Анатолий Чубайс опасается, что роль опального олигарха номер два теперь достанется ему.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Энергетики штудируют Хейли
═
На днях в центре Саратова загорелся один из трансформаторов на подстанции, принадлежащей Саратовскому предприятию горэлектросетей (СПГЭС). Из-за возгорания в течение примерно шести часов без электричества оставались жилой квартал и крупнейший крытый рынок Саратова. Пожар был потушен, два из трех трансформаторов не пострадали, но масштабы потерь значительны. Увы, такие случаи в последние годы происходят в регионах с пугающей периодичностью.
Крупная авария, схожая по масштабам с московской, в Куйбышевской (ныне Самарской области) последний раз случилась в далеком 1983 году. После этого, как говорится, бог миловал. Обходились локальными отключениями.
Например, этой зимой дважды выходила из строя подстанция бывшего оборонного завода химикатов в Чапаевске, в результате чего временно от электропитания отключались целые микрорайоны города. В итоге область (а почему не энергетики?) выделила из резервного фонда средства на замену устаревшего оборудования.
После того как в соседней деревне ломается телега, по традиции поступает команда «всем сменить оси». Так что ныне в самарской энергетической компании проводится внутренняя проверка, но какие-то внятные ответы по результатам ревизии получить не удалось.
Известно только, что заместитель главного инженера ОАО «Самараэнерго» Андрей Бухтияров назвал ЧП в Москве «горем для энергетиков», а в самом аппарате компании (ее ранее возглавлял Владимир Аветисян, ставший полгода тому назад заместителем Анатолия Чубайса), говорят, сейчас самой модной и востребованной книгой является «Перегрузка» американского писателя Артура Хейли.
29 мая по десяти районам на севере и востоке Татарстана пронесся ураган, сорвав провода и оставив без электричества 127 населенных пунктов республики. 1 июня в 78 км от Казани в Тюлячинском районе республики рухнула в результате взрыва опора высоковольтной линии электропередачи. При этом изношенность оборудования, по признанию генерального директора ОАО «Татэнерго» Ильшата Фардиева, позволяет делать самые мрачные предположения сопряженные с энергетическими кризисами. «Износ основных фондов «Татэнерго» составляет 50 процентов, – заявил Фардиев. – События масштаба московских могут произойти, если выйдут из строя станции в Киндерях или в Бугульме. А причиной аварии может стать порывистый ветер».
В Карелии осенью и зимой перебои в поставках электроэнергии – дело обычное. Они традиционно объясняются неблагоприятной погодной обстановкой (ураганный ветер, мокрый снег на проводах и т.д.). Но, по словам заместителя главного инженера ОАО «Карелэнерго» Владимира Чурсина, «так как в карельской энергосистеме принципиально другая схема электроснабжения, чем в Москве, аварий такого масштаба у нас быть не может».
В Иркутской области в прошлом году страшный ураган не помешал энергетикам быстро наладить работу в штатном режиме. В короткие сроки были поставлены десятки сваленных опор ЛЭП, протянуты провода, смонтированы новые подстанции. Специалисты «Иркутскэнерго», а это третья по величине энергосистема страны, говорят, что они прошли проверку ураганом. Правда, если для обеспечения работы больниц, других объектов первой категории энергоснабжения были задействованы резервные дизель-генераторы, то частный сектор и отдельные дома оставались без электричества в течение нескольких дней.
В Свердловской области (а точнее, на Урале, поскольку авария захватила несколько областей) масштабный энергокризис случился в сентябре 1999 года. Сначала полетел выключатель на Белоярской АЭС, потом сработала автоматика, частота в сети упала, началось веерное отключение. В итоге упала в ноль Красногорская ТЭЦ, которая питает энергией Уральский алюминиевый завод. Помимо него оказался без электричества комбинат «Маяк», занимающийся, кстати, переработкой ядерных отходов. В общем, один шаг до вселенской катастрофы. Трагедии удалось избежать, но убытки получились огромные.
В Томской области авария, подобная московской, была давно – 17 апреля 1973 года. Тогда погасла вся область. А ныне, как утверждает бывший гендиректор «Томскэнерго» Николай Вяткин, такие аварии на подстанциях «случаются по восемь штук в год, но никто знать о них не знает, потому что на пульте сидят специалисты и своевременно проводят диспетчеризацию».
═
Трактор летать не может
═
«Подобные техногенные катастрофы можно ожидать в любую минуту в других отраслях промышленности и на транспорте, – полагает председатель Государственной Думы Томской области Борис Мальцев, – потому что система подбора кадров по профессиональному признаку у нас в стране заменена на систему доходного бизнеса». Впрочем, Мальцев – политик. А вот мнение специалиста.
