Алексей Панферов: «Объявить себя публичным легко, а вот выполнить это – достаточно сложно».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
-Алексей Валерьевич, за все предыдущие годы IPO осуществили всего шесть российских компаний. Почему так мало компаний до сих пор использовало этот механизм?
═
– Думаю, это связано с несколькими причинами. Во-первых, в последние годы частный сектор экономики развивался в относительно благоприятных условиях: в России наблюдалась политическая и финансово-экономическая стабилизация на фоне высоких мировых цен на энергоресурсы. В результате произошли качественные изменения, накопленный российскими компаниями потенциал позволяет им выйти на фондовый рынок, где уже сформирована потребность в новых инструментах и эмитентах. Еще два года назад таких условий не было. Во-вторых, привлечение капитала из внешних источников всегда связано с раскрытием информации о предприятии, к чему далеко не все потенциальные эмитенты были готовы. Понятно, например, что частное размещение кредитных нот (CLN) на 6 месяцев требует меньших сведений об эмитенте, чем выпуск еврооблигаций. IPO – то есть публичное размещение акций – предполагает наиболее серьезное раскрытие информации, поскольку акции как инструмент инвестиций в отличие от облигаций не ограничены сроком обращения, по ним отсутствуют гарантированные доходность или дивиденды, нет обязательства их выкупа. В-третьих, у самих компаний-эмитентов должна быть сформирована экономически обоснованная потребность в увеличении акционерного или привлечении долгового капиталов. Более того, компании должны четко представлять себе, какая цена привлеченных средств их устраивает. В-четвертых, рынок также предъявляет определенные требования и к самой компании – по масштабу и качеству бизнеса, объему выручки, по ее стоимости, поэтому многим надо было сначала немного «дозреть», прежде чем можно было выходить на рынок.
═
– И именно благодаря улучшению рыночных условий эксперты прогнозируют бум рынка IPO в ближайшие годы?
═
– Сейчас сложилась благоприятная для российских эмитентов ситуация, и неудивительно, что многие компании, ранее откладывавшие выход на рынок, стремятся этим воспользоваться. Стало возможным строить планы на длительную перспективу, а не только на ближайший год, компании начали активно развиваться и, как следствие, испытывают острую потребность в инвестиционных ресурсах, при этом возможности привлечения заемных ресурсов ограничены размером собственного капитала. Политика повышения прозрачности компаний все чаще становится нормой ведения бизнеса. Сегодня компаниям выгодно – уже с точки зрения стратегического развития – сделать прозрачной структуру финансов, заплатить налоги – то есть обеспечить открытость для всех, а это значит, и для проверяющих органов. Как мы видим, после кризиса 1998 года восстановился рынок корпоративных еврооблигаций, был сформирован «с нуля» внутренний рынок рублевых облигаций, логическим следствием будет ожидаемый в ближайший год бум IPO.
═
– А все ли российские компании являются потенциальными эмитентами IPO?
═
– Конечно, далеко не все. С одной стороны, компания должна сама быть заинтересована в привлечении финансирования именно на рынках акционерного капитала. С другой – вопрос состоит в том, насколько эта компания интересна рынку и насколько менеджмент и акционеры готовы обеспечить компании статус публичной. На мой взгляд, наибольшие перспективы на российском рынке IPO у компаний из тех отраслей, которые пока недостаточно или вообще не представлены на фондовом рынке, например, у компаний розничной торговли, пищевой, химической промышленности, компаний из сферы услуг, финансовых институтов, Это должны быть прежде всего развивающиеся компании, уже достигшие определенной зрелости и как минимум средних по меркам российского рынка размеров.
═
– А в чем в таком случае заключаются его преимущества?
═
– Неограниченный срок пользования капиталом. При размещении IPO компания получает неограниченные во времени ресурсы для инвестиций. Второе – публичность, которая является инструментом достижения очень многих целей, например, создает долгосрочные благоприятные условия для привлечения всех видов инвестиций. Так, «Иркут», кредитный портфель которого оценивается в 450–500 миллионов долларов, раскрыл о себе информацию, благодаря чему инвесторы и кредиторы смогли оценить его как заемщика высокого качества. Теперь корпорация может вести с банками переговоры о существенном снижении ставки кредитования, в среднем около 2% годовых. Полученная экономия составит более 8 миллионов долларов в год. Еще один аргумент – при помощи размещения IPO можно быстро и четко понять, сколько стоит компания. Нет ничего более верного и объективного, чем оценка рынка, то есть потенциального покупателя, и это позволяет акционерам приступить к разработке плана повышения ее стоимости.
