0
1147
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.04.2004 00:00:00

«Иркут» дал старт буму IPO

Тэги: панферов, ipo, рынок, инвестиции


панферов, ipo, рынок, инвестиции Алексей Панферов: «Объявить себя публичным легко, а вот выполнить это – достаточно сложно».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Алексей Валерьевич, за все предыдущие годы IPO осуществили всего шесть российских компаний. Почему так мало компаний до сих пор использовало этот механизм?

– Думаю, это связано с несколькими причинами. Во-первых, в последние годы частный сектор экономики развивался в относительно благоприятных условиях: в России наблюдалась политическая и финансово-экономическая стабилизация на фоне высоких мировых цен на энергоресурсы. В результате произошли качественные изменения, накопленный российскими компаниями потенциал позволяет им выйти на фондовый рынок, где уже сформирована потребность в новых инструментах и эмитентах. Еще два года назад таких условий не было. Во-вторых, привлечение капитала из внешних источников всегда связано с раскрытием информации о предприятии, к чему далеко не все потенциальные эмитенты были готовы. Понятно, например, что частное размещение кредитных нот (CLN) на 6 месяцев требует меньших сведений об эмитенте, чем выпуск еврооблигаций. IPO – то есть публичное размещение акций – предполагает наиболее серьезное раскрытие информации, поскольку акции как инструмент инвестиций в отличие от облигаций не ограничены сроком обращения, по ним отсутствуют гарантированные доходность или дивиденды, нет обязательства их выкупа. В-третьих, у самих компаний-эмитентов должна быть сформирована экономически обоснованная потребность в увеличении акционерного или привлечении долгового капиталов. Более того, компании должны четко представлять себе, какая цена привлеченных средств их устраивает. В-четвертых, рынок также предъявляет определенные требования и к самой компании – по масштабу и качеству бизнеса, объему выручки, по ее стоимости, поэтому многим надо было сначала немного «дозреть», прежде чем можно было выходить на рынок.

– И именно благодаря улучшению рыночных условий эксперты прогнозируют бум рынка IPO в ближайшие годы?

– Сейчас сложилась благоприятная для российских эмитентов ситуация, и неудивительно, что многие компании, ранее откладывавшие выход на рынок, стремятся этим воспользоваться. Стало возможным строить планы на длительную перспективу, а не только на ближайший год, компании начали активно развиваться и, как следствие, испытывают острую потребность в инвестиционных ресурсах, при этом возможности привлечения заемных ресурсов ограничены размером собственного капитала. Политика повышения прозрачности компаний все чаще становится нормой ведения бизнеса. Сегодня компаниям выгодно – уже с точки зрения стратегического развития – сделать прозрачной структуру финансов, заплатить налоги – то есть обеспечить открытость для всех, а это значит, и для проверяющих органов. Как мы видим, после кризиса 1998 года восстановился рынок корпоративных еврооблигаций, был сформирован «с нуля» внутренний рынок рублевых облигаций, логическим следствием будет ожидаемый в ближайший год бум IPO.

– А все ли российские компании являются потенциальными эмитентами IPO?

– Конечно, далеко не все. С одной стороны, компания должна сама быть заинтересована в привлечении финансирования именно на рынках акционерного капитала. С другой – вопрос состоит в том, насколько эта компания интересна рынку и насколько менеджмент и акционеры готовы обеспечить компании статус публичной. На мой взгляд, наибольшие перспективы на российском рынке IPO у компаний из тех отраслей, которые пока недостаточно или вообще не представлены на фондовом рынке, например, у компаний розничной торговли, пищевой, химической промышленности, компаний из сферы услуг, финансовых институтов, Это должны быть прежде всего развивающиеся компании, уже достигшие определенной зрелости и как минимум средних по меркам российского рынка размеров.

– А в чем в таком случае заключаются его преимущества?

– Неограниченный срок пользования капиталом. При размещении IPO компания получает неограниченные во времени ресурсы для инвестиций. Второе – публичность, которая является инструментом достижения очень многих целей, например, создает долгосрочные благоприятные условия для привлечения всех видов инвестиций. Так, «Иркут», кредитный портфель которого оценивается в 450–500 миллионов долларов, раскрыл о себе информацию, благодаря чему инвесторы и кредиторы смогли оценить его как заемщика высокого качества. Теперь корпорация может вести с банками переговоры о существенном снижении ставки кредитования, в среднем около 2% годовых. Полученная экономия составит более 8 миллионов долларов в год. Еще один аргумент – при помощи размещения IPO можно быстро и четко понять, сколько стоит компания. Нет ничего более верного и объективного, чем оценка рынка, то есть потенциального покупателя, и это позволяет акционерам приступить к разработке плана повышения ее стоимости.