Как полагает заслуженный энергетик России, директор регионального центра энергосбережения Михаил Яворский, аварии, подобные столичной, – не техногенные, поскольку сетевое оборудование может служить и 20, и 50 лет. И такого оборудования в Томской области сколько угодно. «Летом экономически невыгодно, чтобы работали электрические станции, – утверждает Яворский, – поскольку их наиболее экономичный режим связан с подачей тепла, то есть – зимой. Летом, как экономически неэффективные, их выводят из работы, и страховать систему, удержать нагрузку в случае аварии сложно. Так что московская авария не техногенная, а системная, созданная человеческими мозгами и действиями. Летом сети можно перегрузить, что опасно, только искусственно, останавливая электрические станции. К сожалению, об этом вслух никто не говорит. В общем, трактор, построенный при социализме, не может работать ракетой при капитализме. Все ремонты оборудования давно заложены в тарифы, но средства идут не на увеличение надежности, а на удовлетворение потребностей – машины, самолеты. У нас губернатор в Москву летит на рейсовом самолете, а член правления РАО «ЕЭС» прилетает в Томск на своем «Боинге».
И дело, как считает специалист, вовсе не в том, что РАО «ЕЭС» – предприятие приватизированное, оно, говорит Михаил Яворский, «как было акционерным, так может им и оставаться. Речь о том, что в РАО государственной собственности более 50 процентов и государство должно руководить, отслеживать, контролировать все процессы в системе, а оно этим не занимается, доверив управление непрофессионалам».
В СССР, к примеру, в одних руках были сети, станции и диспетчерское управление. Теперь все разделено. Сейчас диспетчер не знает, с кем ему контактировать в случае аварии, потому что техника у одного, линии у другого, а генерирующие мощности у третьего.
Если ранее основной задачей энергетики считалось бесперебойное и надежное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией, то сегодня цель акционерного общества «ЕЭС России» – достижение максимальной прибыли. А поскольку надежность – понятие экономическое, оно входит в противоречие с достижением максимальной прибыли. Как результат – аварии. «Если в Томской области за последние 12–15 лет не заменили ни одного сетевого трансформатора 35 киловольт и выше, – полагает специалист, – то откуда взяться надежности?»
Кстати, о «выдающемся» менеджменте РАО «ЕЭС России». На днях губернатора Новгородской области Михаила Прусака спросили о возможности повторения московского энергетического ЧП на вверенной ему территории. «Этого категорически не может быть!», – ответил губернатор. «Я согласен, что сети энергоснабжения имеют большой износ, – заключил школьный учитель истории и впоследствии доктор экономических наук Прусак, – но тем не менее могу ручаться за их работоспособность и безопасность».
Михаил Михайлович знает, что говорит. В свое время он пробил назначение на пост генерального директора «Новгородэнерго» своего соратника Владимира Чистякова. Последний долгое время возглавлял Демянский район области и прославился разве что умением организовывать охоту на медведя (Прусак, как известно, большой любитель погулять с карабином «по медвежьим овсам»). Теперь «профессионал высочайшего класса» Чистяков руководит новгородской энергетикой.
═
На Шойгу надежда слабая
═
22 октября 2003 года в 16.45 произошло возгорание подстанции, принадлежащей «Ленэнерго». Первые пожарные расчеты не смогли приступить к немедленной борьбе с огнем, поскольку энергетики долго не могли отключить электричество на подстанции. В эти часы весь Васильевский остров, проходящие через него магистрали и мосты превратились в единую автомобильную пробку, в огромном районе города погасли все светофоры, отключилось как уличное, так и внутреннее освещение домов. В армаде сбившихся в кучу машин надрывно выли сирены пожарной спецтехники, пытавшейся продраться к месту аварии. Тысячи людей заполнили и без того забитые транспортом тротуары и улицы, добираясь дальше пешком. Во дворы жилых домов были эвакуированы сотни жильцов из домов, которым угрожал огонь.
На подстанции содержалось 30 тонн масла. Вероятность взрыва была крайне велика. Пожарные приложили все усилия, чтобы остудить раскаленные резервуары с маслом и избежать взрыва. Бушующая огненная стихия перекинулась на стоящий рядом 5-этажный жилой доходный дом постройки начала ХХ века. Когда занялся огнем целый жилой квартал, пожару присвоили самую высокую, пятую, категорию сложности.
