В роли «священной коровы» выступал действующий с 1 января 2004 года Закон «О связи», часть положений которого не устраивает ни тех, кем он был ратифицирован, ни тех, для кого, собственно, его и разрабатывали.
Телекоммуникации – стремительно развивающийся сегмент рынка, он требует соответствующего законодательного обеспечения. И новый закон, в котором закреплены важные положения по основам деятельности связи, направленные не только на либерализацию регулирования этой деятельности, но и на создание условий для добросовестной конкуренции, необходим. Однако результаты проведенного анализа выявили наличие пробелов в регулировании деятельности в области связи. Некоторые присутствующие даже высказали опасение, что Закон «О связи» существует лишь де-юре и тормозит развитие отрасли.
По мнению заместителя министра информационных технологий и связи РФ Бориса Антонюка, из 34 подзаконных актов, которые должны быть приняты, правительством утверждены лишь четыре. Около трети вот уже месяц находятся в Федеральной антимонопольной службе┘ «Закону нужно дать какое-то время поработать, а уж потом вносить какие-либо коррективы».
Но большинство участников круглого стола уверены, что коррективы необходимо вносить уже сегодня. К примеру, органы исполнительной власти на местах беспокоит тот факт, что, согласно некоторым пунктам закона, они, с одной стороны, лишены возможности участвовать в регулировании деятельности в области связи, а с другой – за ними сохранена обязанность предусматривать в бюджетах расходы на оплату услуг связи для государственных нужд. При том, что радиочастотный спектр является ограниченным природным ресурсом и согласно Конституции РФ находится в совместном ведении как самой Российской Федерации, так и ее субъектов.
Операторы связи апеллируют сразу к нескольким положениям, которые также находятся в явном противоречии действующему законодательству. В Законе «О связи» прописан механизм так называемой «универсальной услуги». Решение важной социальной проблемы государства – телефонизации отдаленных районов страны – целиком перекладывается на коммерческие предприятия. Законом определено, что все операторы связи в стране должны с 2005 г. отчислять 2% от выручки (даже не от прибыли!) в «резерв универсального обслуживания», средствами которого будет управлять Министерство связи.
Председатель одного из комитетов СФ считает, что данный закон допускает так называемые перекрестные субсидирования, ликвидация которых – одно из главных направлений структурных реформ, проводимым правительством РФ. Кроме того, механизм «универсальной услуги» фактически создает в стране опасный прецедент параллельной налоговой системы, выводя деньги из-под налогов в бюджеты регионов и федеральный бюджет.
Отдельные поправки, внесенные разработчиками в закон, практически изменили заложенные в нем принципы государственного регулирования в области связи. Наряду с субъектами РФ от возможности участия в регулировании в области связи «отодвинули» и саморегулируемые организации. Есть серьезные претензии к системе лицензирования, которая, предъявляя серьезные требования к лицензиату, не гарантирует ему получения ни частот, ни нумерации.
И наконец, по убеждению представителей предприятий – операторов связи, недоработки в законе могут впоследствии сказаться и на нас с вами. Если соответствующие коррективы не будут внесены, есть опасения, что через считаные годы за услуги местной стационарной связи мы будем платить едва ли не столько же, сколько за мобильный телефон. Инвестиционная привлекательность отрасли снизится, соответственно уменьшится и ВВП.
«Год назад, выступая в Совете Федерации, – отметил сенатор, – президент справедливо критиковал обе палаты за отсутствие мониторинга принятых законов. Следует внимательнее присмотреться к тем изменениям, которые подсказала нам жизнь».
Мнение одного из участников круглого стола о том, что закон принят и менять его не следует, было встречено жесткой репликой председательствующего – главы другого комитета СФ . «Никто и никогда не может принять решение о том, – заявил он, – что законодатель не имеет права внести поправку в любой существующий действующий законодательный акт┘ Делать из закона священную корову не стоит».
Итогом круглого стола стало общее решение обратиться к главам регионов, к членам Государственного совета России с просьбой образовать рабочую группу при Госсовете, куда вошли бы все заинтересованные стороны. Поручить Министерству информационных технологий и связи внести предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области регулирования отрасли.