Обстановка в зоне израильско-палестинского конфликта по-прежнему остается напряженной. Части и подразделения вооруженных сил Израиля продолжают широкомасштабную войсковую операцию практически во всех крупных городах и населенных пунктах Палестинской национальной автономии (ПНА). Наиболее ожесточенные столкновения отмечались в лагерях беженцев в окрестностях городов Рамаллах, Дженин и Наблус, а также в селении Бейт-Рима (Западный берег реки Иордан), где израильская армия, встретив упорное сопротивление палестинцев, применила танки, артиллерию и боевые вертолеты. По некоторым сведениям, в секторе Газа состоялось совещание представителей военных крыльев палестинских организаций ФАТХ, ХАМАС, "Исламский джихад", "Народный фронт освобождения Палестины" и "Демократический фронт освобождения Палестины", на котором принято решение о создании единого оперативного командования для организации сопротивления действиям Тель-Авива.
Подразделения армии обороны Израиля продолжают наращивать усилия по разгрому инфраструктуры и боевого потенциала палестинских вооруженных формирований. Израильтяне контролируют главные административные центры палестинцев: Дженин, Тулкарем, Наблус, Калькилию, Рамаллах, Иерихон, Бейт-Ляхм и Аль-Халиль на Западном берегу реки Иордан, а также северные и южные районы сектора Газа.
Тактика
Операции по захвату того или иного населенного пункта подразделения ВС Израиля проводят, как правило, во второй половине ночи. Действуя решительно и быстро, они занимают там ключевые позиции и приступают к проведению зачисток в заранее назначенных районах и городских кварталах. Задержанию подвергаются все граждане мужского пола в возрасте от 17 до 50 лет. Специальные группы проверяют задержанных, после чего вызывающие подозрение направляются в фильтрационные лагеря для более тщательной проверки, а остальные освобождаются. Органы безопасности Израиля ведут переговоры о передаче коллегам в Египте и Иордании соответственно до 200 и 500 их граждан, задержанных на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Они подозреваются в принадлежности к незаконным палестинским группировкам экстремистского характера.
Организованного вооруженного сопротивления со стороны палестинцев израильские войска на первых фазах операции не встречали. Колонны израильской техники, блокпосты и патрули нападениям подвергаются постоянно, однако серьезного ущерба и потерь израильтяне не понесли. Для уничтожения боевиков и их опорных пунктов армией обороны Израиля активно применяются артиллерия и авиация. Характерно, что при захвате населенных пунктов блокируются полицейские участки и центры, где, как правило, находится весь их личный состав. Силовые меры против них предпринимаются только в случае боевой активности со стороны палестинцев. Зачастую вооруженные формирования, подчиняющиеся палестинской национальной администрации, после переговоров и получения гарантий сдают оружие, но им предписывается оставаться на месте.
Некоторую активность и готовность сопротивляться демонстрируют пока только сторонники ХАМАС, "Исламского джихада", "Народного фронта освобождения Палестины" и группировки "Бригады мучеников Аль-Акса". Их руководство предпринимает усилия, чтобы организовать на Западном берегу реки Иордан операции силами смертников, однако все подобные попытки (до 10 за последнее время) пресечены израильтянами без серьезных потерь.
Массовые мероприятия в палестинских городах и населенных пунктах запрещены. Не работают магазины и учреждения (за исключением медицинских). Не работает также телефонная связь и телевидение. Периодически отключается водо- и электроснабжение. Палестинский лидер Ясир Арафат и главные управленческие структуры и объекты ПНА блокированы израильтянами и выполнять свои функции не имеют возможности.
На данный момент захвачены практически все города Западного берега реки Иордан, арестовано более 1500 боевиков, захвачено большое количество оружия и уничтожены десятки мастерских по его производству. По мнению израильского руководства, аппарат террора надолго вышел из строя. Вместе с тем, по мнению Тель-Авива, потребуется 4-8 недель для полного завершения операции. Подчеркнем, что ВС Израиля, ведя боевые действия в бесценных, по сути, историко-архитектурных ландшафтах, не причинили большого вреда мирному населению и городским строениям. Потери мирных жителей ПНА не превышают 5%, тогда как своеобразная норма в войнах такого характера (по опыту прошлых лет) составляет не меньше 80%.