Жизнь Васильевского острова на время парализовало. По оценке «Ленэнерго», без света остались более 400 домов, по оценкам МЧС – более девятисот. Последствия пожара обсуждались рано утром 23 октября в администрации Василеостровского района. В заседании приняла участие тогда еще вице-губернатор города Анна Маркова. Всем было ясно, что виновник аварии – АО «Ленэнерго». Подстанция было построена еще в 1928 году. Последний раз ее ремонтировали 30 лет назад. За две недели до ЧП жильцы близлежащего дома видели мощные вспышки на подстанции, о чем немедленно сообщили дежурному «Ленэнерго», но там на заявления граждан никак не отреагировали, мол, штатные замыкания, ничего страшного.
«Мы вместе с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко летом прошлого года утвердили большую комплексную программу до 2010 года, – заявил «НГ» генеральный директор АО «Ленэнерго» Андрей Лихачев, отвечая на вопрос о возможности повторения в городе на Неве «московского энергетического дефолта», – цель которой как раз не допустить подобных критических ситуаций в городе». В общем, раз план есть, то аварий быть не может.
Заметим, что во время упомянутого ЧП в 20 объектов первой категории (метро, больницы и т.д.) электроэнергия поступала бесперебойно. Известная в городе Покровская больница была переведена на автономное питание, но послеоперационным больным, находящимся в реанимации, искусственную вентиляцию легких делали вручную.
Вообще-то, тема дублирования энергосистемы, то есть наличия резервных дизель-генераторов (а также топлива для них) и запасных линий поставок электроэнергии – одна из самых больных для российских регионов. Саратовские энергетики, например, говорят, что не их дело обеспечивать автономными источниками больницы: достаточно того, что они их запитывают с двух сторон. В свою очередь МЧС говорит, что все, что связано с электричеством, – это дело энергетиков. Хотя ГО и ЧС и готово оказать помощь в случае ЧП. Правда, на вопрос «НГ», сколько же у Саратовского управления МЧС имеется генераторов и в каком они состоянии, заместитель пресс-секретаря управления Наталья Зырянова затруднилась ответить.
На днях в Казани прошло заседание кабинета министров республики с участием глав районных администраций, на котором премьер-министр Татарстана Рустем Минниханов как заклинание повторял, что производители тепловой энергии должны иметь резервное топливо. Из чего можно сделать только один вывод: что на сегодня они не имеют такого резерва на случай аварии.
Схожая ситуация и в Томской области. Томичи, по мнению первого заместителя начальника главного управления ГО и ЧС Томской области Александра Макаренко, от аварии, подобной московской, не застрахованы. Срочные меры, которые могли бы предотвратить аварии, сегодня необходимо предпринять на 30 предприятиях. «Ряд руководителей потенциально опасных объектов на территории города, – заявил Макаренко, – не выполняют требования к таким объектам. Это отсутствие автономных источников электроснабжения, подпитки объектов не менее чем двумя линиями электропередач, автономных источников обеспечения на системах оповещения и управления эвакуацией, на системах жизнеобеспечения». Правда, радует то, по словам Макаренко, что система оповещения области и города обеспечена автономными источниками питания. То есть если что где рванет, об этом все хотя бы узнают.
В Самаре и области, как утверждают специалисты, при строительстве новых больниц нарушались СНиПы и источники резервного электропитания жизненно-важных и социальных объектов не установлены. Поэтому при ограничении в результате неплатежей подачи электроэнергии в малые города Кинель и Октябрьск для электропитания местных больниц «Самараэнерго» вынуждено было выделять собственные передвижные дизель-электростанциии. В полку ГО и ЧС также есть определенное количество таких резервных станций. Но, по прикидке специалистов, в случае масштабной аварии этих резервных источников энергоснабжения «Самараэнерго» и силовых структур ГО и ЧС и 2-й гвардейской армии Приволжско-Уральского военного округа, может и не хватить.
═
Полгода плохая погода...
═
В прошлом году, после первого снегопада, который в Саратове всегда становится стихийным бедствием, сопровождавшегося сильным ветром, без электричества осталась значительная часть города. Ветер поломал огромное количество деревьев, которые, падая, рвали электропровода. В течение следующего дня по городу не мог ходить электротранспорт. В общем, энергетика, кажется, не очень дружит с природой.
Заметим, что в пресс-службе мэрии с вопросом о наличии на социально значимых объектах города резервных источников электричества «НГ» порекомендовали обратиться в «Саратовэнерго». А вице-мэр по социальной сфере Виктор Баксаляр успокоил журналистов общими словами. Мол, по его данным, «у большинства учреждений соцсферы имеются автономные источники питания». В остальном саратовцам беспокоиться не о чем, заверил журналистов чиновник.
Примерно в том же духе высказывается и областное МЧС. Как заявил «НГ» первый замначальника ГУ МЧС по Саратовской области Владимир Демидов, «никаких экстренных тренировок или проверок проводиться не будет, наши силы и средства всегда готовы прийти на помощь людям». Кстати, как пояснил «НГ» заместитель главного инженера «Саратовэнерго» Алексей Латыш, только у 10 процентов предприятий области схему электроснабжения можно назвать правильной.
Как утверждают в пресс-службе АО «Свердловэнерго», московский форс-мажор вроде бы не должен повториться в регионе. Однако, согласно комментариям исполнительного директора АО Владимира Кальсина, слабые места есть. Например, это Серовско-Богословский узел, где не хватает генерирующих мощностей, и если что-нибудь случится с линией, то┘ Другое слабое место – Екатеринбург, где идет мощное жилищное строительство, а заказа на развитие сетей не было. В центр города до недавнего времени не было даже заведено высокое напряжение. Поэтому если нагрузка возрастет по каким-либо причинам, то поотрубаться может все. Аналогичная ситуация, кстати, и в Самаре.
Как заявил «НГ» заведующий кафедрой атомной энергетики УГТУ-УПИ Сергей Щеклеин, свердловская система энергетики явно хуже московской: большой износ оборудования, плохое состояние сетей, отсутствие достаточных резервных мощностей. По его данным, резервные источники есть только у связистов, АЭС, Центробанка и медицинских учреждений. Причем в нормальном состоянии – только у связистов и банкиров. У медиков даже энергетика нет в штате (низкая зарплата), поэтому никто не может поручиться, что автономные источники в больницах заработают.
В Калининградской области своя специфическая проблема. Регион обеспечен собственным энергоснабжением всего на 5%. Газовый трубопровод идет через Литву, так что если литовцы «перекроют краник», регион окажется в энергетической блокаде. Кстати, Игналинская АЭС, поставляющая в область электроэнергию, в 2007 году должна будет прекратить работу. Что будет после этого, похоже, никто не знает.
═
Одни воруют, другие отключают
═
Конечно, еще не факт, что все эти резервные источники питания имеются. В Пудожском районе Карелии, к примеру, в одном из лесных поселков года два назад вполне пригодный генератор приватизировал заместитель главы местного самоуправления района, разместив его потом на своей даче. Поскольку у правоохранительных органов возникли и другие претензии к тому чиновнику по поводу вероятных хищений, дело было передано в суд.
В Новосибирской области бывали случаи, когда похитители цветного металла оставляли без света целые поселки. А в прошлом году в соседнем Алтайском крае охотники за металлом повалили опору стратегической электромагистрали Алтай–Экибастуз, снабжающей энергией северный Казахстан. И хотя в этом месте мощность тока в проводах составляет 1 млн. вольт, никто из похитителей не пострадал. Они были задержаны, а энергетикам пришлось снабжать казахов электричеством по другим веткам.
Общая сумма материального ущерба, нанесенного ОАО «Ульяновскэнерго» хищениями в прошлом году, включая и затраты на восстановление, составила 10,7 млн. руб. Энергетики предложили упорядочить выдачу лицензий пунктам приема цветного и черного металла и даже создать «энергетическую милицию». Похожая ситуация и в других регионах, но черный бизнес на цветмете до сих пор процветает.
Впрочем, жалуются энергетики не только на воришек, но и на потребителей. Мол, должники окончательно истощили ресурс надежности.
Впрочем, население области больше всего опасается действий самих энергетиков, которые несколько последних лет проводят плановые отключения электроэнергии в районах области из-за неуплаты. Несколько раз из-за таких плановых ограничений останавливался электротранспорт в областном центре. Каждое лето жители Ульяновска остаются без горячей воды. После встречи губернатора Сергея Морозова уже с членом правления РАО «ЕЭС России» Владимиром Аветисяном в начале мая было объявлено, что РАО «ЕЭС России» временно отказалось от ограничений энергоснабжения Ульяновской области. Однако проблемы остаются.
═
* * *
═
В общем, от очередной катастрофы в энергетике никто не застрахован. Специалисты расходятся только в масштабах грядущих катастроф. А вот что касается причин, то в этом они едины: безграмотный менеджмент и стремление заработать любой ценой в ущерб безопасности.
Обзор подготовлен по материалам собственных корреспондентов «НГ» в регионах: Андрея Бондаренко (Самара), Сергея Борисова (Ульяновск), Светланы Бочаровой (Саратов), Дмитрия Виноградова (Новосибирск), Сергея Кеза (Иркутск), Веры Постновой (Казань), Александра Рябушева (Калининград), Виктора Свинина (Томск), Владимира Терлецкого (Екатеринбург), Святослава Тимченко (Санкт-Петербург), Андрея Фарутина (Петрозаводск).