- Владимир Стефанович, сегодня вы являетесь персоной, которую хотят заполучить в свои ряды немало политических структур. Сначала ваше имя фигурировало в списке оргкомитета "Партии жизни", потом вы стали ее критиковать, как и "Единую Россию", и наконец объявили о создании собственной организации. Каковы же все-таки ваши политические планы?
- Мое отношение к партстроительству следующее. Я считаю, что партийные структуры должны принадлежать к двум группам, которые, в свою очередь, будут созданы исходя из отношения к собственности и к государственной системе управления. Это два основных момента, вокруг которых должна развертываться борьба, в том числе и на президентских выборах. Все остальные партии, которые с этим не связаны, должны быть ликвидированы. Подобного рода политические структуры могут стать, к примеру, подобием профсоюзов или иных общественных организаций. Более того, государство должно дистанцироваться от процесса их создания и поддержки. Для страны будет выгодно, если все партийные структуры, которые сейчас существуют и которые создают в том числе социальную, политическую или национальную напряженность, будут запрещены.
Что же касается "Партии жизни", то я очень хорошо знаком с ее уставом и с теми целями, которые она ставит. Это всего лишь разновидность партий, которые занимают ту же политическую нишу, что и "Единая Россия". Фактически это партии, которые имеют одного и того же избирателя, они работают на одном и том же поле. Стало быть, ни одна из названных партий не может четко сказать, что она способна реально сделать для народа. А значит, и для товаропроизводителей, которые и определяют Россию как государство. От того, кто быстрее с этим определится - "Единая Россия" или "Партия жизни", - и будет зависеть, кто же займет центристское место.
Я слишком много слышу негативных отзывов из регионов о деятельности партии "Единая Россия", о той методике, которую она практикует в субъектах РФ, - функции контроля и так далее. Никто в мире, кроме России, не применяет подобных методов партийного строительства. Поэтому я думаю, что в ближайшее время (а без этого мы гражданского общества не построим) будет создано некое гражданское общество производителей, которые сейчас уже реально разделены по группам: горнопромышленники, лесопромышленники, аграрии и так далее. Они объединятся для того, чтобы совместными усилиями воздействовать на те негативные процессы, которые мешают производителям нормально работать. Если производители увидят, что одна из партструктур может быть им полезна, для того чтобы публично воздействовать на вертикаль законодательной и исполнительной власти, то они придут в эту партию.
Я, например, лично знаю Сергея Михайловича Миронова, который во многом связан с деятельностью "Партии жизни", хоть и не является ее председателем. И его последнее выступление на Петербургском экономическом форуме, и те инициативы, которые он планирует осуществить в рамках Совета Федерации, - это то реальное направление, которое даст возможность "Партии жизни" быть востребованной и понятной. Это, к примеру, расширенное заседание СФ по актуальным вопросам нашей экономики, энергетической стратегии, минерально-сырьевого комплекса, с привлечением губернаторов и различного рода специалистов из Госдумы. Если это произойдет и Миронов будет заниматься реальными делами в названных мной сферах, его партийная структура будет пользоваться поддержкой у производителей. А к ним я отношу и себя, и всех, кто сегодня в этой стране что-то делает.
- То есть залог успешного существования партий - необходимость заручиться поддержкой бизнеса?
- У бизнеса голова мало забита тем, кто будет писать законы. Для него важно, чтобы эту работу выполняли профессионалы, у которых есть ответственность перед избирателями. Сегодня настала пора задуматься: а кто придет в парламент? И кто наконец с помощью законов снимет те проблемы, которые сегодня загоняют нашу экономику в тупик.
- Поясните, пожалуйста, ваше заявление о том, что некоторые партии нужно запретить...
- Необходимо запретить те партии, которые призывают, например, к национальной розни. К сожалению, жесткого запрета на деятельность подобного рода организаций нынешние законы не содержат. Посмотрите, какая ситуация сейчас в Москве с "бритоголовыми"! А ведь, кроме государства, эту проблему никто не решит. Если понадобится, можно ввести и диктаторский режим в отношении этой "чумы".