Возмущение арабского мира
В странах Арабского Востока усиливается движение в поддержку палестинцев. В частности, в Иордании по указанию короля Абдаллы сформирована правительственная комиссия для организации работы по оказанию помощи населению Западного берега реки Иордан. Все гуманитарные грузы решено отправлять по каналам "Хашимитской иорданской благотворительной организации". Военно-политическое руководство Иордании крайне обеспокоено взрывоопасной ситуацией в зоне палестино-израильского вооруженного противостояния и возможностью вовлечения граничащих с Израилем арабских государств в конфликт. В Аммане и других населенных пунктах королевства прошли массовые митинги и шествия антиамериканской и антиизраильской направленности. В районах лагерей палестинских беженцев имели место случаи беспорядков и столкновений демонстрантов с силами безопасности. По данным местных спецслужб, подпольными исламскими и палестинскими группировками ведется подготовка к массовой заброске боевиков из Иордании на территорию ПНА. В общественно-политических кругах страны начало укореняться мнение о необходимости разрыва иордано-израильских дипломатических отношений. Кроме того, в местных СМИ острой критике подвергаются заявления представителей администрации США в отношении нынешней ситуации на Ближнем Востоке. Вся ответственность за нынешнюю дестабилизацию обстановки возлагается иорданской стороной на Израиль. По мнению иорданского руководства, высказывания Джорджа Буша о том, что военные действия израильтян являются частью международной антитеррористической операции, крайне опасны. В данном случае речь идет о попытке насильственной ликвидации палестинской администрации, сопровождающейся жертвами среди мирных граждан. Официальный Амман выразил обеспокоенность иорданского руководства за жизнь Ясира Арафата и предупредил послов, что в случае его гибели развитие военно-политической обстановки на Ближнем Востоке пойдет по непредсказуемому варианту.
Руководства Египта и Иордании крайне недовольны резким отходом администрации США от ранее согласованного плана ближневосточного урегулирования, основные принципы реализации которого были зафиксированы в итоговом документе Бейрутского саммита Лиги арабских государств (ЛАГ). Имеются основания полагать, что одной из причин отсутствия президента Хосни Мубарака и короля Абдаллы на саммите ЛАГ стали сведения о намерениях правительства Ариэля Шарона отвергнуть саудовскую мирную инициативу и приступить, опираясь на молчаливое согласие со стороны Вашингтона, к проведению широкомасштабной карательной акции на территории ПНА.
Позиция США
Суть американской оценки нынешнего кризиса заключается в том, что не было предпринято достаточно усилий по борьбе с терроризмом и это вызвало обострение конфликта. США оправдывают военную акцию Израиля, характеризуя ее как акт самообороны. В Вашингтоне считают, что все государственные лидеры должны встать на борьбу с терроризмом и предпринять все возможное для прекращения деятельности террористических организаций. Особое внимание Белый дом обращает на недостаточно активные действия в этом направлении руководства ПНА, Ирана и Сирии. По оценке американского президента, Ясир Арафат может сделать значительно больше для предотвращения атак террористов против Израиля, а Иран и Сирия должны прекратить "спонсировать" экстремистов. Джордж Буш при этом отметил якобы существующие связи Ирана и Сирии с группировкой "Хезболлах". Кроме того, по его мнению, отказ Сирии голосовать в СБ ООН по поводу резолюции, ведущей к разрешению ситуации на Ближнем Востоке, можно характеризовать как косвенную поддержку террористов. По словам американского президента, хотя мирный план, предложенный наследным принцем Саудовской Аравии Абдаллой, имеет положительное значение, США не видят возможности его реализации, так как из-за действий террористов по-прежнему гибнут мирные люди.
В целом администрация США публично и однозначно заняла явно произраильскую позицию, оправдывая все шаги Тель-Авива борьбой с терроризмом. Следует ожидать, что США активизируют свои действия по дискредитации руководства ПНА и оказанию давления на арабские страны (особенно Сирию и Иран), обосновывая это их связью с группами и движениями, которые Вашингтон характеризует как террористические.
В связи с разногласиями внутри администрации США по поводу оценки развития ситуации вокруг палестино-израильского конфликта официальный Вашингтон испытывает определенные трудности в выработке четкой позиции по данной проблеме. Так, по мнению Белого дома, военную операцию ВС Израиля на палестинских территориях следует рассматривать только как акт самообороны суверенного и демократического государства, и поэтому США не вправе как-либо воздействовать на позицию Тель-Авива в этом вопросе. Кроме того, считается в Белом доме, Соединенные Штаты голосовали в СБ ООН не за резолюцию, призывающую только к выводу израильских войск, а за документ, представляющий собой целый пакет требований (прекращение насилия, проведение переговоров и др.). В этой связи Белый дом не намерен требовать от Тель-Авива вывода войск с палестинских территорий, контролируемых ВС Израиля. Аппарат президента США и некоторые руководители его кабинета полагают целесообразным рассматривать действия Израиля как новый этап совместной борьбы с "мировым терроризмом" и в связи с этим усиливать американское давление на ряд стран Ближнего Востока. Администрация США готова к переносу войны с терроризмом из Афганистана на Ближний Восток, и это будет вторым этапом борьбы США с террором как мировым явлением. Министр обороны США Дональд Рамсфелд утверждает, что важную роль в поддержке и развитии палестинского и исламского экстремизма играют Иран, Ирак и Сирия, на которые необходимо воздействовать всеми возможными методами в целях прекращения ими такой деятельности.
