Петр Латышев в раздумьях: как снять свои регионы с нефтяной иглы.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
– В последнее время ваши встречи с президентом, кажется, участились. Не успел президент вернуться из Салехарда, где вы участвовали в заседании президиума Госсовета, как пригласил вас в Кремль. О чем шел разговор? Чем объясняется столь пристальный интерес к вашему региону?
═
– Полпреды ежеквартально, то есть не менее 4 раз в год встречаются с президентом. Последняя такая встреча у меня состоялась 11 мая. Глава государства был проинформирован о социально-экономической и общественно-политической ситуации в округе.
Я доложил, что рост объемов промышленного производства по-прежнему превышает среднероссийские показатели на 3–5%. Среди других показателей, которыми характеризуется экономика округа, – рост иностранных инвестиций. За 4 года их объем вырос более чем в 5 раз. Обсуждались и другие вопросы┘ Вообще говоря, не секрет, что УрФО является базовой территорией для развития топливно-энергетического комплекса России. На севере Тюменской области – в Югре и на Ямале – сосредоточены крупнейшие запасы углеводородов. Об их значении для национальной экономики говорить не требуется. С другой стороны, Свердловская и Челябинская области – крупнейшие не только в России, но и в Европе производители металлургической и машиностроительной продукции. Именно эти факторы определяют постоянное внимание президента Путина к УрФО.
═
– Недавние мероприятия в Салехарде с участием высших чиновников страны широко освещались. Однако не совсем ясно, каковы итоги этих северных дискуссий?
═
– Я бы выделил два базовых вывода по итогам обсуждений, которые состоялись в конце апреля в Салехарде. Первое. Сегодня экономика северных территорий, в том числе ЯНАО и ХМАО, сильно монополизирована и моноориентирована. И если в 90-е годы такая ситуация была объективно оправданной, то сегодня требования времени изменились. Поэтому президент поставил задачу комплексного развития этих территорий, ухода от исключительно сырьевой ориентированности региональных экономик. Речь идет о комплексном развитии северной инфраструктуры – транспортной, энергетической, коммунальной, систем связи и информации.
Второе. Масштабные экономические задачи ставятся ради конкретных целей – обеспечить всем северянам комфортную и достойную жизнь. Это относится и к представителям коренных малочисленных народов Севера. Сейчас их в округе около 66 тысяч. Эти люди обладают уникальной культурой. Наша задача – помочь им сохранить свою самобытность, обеспечить достойные условия жизни. Сделать это можно только сочетанием форм государственной поддержки и рыночных механизмов.
═
– Но идея укрупнения регионов – разве она не противоречит политике защиты малых народов Севера? Ведь экономическая и политическая автономия дает тем же ненцам и ханты определенные преимущества – каких, возможно, не будет в едином Тюменском крае?
═
– Собственно, на заседании президиума Госсовета, как и на Собрании представителей северных территорий в Салехарде вопросы укрупнения регионов не обсуждались. Наша позиция по этому вопросу проста и понятна: сейчас в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах готовится Договор о разграничении полномочий, который станет отправной точкой для дальнейшей работы в этом направлении. Вмешательства федеральных органов исполнительной власти, полпреда президента России в эти процессы пока не требуется. Что касается политики защиты малых народов Севера, то, как показали итоги заседания президиума Госсовета, данные проблемы имеют государственное значение, поэтому представители коренного населения «северов» всегда будут под защитой, в том числе и федерального правительства.
═
– Как скажется на жизни северян пересмотр отношений государства с нефтяными компаниями? С одной стороны – резкое увеличение налогового бремени на нефтянку, с другой – требование к бизнесу стать «социально ответственным».
═
– Для начала отмечу, что в УрФО добывается почти 95% российского газа и более 60% российской нефти. Здесь формируется 40% российского бюджета. На заседании президиума Госсовета Владимир Путин особо заострил внимание на вопросе формирования социально ориентированного бизнеса в России. Он привел в пример «Сургутнефтегаз». Работая на территории, компания должна обеспечивать ее развитие – это понятно. Вопрос – в механизмах реализации данной задачи. Исчерпывающую позицию по данному вопросу президент России изложил на прямой линии в декабре прошлого года. Процитирую: «Во всех развитых экономиках сверхприбыль у нефтяных компаний изымается государством в соотношении 20 к 80 примерно, в разных странах – по-разному, но примерно так. У нас сверхприбыль делится между нефтяниками и государством – 50 на 50. Эта рента должна быть дифференцированной. И налогообложение должно зависеть от качества скважин, от объема добычи, от обводненности и так далее. Но при всех этих нововведениях мы не должны забывать о главном: нефтянка, ТЭК в целом – это курица, которая несет нам золотые яйца. И убивать эту курицу было бы просто неразумно, глупо и недопустимо».