Что же касается запрета коммунистов, то здесь ситуация понятна. Мы строим демократическое общество, и коммунисты свою нишу в этом обществе должны иметь. Конечно, законы, по которым производится регистрация партий, позволили уменьшить количество политических структур, участвующих в выборах. Но зачастую избиратель не вникает в суть партийных документов. А цели, которые исповедуют большинство партий, одинаковые. Вспомним, с какими лозунгами и с каким уставом шло на выборы движение "Наш дом - Россия". Эта конструкция предназначалась только для одного - сформировать максимальное большинство в Государственной Думе. И не более того. Это движение не стало действующим инструментом для создания гражданского общества. Так что сегодня необходимо тщательно проанализировать главные цели, которые ставит то или иное движение. Уверен, что чем хуже будет ситуация в экономике, тем больше государство будет работать на те партии, которые используют бедственное положение в стране в своих интересах. Сейчас назрела необходимость выделить содержательную часть той или иной партии и задуматься над ее дальнейшей судьбой. Наступил тот период, когда нужно больше верить делам, чем словам.
Вернусь к вопросу о "Партии жизни". Уверен, что у партии Сергея Миронова хорошее будущее. Но это произойдет только в том случае, если деятельность этой структуры будет связана с производственным сектором. Мне не очень нравится и название. Я досконально знаю, какая сложилась ситуация в лесопромышленном, аграрном, минерально-сырьевом комплексе. И думаю, что задачи, которые сегодня необходимо решать партии, - это помочь людям, работающим в этой сфере. Тогда, безусловно, люди дела поддержат желание профессионалов прийти в парламент.
- То есть вы намерены создать некий аналог РСПП, куда войдут недродобытчики, аграрии и лесопромышленники, который и будет поддерживать нужные ему политические партии?
- С названием и восприятием будущей структуры еще есть вопросы. И кто сказал, что будет создаваться политическая партия? Все будет зависеть от того, кто реально будет входить в инициативную группу и кто станет ее лидером. Очень многое сегодня зависит от личности. Пример - тот политический имидж на Западе, который имеет сегодня наша страна. Россия, безусловно, сегодня воспринимается гораздо более серьезно. Но кто этого добился? Один человек - президент Владимир Владимирович Путин. Но если посмотреть на деловой имидж нашей страны, который так отстал от политического, что нам всем впору задуматься, что мы не делаем, для того чтобы этот имидж поднять. Пора задуматься над огромным отставанием нашего делового имиджа от политического и наполнить это отставание реальными позитивными делами.
То же самое происходит и с российским партстроительством. Если придут люди, для которых участие в партийном строительстве будет не просто участием в деятельности исполнительного органа, а возможностью в будущем стать великими политиками, это будет беда. Они должны обеспечивать нормальное функционирование исполнительного органа, а не блистать популистскими инициативами. Это касается и "Партии жизни". Если ее деятельность будет опираться и на региональную работу и партийные лидеры станут авторитетны в субъектах Федерации, я думаю, что у "Партии жизни" в таком случае будут очень хорошие перспективы.
- Расскажите поподробнее о том, что будет представлять из себя политическая структура, которую вы создаете?
- Я озвучу мнение горнопромышленников. Мы не хотим создавать политическую структуру, но мы хотим как-то воздействовать на те процессы, которые сегодня мешают горнякам нормально работать. В ближайшее время мы проведем объединительный съезд, но это не будет партией. Это будет профессиональное движение производителей. И есть все основания надеяться, что мы объединим большинство людей, которые работают в этом секторе. Хочу напомнить, что это больше 50% доходной части экономики России. Мы хотим объединить людей на профессиональной основе, и никакого отношения к партийной системе наша структура иметь не будет. Люди, которые работают в сфере недропользования, лишены политических и карьерных амбиций. Нам сейчас нужно одно - четкое государственное видение отрасли. Нам нужна возможность публично доводить ее проблемы до первых лиц государства. И, разумеется, публично воздействовать на законодательную и исполнительную вертикаль.
В то же время все горнопромышленники и производители рано или поздно окажутся вовлеченными в какую-то партийную деятельность. Безусловно, для сегодняшних производителей небезразлично, кто их интересы будет защищать на уровне законотворчества. И не хотелось бы, чтобы за деньги тех же горнопромышленников мы сформировали бы законодательную вертикаль, которая создавала бы законы, мешающие тем же горнопромышленникам. Мы выступаем за те инициативы, которые озвучивает и реализует президент Владимир Владимирович Путин. Но мы не понимаем, почему после сказанного главой государства исполнительная власть ничего не делает.
