Бен Бот: «Смягчение визового режима должно быть взаимным».
Фото Reuters
– Урегулирован ли конфликт между вами и Сергеем Лавровым в связи с вашим заявлением по поводу Беслана?
═
– Позвольте отметить прежде всего, что такого конфликта никогда не было. После встречи глав МИДов Евросоюза возникло некоторое недопонимание относительно моих слов об обмене информацией и опытом в борьбе с терроризмом – с целью более эффективного сотрудничества между нашими сторонами в этой сфере. С тех пор мне удалось пообщаться со своим коллегой Сергеем Лавровым в Нью-Йорке, и мы вновь увидимся 19 октября в рамках встречи Россия–«тройка»ЕС. Она будет посвящена подготовке к саммиту Россия–ЕС, который состоится 11 ноября в Гааге.
Трагедия в Беслане вызвала в Нидерландах мощный резонанс. Мы не только выразили свои искренние соболезнования на официальном уровне. Имели место и многие частные инициативы голландцев (среди них было немало школьников), которые пожелали пожертвовать деньги или же просто направить детям и родителям в Беслане письма и рисунки с сочувствием и состраданием.
═
– В какой степени это «недопонимание» повлияло на отношения Нидерландов и России?
═
– Уже упомянутое мною недопонимание не отразилось на отношениях – как на двусторонних, так и на отношениях России и Нидерландов в качестве страны – председателя Евросоюза. Недавно мы принимали у себя российского премьера Михаила Фрадкова. Это был успешный визит, в рамках которого мы также обсуждали подготовку к саммиту Россия–ЕС.
═
– Отразилась ли сентябрьская волна терактов в России на политике голландского председательства в отношении России? Каковы нынешние приоритеты сотрудничества ЕС с Россией?
═
– В ходе саммита в Санкт-Петербурге в 2003 году Евросоюз и Россия договорились активизировать стратегическое сотрудничество в четырех общих пространствах. Это – экономическое пространство, пространство внутренней безопасности, свободы и правосудия, пространство внешней безопасности и, наконец, пространство образования, науки и культуры. Вместе со своими российскими коллегами мы напряженно работаем, чтобы добиться максимальных успехов до ноябрьского саммита. В контексте этой работы будет также рассматриваться и совместная борьба с терроризмом. Мы намерены активизировать эту работу и, в частности, попросить координатора ЕС по борьбе с терроризмом Гийса де Вриса отправиться в Москву для встречи со своими коллегами.
═
– Как вы оцениваете нынешнее сотрудничество России и Евросоюза в борьбе с терроризмом?
═
– В контексте общих пространств внутренней и внешней безопасности нам следует выработать конкретные меры, приняв во внимание то, что мы уже делаем в других международных организациях, а именно в ООН и в Совете Россия–НАТО. В более широком ключе сотрудничество должно определить не только эффективные меры противодействия террористам и террористическим организациям, включая перекрывание их финансирования из-за границы. Следует также заняться факторами, которые могут способствовать терроризму, такими как безработица, разочарование политикой, нищета.
═
– Вскоре должны состояться переговоры между Россией и ЕС по взаимному облегчению визового режима. Каких подвижек можно ожидать в этой сфере?
═
– Россия превратила смягчение визового режима для своих граждан, желающих поехать в шенгенскую зону, в один из главных приоритетов. Не так давно Евросоюз выдал Еврокомиссии мандат на начало переговоров с Россией по облегчению визового режима. Уже в течение нескольких лет Нидерланды добиваются того, чтобы это наконец произошло. Один из аспектов, по которому можно было бы ожидать улучшения, – упрощение визовых процедур. Евросоюз придерживается мнения, что любое соглашение с Россией об облегчении визового режима должно основываться на жестком принципе взаимности. На взгляд ЕС, визовые процедуры в России для путешественников из Евросоюза еще более жесткие, чем наши процедуры для российских граждан. Представители, ведущие переговоры, должны выработать разумное компромиссное решение.