Кроме того, есть и еще одно. Существует целый комплекс направлений работы по повышению эффективности добычи углеводородов, в том числе и на старых скважинах. А повышение это приведет и к росту заработной платы, и к увеличению рабочих мест, и к инвестициям в социальную сферу северных территорий. К примеру, 13–14 марта 2003 года в городе Надым (на Ямале) по инициативе администрации города совместно с ОАО «Газпром» нами была проведена всероссийская научно-практическая конференция о перспективах использования низконапорного газа в развитии социальной сферы газодобывающих районов. Уже начата разработка и реализация конкретных проектов, в том числе создания неподалеку от Надыма газотурбинной установки на низконапорном газе.
═
– Вернемся к политике. Чем можно объяснить тот факт, что в УрФО действующий президент получил самые низкие по стране результаты? А именно – провал выборов в Курганской области, где за Путина проголосовали лишь 66,94%, и в Челябинской области, где отставание от среднероссийского показателя голосования – минус 0,71%?
═
– Не согласен с вашими оценками. В целом по округу за Путина проголосовали 75,01% избирателей, принявших участие в выборах (в целом по России – 71,22%). Выборы прошли при высоком уровне явки избирателей. Активность избирателей во всех субъектах РФ, входящих в УрФО, оказалась выше, чем на последних выборах депутатов Госдумы. В целом по округу это превышение составило более 11 процентных пунктов. Относительно низкий результат Путина в Челябинской и Курганской областях частично объясняется исторически сложившейся структурой электоральных предпочтений в этих регионах. Избиратели здесь, особенно в Курганской области, традиционно тяготели к левым силам. И все же почти 70%, которые получил глава государства на Южном Урале и в Зауралье – яркое свидетельство высокой оценки работы и доверия со стороны жителей этих территорий к президенту.
═
– Вот вы сказали, избиратели ряда областей тяготеют к левым силам. А какова позиция окружных властей? Как сейчас складываются отношения вашего аппарата с «Единой Россией»? В руководстве полпредства уже есть «единороссы»?
═
– «Единая Россия» – партия парламентского большинства, обладатель крупных фракций в местных законодательных органах. Наши отношения с этой партией, как и с другими политическими партиями, выстраиваются через механизм взаимных консультаций. В аппарате полпреда действует Совет по работе с политическими партиями, объединяющий руководителей региональных отделений крупных федеральных политических партий. Его заседания проходят ежеквартально. Обсуждаются вопросы взаимодействия партий с федеральными органами, в том числе с окружным управлением Минюста России. Среди руководства полпредства в УрФО нет членов каких-либо политических партий.
═
– Вы однажды заявили, что первоочередная задача для полпредств – создать единое информационное пространство страны. Вам уже удалось претворить ее в жизнь?
═
– Мы ставили своей задачей укрепление единства информационного пространства России в масштабах Уральского федерального округа. Мы добивались, чтобы люди, живущие в соседних регионах, имели больше информации, могли реально оценивать свое положение, эффективность работы местных органов власти, выбираемых населением. Сегодня – без преувеличения – это реальность. В ежедневном режиме работает окружная телекомпания «Ермак», вещающая на весь федеральный округ. Существует множество печатных проектов окружного формата. Наконец, может быть, главный показатель – все влиятельные информационные агентства Уральского федерального округа, их более 20, то есть основные источники для печатных и электронных СМИ, работают в окружном формате.
Отрадно и то, что мы фиксируем тенденцию дальнейшей консолидации журналистского сообщества. Большая роль в этом процессе принадлежит окружной и региональным организациям «Медиасоюза». В прошлом году успешно финишировал окружной конкурс СМИ на лучшее освещение процессов партийно-политической реформы. В 2004 году «Медиасоюз» при поддержке аппарата полпреда проводит два окружных конкурса СМИ: на лучшее освещение опыта реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и на лучшее освещение антинаркотической деятельности. Уверен, что эти темы, являясь жизненно важными, будут активно и эффективно озвучиваться нашими средствами массовой информации.