация в Белоруссии препятствует плодотворному сотрудничеству и развитию Плана действий. Когда политическая ситуация в Белоруссии претерпит существенные перемены, Евросоюз будет готов активизировать сотрудничество с этой страной в рамках «Европейской политики соседства». Вопрос о присоединении Белоруссии к ЕС в повестке не стоит.

– Наблюдатели отмечают, что, активизируя контакты с Турцией, Евросоюзу следовало бы все же обращать больше внимания на развитие взаимодействия с Украиной и Россией. Ваш комментарий?

– ЕС рассматривает отношения с Россией и Украиной как важные. Это отражено в Соглашениях о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с обеими странами. Евросоюз желает придать новый импульс отношениям с РФ и Украиной как в рамках СПС, так и посредством новых механизмов сотрудничества. Будучи стратегическими партнерами, ЕС и РФ продолжают работать над углублением сотрудничества в особых рамках так называемых четырех общих пространств (экономическом, внутренней безопасности, внешней безопасности, образования, науки и культуры). Что касается Украины, ее сотрудничество с ЕС развивается на основе согласованного Плана действий в рамках «Европейской политики соседства».

– Могут ли Украина и Грузия в обозримом будущем стать членами НАТО и Евросоюза? Есть ли такие шансы у России?

– Украина сотрудничает с НАТО в рамках так называемого Интенсивного диалога. Страна проходит эту стадию, перед тем как стать страной – участницей Плана действий о членстве, направленного на оказание содействия странам по полному вступлению в НАТО. По мнению Нидерландов, на данном этапе потенциал Интенсивного диалога с Украиной пока еще не в полной мере использован.

Грузия сейчас член программы «Партнерство во имя мира». Эта страна добилась существенных успехов по различным вопросам. Однако ей еще предстоит немало работы, особенно по оборонной реформе в рамках «Партнерства во имя мира».

Россия и НАТО поддерживают сейчас особые отношения через Совет Россия–НАТО.

Россия потребовала особых отношений с Евросоюзом. И основа для этого была заложена в мае нынешнего года, когда на саммите в Москве были подписаны «дорожные карты» по четырем общим пространствам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
753
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2498
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1686
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1306

Другие новости