═
– Какие факторы, на ваш взгляд, препятствуют более тесному сближению и вступлению России в Евросоюз?
═
– Европейское сообщество изначально создавалось после Второй мировой войны с целью воспрепятствовать возникновению условий, способных привести к новому вооруженному конфликту. Идея тут проста: сделать страны взаимозависимыми в финансовом и экономическом планах, вследствие чего вариант силового разрешения противоречий становится крайне непривлекательным. Именно поэтому ЕС всецело заботится о свободе передвижения людей, капитала, товаров и услуг. Второе преимущество, вытекающее из подобной свободы передвижения, – это создание основы экономического роста, стабильности и процветания. Эта концепция оказалась очень успешной. Вооруженные конфликты между странами-членами стали просто немыслимы. Кроме того, мы добились беспрецедентного роста благосостояния, экономического процветания, достигли успехов в таких социальных сферах, как здравоохранение и забота о престарелых.
В принципе любая европейская страна может присоединиться к нам при условии, что она соблюдает политические и экономические критерии, получившие название копенгагенских критериев. Россия никогда не указывала, что хотела бы рассмотреть вопрос о своем вступлении в Евросоюз в качестве полноценного члена.
═
– Где предел расширению Евросоюза?
═
– В Евросоюзе мы пока еще не пришли к окончательному решению о том, где могло бы остановиться расширение. Сейчас наш основной приоритет – переварить последнюю волну расширения, в результате которой к ЕС присоединились сразу 10 государств. Это, напомню, самое крупное единовременное расширение, когда-либо имевшее место. Дальнейшее расширение, затрагивающее Болгарию и Румынию, предположительно состоится в 2007 году. Переговоры с Хорватией начнутся в 2005-м. А до конца этого года нам еще предстоит решить, начать ли переговоры о вступлении с Турцией. Нам по-прежнему необходимо гарантировать одобрение новой Европейской Конституции, что позволит Евросоюзу как организации работать более эффективно.
═
– Как вы оцениваете двусторонние отношения России и Нидерландов?
═
– У Нидерландов и России исторически сложились очень прочные экономические и культурные связи. Несмотря на то что наши страны выступили союзниками во время Второй мировой войны, голландско-российские отношения утратили приоритетность в советский период. После окончания холодной войны отношения начали активно развиваться. Растет объем торговли, в настоящий момент Голландия является вторым крупнейшим зарубежным инвестором в российскую экономику. И это при том, что Нидерланды – государство средней величины. Особенно следует отметить англо-голландскую компанию Shell и ее огромный инвестиционный проект на Сахалине. Это увеличение в торговле и инвестициях значимо, поскольку оно помимо прочего указывает на то, что голландские предприниматели питают большие надежды относительно экономического будущего России.
Культурное сотрудничество – это еще одна сфера, где российские и голландские любители искусства вновь открыли для себя общее европейское наследие. В Амстердаме можно посетить недавно открывшийся филиал Эрмитажа «Эрмитаж на Амстеле». Начиная с 1996 года Нидерланды демонстрируют различные аспекты своего сотрудничества с Россией (в том числе экономического и культурного) посредством ежегодного мероприятия «Окно в Нидерланды». В прошлом году в ходе такого мероприятия Нидерланды преподнесли Санкт-Петербургу по случаю трехсотлетия национальный подарок: реставрационный проект части Петропавловской крепости.
Наши двусторонние отношения базируются на рассчитанной на многие годы Программе совместных действий. Она предусматривает механизм интенсификации контактов на официальном уровне, а также между неправительственными организациями и частными компаниями. В 2001 году Россию посетила ее величество королева Беатрикс. Это был первый подобный визит действующего главы государства. В ближайшем будущем мы надеемся приветствовать в нашей стране президента России Владимира Путина. Такой государственный визит предположительно состоится во второй половине 2005 года.