- Вы имеете в виду правительство?
- В том числе и правительство. У нас к кабинету министров есть много вопросов. Надо понимать, что страну нельзя снова использовать как подопытного в эксперименте.
- Вас называют человеком, очень близким к президенту. Говорят, что Владимир Путин даже обращается к вам за советами...
- Я - ректор вуза. И служу стенам Горного института. Не скрою, что действительно стараюсь, чтобы к моему мнению прислушивались. Но это касается только тех сфер, которые не выходят за рамки специализации Горного института. Именно поэтому мы и вынуждены сейчас объединять горнопромышленников и формировать ту идеологию, которая позволит нашей отрасли нормально развиваться.
- Вам неоднократно прочили вхождение в большую политику, "назначая" то главой Минтопэнерго, то президентом компании "АЛРОСА". Насколько соответствует действительности эта информация и не собираетесь ли вы в ближайшее время действительно изменить свой статус?
- Вокруг меня всегда витают домыслы, всегда обо мне что-то пишут. Но, повторяю, я - ректор первого технического высшего учебного заведения в России. Я очень высоко ценю доверие моих коллег и делаю все, чтобы мой институт был образцом высшего учебного заведения и гордостью страны на мировом уровне. Это мне удается. И в этой части я, конечно, политик. Но влияние, выходящее за рамки этой сферы, мне просто приписывается.
Что же касается Владимира Владимировича Путина, то он защищал у нас кандидатскую диссертацию. Я знаю, что он очень хорошо проинформирован о государственном отношении к нашему сектору, полностью представляет себе все проблемы, которые у нас существуют. А если предпринимаются действия, которые противоречат рыночным реалиям, то мы, не скрою, стараемся исправить ситуацию. В том числе и опираясь на компании, которые действуют в области недропользования. Не скрою также, что я неудовлетворен игнорированием наших инициатив, поскольку наработки мы сделали серьезные. Они уже давно переданы в правительство и законодательные органы власти. Что же касается того, прислушивается ли ко мне Владимир Владимирович Путин, то это вопрос к нему самому. Если требуется мое личное участие в решении конкретных задач, то президент им всегда располагает. Но Владимир Владимирович - очень занятой человек, и в основном мы контактируем с окружением президента. В частности, недавно мы начали работать с Дмитрием Козаком по вопросам, связанным с совершенствованием государственной политики в области разграничения прав при недропользовании.
- Верно ли, что по этому вопросу у вас и Дмитрия Козака серьезно расходятся позиции?
- Тех богатств, того инвестиционного потенциала, которым обладает Россия, безусловно, нет ни в одной стране за исключением, может быть, Канады. И к сожалению, с начала 90-х годов мы уповали исключительно на саморегулирование этого вопроса. Отрасль была обречена на растаскивание. А те инициативы, за которые сегодня выступает Минприроды, к сожалению, не находят понимания ни в правительстве, ни в администрации президента. Фактически отрасль работает в непонятных условиях.
Сейчас много говорится о том, что нужно преодолеть экономический спад и реформировать нашу экономику. Приведу пример. На одном из заседаний Совета безопасности президент поставил перед Миннауки задачу: представьте пять-десять прорывных технологий, для того чтобы они быстрыми темпами вывели нашу экономику на новый уровень. Был объявлен конкурс, проведен тендер. Я недавно получил результаты этого "конкурса", который, кстати, будет носить название "президентского". Что же в итоге предлагается? Оказывается, необходимо сегодня инвестировать программы по выращиванию картофеля, изготовлению какого-то нового российского дизеля, надо разработать систему реформирования ЖКХ... Когда это читаешь, не хочется верить своим глазам. Неужели изготовление новых волокон для текстильной промышленности даст возможность России резко подняться? Ведь на одну единицу ВВП мы потребляем электроэнергии в шесть-семь раз больше, чем развитые европейские страны, и в 12-16 раз больше, чем Америка и Япония. Если мы не поймем, что главная проблема - максимальное снижение затрат на единицу внутреннего валового продукта нашей экономики, ничего серьезного не получится. И недра - наиболее характерный пример того, с чего надо начинать.