– А есть ли при размещении через IPO риски помимо необходимости открытости компании?

– Открытость компании – это не риск, а одна из составляющих выхода на рынок. Риск возникает в дальнейшем, ведь компания берет на себя ряд обязательств по систематическому раскрытию информации, по подготовке аудиторской отчетности, по информированию инвесторов о всех существенных событиях. На самом деле многое зависит от рынка, где будут размещаться акции, – США, Европа или Россия. Чем более качественный и продвинутый рынок, тем более жесткие там установлены условия. Риск состоит в том, что с самого начала сложно оценить, возможно ли поддержание такого уровня открытости вообще. Объявить себя публичным легко, а вот выполнить это – достаточно сложно.

Еще есть рыночные риски – но они касаются не только самой компании, но и организатора эмиссии. Организатор ведь берет на себя многие функции – например, обязательства по обеспечению определенного уровня ликвидности и активности торгов на вторичном рынке. Поэтому, общаясь с потенциальными инвесторами накануне IPO корпорации «Иркут», мы объясняли, что при первичном размещении даем определенный дисконт к «справедливой» цене, который в будущем должен превратиться в доход инвестора от роста стоимости акций, что соответствует общепринятой практике.

– А какова ответственность МДМ-банка за стоимость акций «Иркута» уже после размещения IPO?

– На тех биржевых площадках, где был проведен листинг, мы следим за динамикой котировок. Для этого у нас есть и выделенные финансовые ресурсы, и достаточное количество акций «Иркута», которые мы купили при первичном размещении. В принципе осуществление организатором выпуска услуг по маркетмейкингу – это стандартная практика.

– А насколько российское законодательство вообще способствует развитию рынка IPO?

– В рамках этого вопроса я бы выделил два основных аспекта: требования по раскрытию информации и регламентацию технических и юридических процедур, связанных с дополнительной эмиссией акций и соответственно размещением акций среди инвесторов.

При осуществлении дополнительной эмиссии эмитент раскрывает минимально необходимый объем информации. На следующем уровне раскрытие происходит при включении акций компании в котировальный лист биржи. Подчеркну, что и стандарты эмиссии, и требования к получению листинга обеспечивают лишь базовый уровень раскрытия информации. Как правило, компания, рассчитывающая привлечь значительный объем средств от иностранных инвесторов, должна быть готова выполнять более высокие стандарты прозрачности.

С точки зрения техники размещения законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с IPO, ставит перед эмитентом и банком-организатором IPO ряд серьезных проблем, главная из которых состоит в продолжительности сроков процедур в рамках допэмиссии. После того как определена ее цена, по российскому законодательству должно пройти не менее двух месяцев до того момента, как акции могут фактически оказаться у инвесторов, что не может устроить ни их, ни компанию. Для наших размещений мы совместно с юридическими консультантами сделок разрабатываем индивидуальные для каждой компании схемы размещения, которые позволяют все эти технические вопросы эффективно решать.

– Успешный опыт размещения акций «Иркута» уже привел к привлечению новых клиентов?

– Да, и это результат даже не самого факта выпуска, этому способствовала в первую очередь информационная поддержка проекта на стадии его подготовки. Мы знакомили инвесторов и аналитиков с компанией, рассказывали о ней и о своих наработках в этой сфере. В частности, о той инновационной схеме, которую мы использовали для размещения, с тем чтобы избежать ряда несовершенств законодательства и сократить сроки реализации проекта, сделав технику размещения удобной как для компании, так и для инвесторов. Считаю, что эта схема размещения в будущем может стать стандартом для российских компаний, выходящих на IPO. Поэтому новые клиенты, конечно, появляются. Мы сейчас работаем над рядом новых сделок и надеемся, что в конце 2004 – начале 2005 года они появятся на рынке. Мы видим огромный потенциал рынка инвестиционных услуг и намерены сконцентрировать свои усилия на этом быстрорастущем сегменте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости