Хотя сообщения из Афганистана за последнее время приобрели характер обычной хроники, острота военно-политической обстановки в этом исламском государстве существенно не притупилась. Боевые действия в рамках операции "Несгибаемая свобода" продолжаются.
Конца войне пока не видно
Подразделения вооруженных сил США и их союзников при самой активной поддержке американской боевой авиации в течение всего апреля проводили операции по поиску и уничтожению отрядов талибов, иностранных наемников и групп боевиков организации "Аль-Каида" в провинциях Кандагар, Пактика, Пактия и Хост. В этот же период в восточных провинциях Афганистана продолжалась войсковая операция по уничтожению боевиков "Аль-Каиды" и движения "Талибан", в которой принимали участие до 800 военнослужащих Великобритании. Юго-восточнее города Гардез (провинция Пактия) англичане в конце апреля завершили зачистку местности; там было обнаружено значительное количество ранее неизвестных пещерных комплексов. В некоторых из них находились большие запасы вооружения и боеприпасов.
Для нанесения бомбово-ракетных ударов по районам сосредоточения живой силы талибов в южных и восточных провинциях Афганистана, как и раньше, привлекались стратегические бомбардировщики (В-52Н и В-1) и самолеты авианосной авиации ВМС США, совершившие за апрель несколько сот боевых вылетов. Полеты боевой авиации каждую летную смену обеспечивало до 20 самолетов-заправщиков типа КС-135. Для повышения эффективности контроля воздушной обстановки и управления действиями ударной авиации ежедневно задействовалось по 2 самолета разведки наземных целей, наведения и управления Е-8С "Джистарс", самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-ЗС ВВС и палубные самолеты аналогичного предназначения Е-2С "Хокай" ВМС США. В интересах ведения разведки объектов на территории Афганистана выполнял полеты стратегический самолет-разведчик RC-135 из состава бомбардировочного авиационного командования ВВС США с передовой авиабазы Марказ-Тамарид (Оман).
Складывающаяся в Афганистане непростая обстановка заставляет Пентагон расширять зону ведения боевых действий с переносом операций на территорию Пакистана. Не так давно американская военная делегация во главе с министром армии Т.Уайтом посетила Исламабад с однодневным рабочим визитом, в ходе которого обсуждался вопрос о проведении совместной операции в округе Банну (150 км южнее Пешавара) и других сопредельных с Афганистаном районах Пакистана. Пакистанское военное руководство на первых порах согласилось оказать поддержку подразделениям специального назначения ВС США, а также выделить личный состав для блокирования районов боевых действий. Однако намерения сторон вызвали возмущение проживающих в этих районах Пакистана пуштунских племен, которые пригрозили начать кампанию неповиновения, а некоторые религиозные лидеры даже прямо призвали своих сторонников к сопротивлению. После длительных переговоров с пуштунскими старейшинами и консультаций с руководством США Исламабад принял решение вывести из пограничных с Афганистаном районов американских военнослужащих, участвовавших в контртеррористической операции. При этом старейшины и вожди дали твердые гарантии не пускать в свои районы талибов и боевиков "Аль-Каиды", а также подтвердили готовность оказывать содействие пакистанским войскам в проведении операций в пограничных с Афганистаном районах.
В зоне конфликта продолжаются перегруппировки и переброски войск и сил США и их союзников, причем движение воинских контингентов наблюдается в обоих направлениях. В частности, на авиабазу Баграм (пригород афганской столицы) прибыла очередная группа британских морских пехотинцев. Ожидается прибытие еще нескольких сот военнослужащих Великобритании. Правительство Германии планирует направить в Афганистан около 4 тыс. солдат, включая 100 бойцов спецназа. В свою очередь, около 2300 морских пехотинцев ВС США после выполнения боевых задач по обеспечению безопасности в районе американской военной базы в г. Кандагар, а также проведения операций по поиску и уничтожению остатков талибов и боевиков "Аль-Каиды" покинули территорию Афганистана. Одно из государств антитеррористической коалиции - Австралия - планирует уменьшить свой военный контингент в Афганистане. Австралийский министр обороны заявил, что там останется только около 150 военнослужащих спецподразделений.
Тем временем глава временного афганского правительства Хамид Карзай приветствовал решение Турции принять на себя командование контингентом миротворческих сил ООН в Афганистане. Карзай заявил, что народ и руководство его страны полностью поддерживают такое решение. Кроме того, глава афганского правительства вновь высказал пожелание распространить действие миротворческого мандата ООН на всю территорию Афганистана. В этой связи в апреле Кабул посетила турецкая делегация во главе с новым командующим международными войсками генерал-майором А.Зорлу. В течение мая-июня Анкара намерена увеличить свой контингент, в настоящее время состоящий из 260 военнослужащих, еще на 1 тыс. человек.
Однако единодушия по поводу численности частей национальных вооруженных сил среди стран - участниц антитеррористической операции нет. В частности, министр обороны Италии отрицательно относится к продолжению присутствия итальянского контингента в составе Миротворческих сил по содействию безопасности (МССБ) после завершения всеафганского форума - Лойя джирги, а также к расширению зоны ответственности международных сил за пределы Кабула. Вполне возможно, что летом 2002 г. итальянский контингент вернется на родину.
По состоянию на 1 мая с.г. потери коалиционной группировки войск в ходе операции "Несгибаемая свобода" составили: убитыми - до 130 человек, ранеными - более 150 человек. Кроме того, из состава МССБ погибли пять военнослужащих (три датчанина и два немца) и семеро ранены. По данным ООН, за этот же период в ходе военных действий в Афганистане, осуществляемых США и их союзниками, погибли около 3800 мирных жителей.
Талибы и другие недовольные
По сведениям информированных источников, в конце апреля в районе города Баграм лидер талибов Мохаммад Омар провел встречу с руководством движения "Талибан", на которой были обсуждены вопросы наращивания сил и активизации боевых действий против миротворческих сил и временного правительства Афганистана. Возможности для организованного сопротивления у талибов по-прежнему имеются. По некоторым оценкам, в ходе предыдущих фаз антитеррористической операции были уничтожены только 20% боевиков, хотя наиболее крупные соединения экстремистов разгромлены.
Основными районами сосредоточения боевиков на севере Афганистана, по некоторым сведениям, являются окрестности городов Мазари-Шариф (до 300 человек) и Ишкашим (до 200 человек). В восточных и юго-восточных провинциях большая часть формирований боевиков организации "Аль-Каида" скрывается вдоль обеих сторон афгано-пакистанской границы на территории, подконтрольной пуштунским племенам. В горных массивах на территории ряда уездов провинций Кандагар, Урузган, Хост и Нангархар талибы проводят работы по оборудованию базовых укрытий, которые прежде использовались афганскими моджахедами. Наиболее боеспособные группы боевиков средствами разведки фиксируются в южных районах Афганистана. Для дестабилизации обстановки и организации диверсионных действий талибы создают специальные группы численностью до 20-30 боевиков, которые уже в ближайшее время планируют начать теракты против военнослужащих коалиционных сил и международных сил содействия безопасности в Афганистане, а также захват заложников из числа иностранцев. Одновременно талибы готовятся к ведению масштабной минной войны.
Однако недовольных сложившейся в Афганистане ситуацией много и помимо формирований "Талибана" и "Аль-Каиды". Выражая протест против нахождения в стране иностранных войск, руководитель Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддин Хекматьяр планирует проведение террористических актов против военнослужащих коалиционных сил и международных сил содействия безопасности. Наибольшая активность отрядов ИПА отмечается в провинциях Нангархар и Хост. Кроме того, представители партии ведут пропагандистскую работу среди населения южных провинций ИГA, призывая его к оказанию вооруженного противодействия подразделениям вооруженных сил США. В связи с продолжающимися ракетно-бомбовыми ударами ВВС США особое недовольство нахождением иностранных войск в стране выражают жители провинций Балх, Кундуз, Кандагар и Пактия. В городе Мазари-Шариф прошла встреча генерала Абдул Рашида Дустума и лидера Исламского общества Афганистана Бурхануддина Раббани, на которой была подвергнута критике политика временного правительства, направленная на активное сотрудничество с США и странами НАТО.
Таким образом, несмотря на то что отряды исламского движения "Талибан" и "Аль-Каиды" в ходе операции "Несгибаемая свобода" понесли серьезные потери, они по-прежнему представляют собой силу, с которой нельзя не считаться. Вот хотя бы некоторые примеры активности экстремистов. На востоке Афганистана продолжаются нападения на объекты и патрули коалиционных сил. Американская военная база в районе аэродрома города Хост регулярно подвергается обстрелу из артиллерийского и стрелкового оружия. В районе Кабула редкая ночь обходится без обстрелов боевиками патрулей МССБ и правительственных войск. Однако в ряде случаев все ограничивается вполне мирными формами проявления недовольства жителей страны. Представители восьми афганских провинций в апреле провели митинг перед посольством США в Кабуле, выразив резкий протест против бомбардировок авиацией коалиционных сил восточных и южных районов страны, где в результате гибнет мирное население. Митингующие требовали от администрации Соединенных Штатов прекратить боевые действия и возместить причиненный местному населению материальный ущерб.
Вопрос о власти
В Афганистане полным ходом идет кампания по выборам Лойя джирги - совета старейшин, который в июне этого года должен назначить нового главу правительства страны. (Отметим, что в предстоящей Лойе джирге готовы принять участие и афганцы, находящиеся сегодня за рубежами своей родины.)
Наиболее вероятными кандидатами на пост главы Исламского Государства Афганистан (ИГА) сегодня считаются Хамид Карзай и бывший король Захир Шах, который не так давно вернулся в страну. Международные эксперты в целом позитивно оценивают роль Карзая в афганском урегулировании. Однако он, по их мнению, проводит слишком много времени в заграничных поездках, вместо того чтобы заниматься внутренними делами. Большим подспорьем в вопросах внутриафганского урегулирования стало возвращение Захир Шаха. Пуштунское происхождение бывшего короля Афганистана несколько сглаживает недовольство основной афганской этнической группы, которая теперь, после падения режима талибов, по результатам распределения постов в правительстве чувствует себя ущемленной.
Многие эксперты убеждены, что Лойя джирга утвердит Хамида Карзая во главе переходного правительства. Эти предположения основываются на том, что замену Карзаю найти сегодня не так просто, а основной недостаток бывшего монарха Захир Шаха - основного соперника нынешнего главы Афганистана на предстоящей Лойе джирге - преклонный возраст. Наблюдатели отмечают, что в преддверии джирги племенные лидеры пуштунов значительно активизировали свою деятельность по возрождению националистической идеи "пуштунизации" Афганистана - постепенному возвращению пуштунами утраченных позиций и ведущей роли в управлении государством. На данном этапе речь идет о расширении зоны влияния с целью закрепить свое положение накануне проведения Лойя джирги, добиться максимального представительства в этом органе. Этому во многом содействует отсутствие у временного правительства Афганистана реальной власти на местах, регулярной армии и полиции, а также прямая помощь пропуштунских сил в госструктурах.
В этой обстановке лидер пуштунских племенных образований юга Афганистана губернатор провинции Кандагар Голь Ака наращивает усилия по объединению пуштунских полевых командиров, родов и кланов, населяющих запад и северо-запад страны. Из Кандагара в другие провинции направляются делегации губернатора для проведения переговоров и достижения соглашений о сотрудничестве. Таким образом, вновь набирает силу замысел племенных вождей пуштунов по восстановлению и утверждению своего контроля в ИГА.
ООН и новая афганская армия
В апреле руководство ООН обсудило вопрос об обеспечении безопасности развертываемой в Афганистане миссии содействия ООН в связи с решением США и основных стран - поставщиков войск в состав МССБ не рассматривать рекомендацию генерального секретаря ООН о необходимости расширения зоны ответственности международных сил за пределы Кабула. В ходе совещания было решено принять предложение Вашингтона, предусматривающее обеспечение безопасности Афганистана путем ускоренного формирования и подготовки национальной афганской армии при одновременном продлении мандата МССБ на 6-12 месяцев.
В этой связи Совет Безопасности ООН провел консультации по ситуации в Афганистане, на которых с докладом о положении в стране выступил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он заявил, что расширение мандата МССБ за пределы Кабула не планируется и в перспективе вся ответственность за обеспечение безопасности в стране будет возложена на формируемые вооруженные силы и полицию Афганистана.
О готовности оказать финансовую и техническую помощь временному правительству Афганистана в формировании новой регулярной армии объявили Бангладеш, Китай, ФРГ, Индия, Иран, Италия, Пакистан, Турция, Великобритания и США. По первоначальным прикидкам, численность сухопутных войск составит около 60 тыс. человек, ВВС - 8 тыс., пограничных войск - около 12 тыс. Предполагается также создание национальной гвардии численностью около 70 тыс. человек. Поддержка формирования частей новых вооруженных сил Афганистана отдельными государствами Запада и Востока уже сегодня приобретает вполне конкретные очертания. В частности, для оказания помощи в подготовке военнослужащих новой афганской армии руководство Франции намерено направить в ИГА две группы военных специалистов по 50 человек. Предполагается, что каждая из этих групп будет заниматься подготовкой одного батальона афганской армии.
Реалии и прогнозы
В целом для ситуации в Афганистане сегодня характерны наращивание воинского контингента стран антитеррористической коалиции; попытки временного правительства Афганистана укрепить государственную власть и внутриафганские междоусобные столкновения; формирование вооруженных сил Афганистана; наращивание усилий гуманитарной операции под эгидой ООН; рост протеста населения против присутствия иностранных воинских контингентов; возрождение производства наркотиков на территории страны.
На наркотиках следует остановиться особо. Сельское население страны открыто высказывает недовольство планами правительства истребить плантации мака. Глава временной афганской администрации Хамид Карзай обещает местным дехканам по 1700 долл. за каждый гектар, на котором будет прекращено выращивание мака. Но, несмотря на эти посулы, многие крестьяне все равно начали засевать поля опийным маком. В первую очередь это касается восточного Афганистана, где наиболее процветает наркобизнес. Мизерные размеры компенсации официального Кабула за отказ местного населения от выращивания опийного мака не устраивают крестьян. По мнению афганских дехкан, возмещение за уничтожение посевов мака должно составлять не менее 10 тыс. долл. за гектар. Однако подобные требования явно выходят за рамки здравого смысла и финансовых возможностей новой афганской администрации. Иногда при "наркотических разборках" дело доходит до стрельбы. Не так давно в провинции Гильменд при разгоне антиправительственной демонстрации местных производителей наркотиков силы безопасности были вынуждены открыть огонь, в результате чего убиты 8 и ранены 35 человек.
Можно сделать вывод, что ранее звучавшие победные донесения о сокрушительном разгроме боевиков "Аль-Каиды" и движения "Талибан" несколько преждевременны и чрезмерно оптимистичны. Пока вооруженные силы США и их союзников втягиваются в затяжную контрпартизанскую войну. Они вынуждены наращивать воинский контингент, поскольку одними ракетно-бомбовыми штурмовыми ударами авиации без масштабных общевойсковых и специальных операций уничтожить отряды экстремистов в специфических условиях горной местности невозможно, о чем ранее и предупреждали многие эксперты. Разрастание масштабов очередной афганской кампании вынуждает Вашингтон перекладывать часть задач на союзников по коалиции, расширяя степень их участия в контртеррористической операции. Теперь США уже не планируют действовать в Афганистане в одиночку и стремятся тесно координировать свои действия с союзниками.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что Соединенные Штаты в отношении Афганистана сформулировали правильные политические цели и пока не допустили ни одной значительной ошибки. С некоторыми приближениями можно сказать, что это третья попытка решения афганской проблемы за последние полтора века. Первые две, предпринятые Великобританией и Советским Союзом, закончились неудачей. Нет никаких гарантий, что и нынешние усилия коалиции государств под руководством единственной сверхдержавы мира принесут успех. Однако если афганцам и на этот раз удастся отстоять свои своеобразные ценности - устои средневековой жизни в добровольной изоляции от окружающего мира, то вполне возможно, что на этом государстве придется поставить окончательный крест. Все дело в том, что за последнее десятилетие геополитическое значение территории Афганистана как самого короткого пути вывоза природных богатств Центрально-Азиатского региона к мировым торговым путям сильно возросло. И в случае провала антитеррористической операции бесповоротно погрязший во внутренних межэтнических и религиозных смутах, окончательно ослабевший Афганистан может быть разделен и поглощен стремительно набирающими силу государствами Средней Азии и Востока.
Сегодня сложилась достаточно редкая в мировой практике и даже отчасти парадоксальная ситуация, когда усилия государств антитеррористической коалиции и долговременные национальные интересы Афганистана объективно совпадают. Другое дело, сможет ли это осознать население многострадального исламского государства.