Борис Немцов: сегодня происходит «лукашенизация» России.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
– Комитет-2008 обсуждает идею созыва некоего гражданского форума. Правда ли, что он будет собираться в Театре на Таганке?
═
– Это будет не форум, а Конгресс России против диктатуры. Это очень важное событие, в котором будут участвовать все сторонники демократического развития России, возможно, даже представители левых. На конгрессе будет обсуждаться план совместных действий по защите Конституции, гражданских прав и свобод. Возможно, мы примем какие-то общие документы на этот счет. И не исключаю, что будет некий план совместных действий. Театр на Таганке обсуждался как место встречи, но возможны и другие варианты. Соберемся мы скорее всего в конце ноября или в декабре. К конгрессу надо серьезно подготовиться.
═
– Готовя этот конгресс, замечаете ли вы повышенное внимание со стороны спецслужб? Задаем этот вопрос в связи с появлением в электронных СМИ «расшифровок» телефонных переговоров между организаторами этого мероприятия.
═
– Хотя опубликованный в интернете разговор приписывают мне, я не говорил на эту тему. Но не помню ни одного значимого политического события, мои разговоры по поводу которого не были опубликованы. Право граждан на тайну переписки, разговоров, казалось бы, очевидное для всего мира, для нашей страны не означает ничего вообще. Как мы терроризм победим, если прослушиваем исключительно политических деятелей, – я не знаю. Наши доблестные спецслужбы вместо борьбы с терроризмом заняты политическим сыском, слежкой за политическими оппонентами.
═
– Появились сведения о протестных акциях, которые либералы уже в ближайшие дни собираются провести. Нельзя ли рассказать о них поподробнее?
═
– Акции направлены против инициатив президента по отмене федерализма и созданию унитарного государства. Единство России, о котором он любит говорить, возможно, только если Россия – федеративное государство с большими полномочиями регионов. При переходе к унитарному государству мы страну развалим. И, например, последние действия Шаймиева – это первая ласточка к развалу страны. Мы против того, чтобы разваливалась страна и нарушались гражданские права. 28 октября на акциях, которые пройдут по всей России, мы заявим об этом. 28 октября к Госдуме выйдет только СПС, а 29 октября – остальные оппозиционеры. Я считаю, что правильнее было бы вместе стоять возле Госдумы два дня. Но многие члены СПС не хотят проводить митинг вместе с коммунистами, в том числе потому, что КПРФ на своем пленуме одобрила и поддержала референдум в Белоруссии, заявив, что это – торжество демократии. Хотя известно, что референдум был тотально фальсифицирован, а оппозиция и журналисты жестоко избиты.
═
– Чего добивается Кремль, инициируя новые реформы?
═
– Я неплохо знаю ситуацию в Белоруссии и считаю, что мы почти в хронологическом порядке, с отставанием в три года, движемся по белорусскому сценарию. Происходит «лукашенизация» России. Первое, что сделал Лукашенко, десять лет назад пришедший к власти, – закрыл частные телеканалы. Наш президент сделал то же самое. Потом Лукашенко стал зажимать политическую оппозицию. Путин делает то же самое. Потом в Белоруссии стали сажать журналистов в тюрьму, выгонять из страны, закрывали газеты, фальсифицировались выборы на всех уровнях и, наконец, апофеозом стал референдум о пожизненном президентстве Лукашенко. Если предположить, что гипотеза верна и Белоруссия – это Россия в будущем, то через некоторое время в Кремле может возникнуть мысль о проведении аналогичного референдума о пожизненном президентстве Путина. По поводу парламентской республики: Россия никогда не была парламентской страной. Она такая большая, такая расхристанная и неуправляемая, что для нее подобная форма правления, на мой взгляд, неприемлема. Поэтому в этот сценарий я не верю. А в сценарий имени Лукашенко могу поверить. И вот что меня настораживает. Казалось бы, отношения между Путиным и Лукашенко неважные. Белорусский президент обманул нас с газом, водит нас за нос с вводом единой валюты, репрессирует русский бизнес в Белоруссии, злорадствует по поводу терактов в России. А Кремль тем не менее молчит. Что это – согласие с методами Лукашенко или Белоруссия – полигон по апробации российских сценариев?