К сожалению, правительство, а конкретно Министерства экономики и энергетики не осознают эту проблему. В России в отличие от остальных стран нет даже государственной программы перевода страны на энергосберегающий уклад экономики. Можно констатировать, что в нашей стране недра просто брошены. Все, конечно, пытаются ими понемножку заниматься, но лишь оттого, что существует мнение: там легко заработать деньги. Это извращенное представление об отрасли. И, к сожалению, та комиссия, которая должна была разграничить полномочия, столкнулась с этой же проблемой. Ей пришлось заняться вопросами взаимодействия Центра, регионов и компаний в области недропользования. Я не входил и не вхожу в эту комиссию, я руководил рабочей подгруппой Госсовета по этому вопросу. Она состояла из профессионалов, мы представили результаты нашей работы в конце февраля, и они были одобрены президентом. Владимир Владимирович Путин предложил нам продолжать работу. Но на сегодняшний день можно констатировать - поручение президента не выполнено. Наша комиссия вопреки поручению президента не преобразована в постоянно действующую, не узаконена никаким постановлением, и в итоге она работает в непонятном правовом поле. В итоге, судя по заявлениям комиссии Козака, возникает извращенное понимание государственной политики в сфере недропользования. Я уверен, чтобы государство могло этим процессом управлять, ни в коем случае нельзя отменять закон о недрах. Это один из основных российских законов. Проблема состоит в том, что его никто не исполняет. Этот документ идеально выравнивает баланс интересов. Если этот закон отменить, будут преобладать либо интересы государства, либо интересы недропользователей. Ни того, ни другого категорически нельзя допускать.
- Вернемся опять к Сергею Миронову, но уже как к главе Совета Федерации. Не секрет, что и он сам, и заявления, которые он делает, зачастую воспринимаются неоднозначно. Как и орган власти, который Миронов сейчас возглавляет.
- Я оцениваю не конкретные персоны, а результаты деятельности государственного органа в целом. Да, Миронова я знаю хорошо, но о том, как его деятельность воспринимается другими политиками, судить не могу. С моей точки зрения, это ответственный человек, способный проявить организаторские способности на том посту, который он сейчас занимает. Но надо констатировать: та система формирования Совета Федерации, которая сейчас действует, вызывает у россиян большие вопросы, которые требуют немедленного решения. Простое делегирование регионами в этот некогда уважаемый орган своих представителей недопустимо. Мы видим на скамье сенаторов людей, которые вызывают не просто раздражение, но и неуважение. Поэтому Миронову проявить свои возможности на этом посту, думаю, сложно.
У меня несколько пожеланий Миронову. Главное из них - верхняя палата должна обязательно избираться, представлять большинство российского народа и выполнять те функции, которые сейчас стоят перед обществом. И Сергей Михайлович может это сделать, если будет опираться на реально работающих людей и решать те проблемы, которые тормозят развитие экономики.
- Сегодня одной из самых актуальных проблем является реформа энергетического комплекса страны. У правительства на этот счет свое мнение, у многих его оппонентов - свое. Но складывается впечатление, что ни у одной из спорящих сторон нет внятной стратегии энергетической политики...
- Как можно вообще сейчас решать некие тактические задачи, которые стоят перед правительством, если они вообще не видят цели, которой должны достичь? Самый простой пример - проблемы управления регионами за счет энергетических ресурсов. Когда губернатор избрался и заступил на свою должность, он фактически не понимает ни своих прямых обязанностей, ни обязанностей Центра по обеспечению региона энергоресурсами. Это ненормально. Я не знаю ни одной страны, которая не имела бы внятной энергетической стратегии на ближайшую перспективу и балансовой политики. А мы, к примеру, не знаем, сколько нам надо золота, сколько алюминия и так далее. Эти вещи должны быть прописаны.
