Ничего не скажешь, все элементы скандала налицо, да еще какого скандала! Английская газета "Обсервер" недавно опубликовала документ, изданный Ватиканом 16 марта 1962 года за подписью кардинала Альфредо Оттавиани, бывшего тогда секретарем Конгрегации Священной канцелярии. Документ, снабженный грифом "Совершенно секретно", был направлен епископам Католической Церкви и обязывал их расследовать в абсолютной тайне случаи так называемого "crimen solicitationis" (дословно "преступления подстрекательства"), совершенного духовными лицами, и налагать на виновных клириков церковное взыскание.
За рассекречивание подобных дел предусматривается экскоммуникация, то есть отлучение от Церкви. Под "подстрекательством", как явствует из текста, имеется в виду склонение верующих к совершению сексуальных действий. В заметке, приложенной к основному тексту, говорится, что кардинал Оттавиани обсудил тему с Папой Иоанном XXIII, который дал на это "добро". Документ получен "Обсервером" от немецкого католического священника из тайного архива Ватикана, открытого лишь недавно. Как пишет газета, американский адвокат Дэниел Ши, защищающий ныне интересы жертв священников-педофилов в США, назвал его "директивой к обману и сокрытию виновных".
Признаюсь, что и я был шокирован, читая документ. Но, как всегда в подобных случаях, лучше трезво посмотреть на суть дела, а не полагаться на первое негативное впечатление. Прежде всего постараемся восстановить атмосферу того времени. Имя Иоанна XXIII неразрывно связано со Вторым Ватиканским Собором, который радикальным образом обновил Католическую Церковь. Собор открылся 11 октября 1962 года, то есть семь месяцев спустя после составления документа о сексуальных домогательствах. Этот документ выдержан еще в духе дореформенной Церкви, одним из наиболее типичных представителей которой и был престарелый кардинал Оттавиани. Уже этот факт показывает, насколько нереалистично выдавать документ сорокалетней давности, опубликованный "Обсервером", за "руководство к действию" в современной Церкви. Его значение скорее всего только историческое.
Кроме того, сам "Обсервер", процитированный им адвокат Дэниел Ши и большинство комментаторов, занявшихся этим делом, подошли к документу явно предвзято. Вполне очевидно, что такое отношение к тексту обусловлено впечатлением от недавно потрясших Католическую Церковь в США случаев педофилии среди клириков. Но в "пресловутом" документе имеются в виду прежде всего попытки священников-духовников совратить молодых прихожанок во время исповеди. Над этим существующим испокон веков "традиционным" прегрешением некоторых морально неустойчивых клириков в свое время смеялся еще Джованни Боккаччо.
О том, что речь идет именно об этом прегрешении, ясно говорится уже в первой статье документа, на первой же странице. Авторы текста явно подразумевают взрослых людей, а не детей. Засекреченность же объясняется прежде всего стремлением не выносить сор из "церковной избы". Это делалось не для того, чтобы укрыть виновного от наказания, а с целью не смущать простых верующих, завороженных той особой атмосферой "сакральности", которая до Второго Ватиканского Собора окружала фигуру священника как существа, почти лишенного телесности и телесных побуждений. Второй Ватиканский Собор приблизил священника к верующим и напомнил, что клирик и при особой благодати, которую он получает в таинстве священства, остается человеком со всеми слабостями человеческой природы, и даже рукоположение не страхует священника от греха.
К тому же секрет, о котором говорится в документе кардинала Оттавиани, относится к внешнему миру, а не к внутрицерковным отношениям. Верующему, ставшему объектом сексуального домогательства со стороны духовника, вменяется в обязанность заявить об этом вышестоящей церковной инстанции - епископу. Против провинившегося открывается процесс на основе канонического права, который может закончиться осуждением виновного вплоть до лишения сана и отлучения от Церкви. В таком случае, конечно, приговор становится явным: все узнают, за что наказан священник, и тайна больше не имеет смысла. В определенных случаях, как указано в документе, клятва в соблюдении тайны берется и с пострадавшего, но он не подвергается церковному взысканию в случае нарушения этой клятвы.
Только в конце документа, в абзаце, занимающем менее полстраницы, говорится о "наиболее страшных преступлениях", под которыми понимаются следующие: гомосексуализм; совращение молодых людей обоего пола ("iuvenum utriusque sexus") и... скотоложство ("bestialitas"), то есть половые сношения с животными. Поскольку в оригинале говорится именно "iuvenum", а не "puerorum" ("детей"), можно предположить, что имеется в виду не педофилия, а нездоровое внимание к юношам и девушкам, уже вышедшим из детского возраста. Такое странное сочетание трех грехов своим искусственным характером отдает "казуистикой", типичной для схоластической мысли старого церковного уклада.
Конечно, нельзя отрицать, что от чтения документа, подписанного кардиналом Оттавиани, остается неприятный осадок, тем более что он связан и с именем Папы Римского Иоанна XXIII, которого все, католики и некатолики, привыкли ассоциировать с понятиями открытости и доброты. Но документ отчетливо носит отпечаток времени, которое предшествует новаторству Второго Ватиканского Собора и психологически отстает от наших дней более чем на сорок лет.
С тех пор в Католической Церкви и в сознании католиков многое изменилось. В "Директивах по воспитанию в религиозных училищах", изданных Ватиканом в 1990 году, рекомендуется преодолеть табуирование сексуальной тематики в духовных семинариях. В нем говорится, что "воспитание целомудрия должно быть направлено на то, чтобы помочь каждому контролировать свои сексуальные побуждения". То, что времена изменились, показала и строгость, с какой нынешний Папа Иоанн Павел II осудил американских священников, запятнавших себя случаями педофилии.