═
– СПС сейчас активно участвует в региональных выборах. Борис Надеждин как-то обронил фразу, что победа на выборах в местные парламенты – часть некоего «коварного» плана. Поделитесь, что это за план?
═
– На выборах – как в спорте. Если спортсмен не тренируется, то теряет квалификацию. Если партия не участвует в выборах или постоянно их проигрывает, то ее можно списывать со счетов. Поэтому решения руководства СПС участвовать в региональных выборах и результаты в Туле и в Иркутске – это очень хороший знак. Это знак того, что либеральная идея не умерла, хотя ее похоронили все кому не лень. И что есть шанс возрождения не столько из Москвы, сколько из провинции. Я считаю, что эта стратегия абсолютно верная и ее нужно дальше реализовывать. Очень важными будут выборы в Мосгордуму, в законодательные собрания Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Если на всех этих выборах у нас появятся полноценные фракции, они станут фундаментом для нашей победы на выборах в Госдуму в 2007 году. Тем не менее, несмотря на очевидные успехи, я считаю, что в одиночку СПС в 2007 году ничего не добьется. Хотя бы потому, что телевидение в руках у Кремля, а выборы по партийным спискам – это «телевизионные» выборы. Но если у нас будет коалиция, тогда шансы есть. И дальше все будет зависеть от дальновидности, мудрости тех, кто представляет демократический блок. Очень позитивно, что есть Комитет-2008, куда входят, по сути, представители всех значимых в России демократических партий и представители российской интеллигенции. Думаю, организация может стать очень важным фактором для объединения. В каком качестве, пока не могу сказать. Но то, что она существует, работает позитивно. Если же получится худший сценарий, то есть опять отдельно пойдет «Яблоко», отдельно СПС, отдельно Рыжков и отдельно Хакамада, это станет коллективным походом на политический эшафот. Честно говоря, участвовать в этом мероприятии очень не хочется.
═
– О коалиции много сказано, но никаких подвижек пока не видно. Когда начнется процесс объединения? И как он будет выглядеть: вы создадите новую партию или это будет слияние уже существующих структур?
═
– Я считаю, что решение о создании объединения должно быть принято не позднее весны следующего года. Если говорить о возможных сценариях, то, на мой взгляд, наиболее реалистичным является такой: создается новая или берется действующая, но малоизвестная партия с неизвестным названием, и все становятся членами этой партии. То есть мы минуем этап создания блока. Все члены ныне существующих демократических структур вступают в эту партию как физические лица. И потом эта партия участвует в выборах. Таким образом, получится и юридически грамотно, поскольку только партии имеют право участвовать в выборах, и вопрос, кто куда должен вливаться, потеряет свою актуальность.
═
– Не боитесь, что междоусобные войны помешают объединению? «Яблоко», кажется, до сих пор настаивает на том, что в объединенном списке демократов не должно быть имени Анатолия Чубайса?
═
– Груз разногласий – объективных, исторических, политических и личностных – субъективный фактор, который не дает сделать объединение быстрым и эффективным. Я считаю, что эти субъективные вещи ничтожны по сравнению с той угрозой, которая существует перед страной, и про них надо забыть. Но это – моя позиция. Есть много людей, которые любят припоминать: а помнишь, как в 1992 году ты был там-то, а я – там-то. Конечно, нужны новые лица, а не только тот демократический иконостас, который был в 90-е. Но в условиях подцензурных СМИ новым лицам неоткуда появиться. Нового политика никто никуда не пустит. Поэтому мы должны быть готовы к тому, что прежние политики никуда не денутся. А так как склока между старыми вождями действительно вредит делу, то на первые позиции должны выйти люди, которые не имеют отношения к воюющим сторонам. Во главе списка должен быть человек, который не относится ни к тому, ни к другому лагерю.
═
– Кто этот человек?