═
– А есть ли при размещении через IPO риски помимо необходимости открытости компании?
═
– Открытость компании – это не риск, а одна из составляющих выхода на рынок. Риск возникает в дальнейшем, ведь компания берет на себя ряд обязательств по систематическому раскрытию информации, по подготовке аудиторской отчетности, по информированию инвесторов о всех существенных событиях. На самом деле многое зависит от рынка, где будут размещаться акции, – США, Европа или Россия. Чем более качественный и продвинутый рынок, тем более жесткие там установлены условия. Риск состоит в том, что с самого начала сложно оценить, возможно ли поддержание такого уровня открытости вообще. Объявить себя публичным легко, а вот выполнить это – достаточно сложно.
Еще есть рыночные риски – но они касаются не только самой компании, но и организатора эмиссии. Организатор ведь берет на себя многие функции – например, обязательства по обеспечению определенного уровня ликвидности и активности торгов на вторичном рынке. Поэтому, общаясь с потенциальными инвесторами накануне IPO корпорации «Иркут», мы объясняли, что при первичном размещении даем определенный дисконт к «справедливой» цене, который в будущем должен превратиться в доход инвестора от роста стоимости акций, что соответствует общепринятой практике.
═
– А какова ответственность МДМ-банка за стоимость акций «Иркута» уже после размещения IPO?
═
– На тех биржевых площадках, где был проведен листинг, мы следим за динамикой котировок. Для этого у нас есть и выделенные финансовые ресурсы, и достаточное количество акций «Иркута», которые мы купили при первичном размещении. В принципе осуществление организатором выпуска услуг по маркетмейкингу – это стандартная практика.
═
– А насколько российское законодательство вообще способствует развитию рынка IPO?
═
– В рамках этого вопроса я бы выделил два основных аспекта: требования по раскрытию информации и регламентацию технических и юридических процедур, связанных с дополнительной эмиссией акций и соответственно размещением акций среди инвесторов.
При осуществлении дополнительной эмиссии эмитент раскрывает минимально необходимый объем информации. На следующем уровне раскрытие происходит при включении акций компании в котировальный лист биржи. Подчеркну, что и стандарты эмиссии, и требования к получению листинга обеспечивают лишь базовый уровень раскрытия информации. Как правило, компания, рассчитывающая привлечь значительный объем средств от иностранных инвесторов, должна быть готова выполнять более высокие стандарты прозрачности.
С точки зрения техники размещения законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с IPO, ставит перед эмитентом и банком-организатором IPO ряд серьезных проблем, главная из которых состоит в продолжительности сроков процедур в рамках допэмиссии. После того как определена ее цена, по российскому законодательству должно пройти не менее двух месяцев до того момента, как акции могут фактически оказаться у инвесторов, что не может устроить ни их, ни компанию. Для наших размещений мы совместно с юридическими консультантами сделок разрабатываем индивидуальные для каждой компании схемы размещения, которые позволяют все эти технические вопросы эффективно решать.
═
– Успешный опыт размещения акций «Иркута» уже привел к привлечению новых клиентов?
═
– Да, и это результат даже не самого факта выпуска, этому способствовала в первую очередь информационная поддержка проекта на стадии его подготовки. Мы знакомили инвесторов и аналитиков с компанией, рассказывали о ней и о своих наработках в этой сфере. В частности, о той инновационной схеме, которую мы использовали для размещения, с тем чтобы избежать ряда несовершенств законодательства и сократить сроки реализации проекта, сделав технику размещения удобной как для компании, так и для инвесторов. Считаю, что эта схема размещения в будущем может стать стандартом для российских компаний, выходящих на IPO. Поэтому новые клиенты, конечно, появляются. Мы сейчас работаем над рядом новых сделок и надеемся, что в конце 2004 – начале 2005 года они появятся на рынке. Мы видим огромный потенциал рынка инвестиционных услуг и намерены сконцентрировать свои усилия на этом быстрорастущем сегменте.