Что можно требовать с любой частной нефтяной компании, когда ее деятельность полностью связана с политикой государства в этом секторе? Ведь государство владеет трубопроводом, в итоге определяя экспортную политику. Мы сегодня кричим, что в стране нет малого инвестиционного капитала и инвесторы не идут. Но мы фактически живем в стране, которая не знает, что завтра произойдет в том или ином секторе нашей экономики. Та ценовая политика, которая сейчас существует, устарела. Надо понимать, что населению, которое сейчас неплатежеспособно, уже некуда дальше страдать от ценового беспредела. Все проблемы с угольной отраслью - фактически выдуманные проблемы. Есть технологии, позволяющие сжигать уголь и получать из него экологически чистый продукт. Существуют технологии, позволяющие решить проблемы транспортировки угля - по трубам, смешивая его с водой. Многие сектора экономики страдают только от того, что нет видения перспектив развития того или иного сектора экономики. Если сегодня посмотреть соотношение производительности к заработной плате, наш дешевый труд фактически оказывается вне конкуренции по сравнению с другими странами. По этому показателю мы так отстали от развитых стран, что впору задуматься.
- За последние два года неоднократно поднималась тема увеличения срока полномочий действующего президента. Что вы думаете по этому поводу?
- Что касается Владимира Владимировича Путина, то, мне кажется, для него сейчас нет проблемы переизбраться. Однако я считаю, что любую государственную должность необходимо ограничивать какими-то сроками. Я в свое время был избран на второй срок в качестве ректора и могу сказать по опыту: на первом сроке мне приходилось сильно рисковать, некоторые мои новации входили в противоречие с видением коллектива. Приходилось принимать нестандартные управленческие решения. Но к периоду моего второго срока был выстроен такой механизм, который дал возможность развивать институт без активного административного вмешательства.
Понятно, что страна у нас огромная, специфическая, и, может быть, целесообразно было бы увеличить срок, чтобы президент мог реализовать те возможности, которые он хотел бы реализовать. О необходимости сейчас принимать какие-то рискованные, революционные решения надо спросить политиков. Соответственно необходимости менять количество и длительность сроков нет, надо принять одно законодательное решение и его строго исполнить.
- Не менее актуален сегодня и вопрос внесения изменений в Конституцию...
- Есть основной документ государства, который определяет взаимоотношения в обществе. Практика показывает, что зачастую и при принятии нового закона, и при попытках "улучшения" старого последствия оказываются гораздо более губительными для существующей ситуации. Это очень деликатный вопрос и требует взвешенного продуманного решения.
- Каковы, на ваш взгляд, шансы губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева переизбраться на очередной срок? Ведь, как известно, его отношения с Владимиром Путиным и его бывшими коллегами по питерской мэрии складывались не очень гладко.
- При Владимире Владимировиче Путине всем стало понятно, что руководители регионов превратились в тех, кем они и должны быть. Они должны заниматься хозяйством. Они должны делать все, чтобы тот город, тот регион, который им доверили, развивался. Но многие губернаторы любят увлекаться политикой, нежели делами. Для примера можно сравнить Гавриила Попова и Юрия Лужкова. Помню, как в свое время я ходил по Красной площади, заваленной мусором. Сейчас такого нет. Спрашивается: а кто мешал Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Дальнему Востоку превратиться в такую же Москву? Конечно, в столице работает крупный капитал, но там для этого созданы условия.
Что же касается Санкт-Петербурга, то мне печально констатировать факт: мой технический вуз, который находится в великолепном состоянии, - единственный, отвечающий мировым стандартам. В преддверии 300-летия города мы не объединены вокруг какого-то стержня. Предприятия практически самостоятельно решают проблемы, связанные с развитием, но подобного рода вещи должны быть реализованы в рамках всего города при четкой административной координации. Должен с сожалением констатировать, что Владимиру Яковлеву не удается объединить вокруг себя людей дела. Сегодня часто говорят, что в Москве действует какая-то "питерская команда", которая пытается управлять политическими процессами. Это миф. Мы работаем и живем в Санкт-Петербурге и хотим, чтобы он развивался так же, как и Москва. А развитие возможно только после создания условий в городе для нормального предпринимательства. Этот процесс должен регулировать губернатор. А мы должны каждый в своей нише трудиться, выполнять свою работу. И тем самым возрождать Санкт-Петербург. Яковлев это должен понимать и создать команду, способную делами объединить всех нас и горожан. Потенциал Санкт-Петербурга огромен, вниманию Центра, очевидно, необходимо только одно - мудрость руководителя региона, правильное использование этих принципов в интересах нашего города. И именно по делам надо будет и горожанам судить о нашем губернаторе, а сегодня об этом еще рано говорить конкретно.