═
– Может быть, тот же Владимир Рыжков. Кстати, он удовлетворяет ряду критериев. Первое – он выиграл декабрьские выборы в Госдуму. Второе – очевидно, что он – человек демократических убеждений. Третье – он не участвовал в склоке. Так что Рыжков – вполне подходящая кандидатура. Понимаю, что, прочитав эту часть интервью, многие будут недовольны. Но сейчас для амбициозных политиков главное – умение стать вторым или третьим. К сожалению, такой способностью обладают немногие из моих товарищей по демократическому лагерю.
═
– Есть мнение, что на фоне таких политических тяжеловесов, как Немцов, Хакамада, Чубайс, Явлинский, Рыжков выглядит достаточно бледно┘
═
– Ну, у него еще есть время для того, чтобы себя проявить, тем более что на демократическом фланге он один из немногих – парламентарий. Кроме того, участники вендетты, которая длится двенадцать лет и ни к чему хорошему не привела, не могут быть первыми, несмотря на свою харизму и заслуги перед Отечеством.
═
– Идея создания право-левого народного фронта еще жива?
═
– Сейчас участие левых в объединенной коалиции кажется маловероятным, поскольку наши разногласия практически по всем вопросам очень глубоки. Но в белорусскую «5+», например, вошли не только демократы и социал-демократы, но и коммунисты. Лукашенко так всех «достал», что они создали коалицию, которая еще несколько лет назад казалась противоестественной. Хотя, на мой взгляд, участие в объединенной демократической коалиции партии, на знаменах которой портреты Сталина и Ленина, выглядит политическим извращением.
═
– Помнится, СПС собирался провести общероссийские праймериз по избранию лидера партии. Недавно сразу два партийца, претендующих на место у «руля» СПС, заявили, что подобная процедура партии сейчас не по карману. СПС так и останется «безголовой» партией или вы все же выберете себе лидера?
═
– Думаю, крайний срок для избрания лидера – 2005 год. Есть разные варианты выборов лидера. Но мне кажется, что сейчас неуместно устраивать всенародное шоу. Происходят настолько серьезные изменения в политической жизни страны, что нельзя превращать избрание лидера партии в политический китч. Я считаю, надо провести съезд и избрать лидера, естественно, на демократической основе. Но устраивать политическую клоунаду с голосованием на дискотеках не нужно.
═
– Кресло руководителя партии займет давний член СПС или появится кто-то со стороны?
═
– Не исключаю, что кто-то может появиться. Главное, избрать такого лидера, который не будет заниматься политическим сепаратизмом. Это принципиальная вещь. Поэтому, оценивая будущего лидера, я буду ориентироваться не на личные симпатии, а на то, насколько человек готов участвовать в создании коалиции.
═
– СПС определился, наконец, поддерживает он политику президента Путина или отрицает ее? В последнее время все программные заявления от имени партии делал секретарь политсовета по идеологии Леонид Гозман, известный мастер обтекаемых формулировок.
═
– Время обтекаемых формулировок прошло. На повестке дня вопрос: в России диктатура или демократия? И при такой альтернативе формулировки «с одной стороны», «с другой стороны» не годятся. Надо занимать четкую позицию. К чести СПС, по ключевым вопросам мы занимали вполне определенную позицию. И по Беслану, и по губернаторам она достаточно внятная. Это оппонирование власти и очень критическое отношение к ее ошибкам.
═
– Вы уже нашли спонсора для новой, объединенной партии?
═
– Бизнес напуган, разочарован и не видит особых перспектив у демократов. Эти три фактора очень важно понимать всем, в том числе людям, которые во главу угла ставят свои амбиции. Я считаю, что единственный шанс, что бизнесмены преодолеют страх и все-таки будут нам помогать, это создание единой организации. Если этого не будет, никто ничего не даст. И дальше возникнет эффект уже настоящей пятой колонны. Партии поймут, что бизнес им денег не даст, и побегут в Кремль. Это та ситуация, которая полностью подходит Кремлю: устроить закрытый тендер между политическими силами. Как это ни печально, такой сценарий рассматривается и рядом наших доблестных демократов.