Джордж Буш считает, что очередная волна террористических актов против Израиля и бездействие властей Палестинской национальной автономии (ПНА), неспособных их предотвратить, вызвали принятие израильтянами ответных жестких мер. Вместе с тем Буш отметил, что действия ВС Израиля привели к гибели мирного населения и к еще большему обострению ситуации, и подчеркнул, что Израиль также должен нести ответственность и "понимать", что данная операция является временной мерой. Президент США призвал Израиль к выполнению резолюции СБ ООН #1402 и выводу войск из палестинских городов, оккупированных после 29 марта.
Государственный департамент США выражает крайнюю озабоченность развитием ситуации на Ближнем Востоке в связи с акцией ВС Израиля против палестинцев и призвал Тель-Авив действовать с крайней осторожностью. Кроме того, госдеп, ссылаясь на резолюцию СБ ООН, полагает, что вывод израильских войск является "решающим шагом" по нормализации обстановки и что этот шаг "должен быть сделан сейчас". Государственный секретарь США Колин Пауэлл считает, что у данного конфликта существует только политическое решение, и предостерег Израиль от чрезмерного расширения зоны антитеррористической операции. По его мнению, действия Израиля должны быть лишь ответом на конкретные террористические акты палестинской стороны.
В случае дальнейшего развития конфликта на Ближнем Востоке противоречия в позициях госдепартамента и произраильских кругов будут обостряться, а точка зрения официального Вашингтона может претерпевать определенные колебания. Кроме того, с учетом сильного влияния израильского лобби на конгресс США следует ожидать, что законодательная власть также поддержит позицию Белого дома и Пентагона.
Ответственные палестинские лидеры и арабские страны, соседствующие с Израилем, полагают в Вашингтоне, должны показать, что они действительно стоят на позициях мирного урегулирования, и принять меры для прекращения огня, начать сотрудничество служб безопасности ПНА со спецслужбами Израиля и ликвидацию террористических экстремистских групп. Кроме того, США, выдвигая тезис "или вы с цивилизованным миром, или вы с террористами", потребовали, чтобы все те, кто беспокоится о судьбе палестинцев, предприняли шаги против исламских группировок ХАМАС, "Хезболлах", "Исламский джихад" и "Бригады мучеников Аль-Акса". В США считают, что Иран должен прекратить поставки оружия террористам, а от Сирии Вашингтон ожидает сотрудничества в борьбе против организаций ХАМАС и "Хезболлах".
В Белом доме подчеркивают, что Израилю и арабским странам следует искать пути разрешения арабо-израильского конфликта в целом. Так, по мнению Вашингтона, весьма положительную роль играет "арабская мирная инициатива", ведущая к признанию Израиля арабскими государствами. В этой связи США призывают арабских лидеров признать Израиль как суверенное государство и мирного соседа. Израиль, в свою очередь, должен прекратить оккупацию, строительство поселений на оккупированных территориях и на основании резолюций СБ ООН ## 242 и 338 договориться о границах. По мнению США, весь этот процесс должен стать основой для заключения Израилем договоров с Сирией и Ливаном.
Последние заявления Белого дома, содержащие элементы давления на Израиль, были сделаны с учетом жесткой позиции арабских стран и последних выступлений европейских лидеров. Тем не менее их можно расценивать как попытку сохранения за США лидирующей роли в диалоге с арабами и в вопросах урегулирования ближневосточного конфликта в целом.
Ливан - следующий?
Многие эксперты считают, что военная операция "Защитная стена", осуществляемая под личным контролем премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, приобретает устойчивую тенденцию к перерастанию в крупномасштабную силовую акцию. Главная задача израильских войск при этом - ликвидация как нелегально созданных военизированных палестинских структур, так и официально действующих в рамках норвежских соглашений органов безопасности и спецслужб палестинской администрации. Решительность действий израильской армии определяется стремлением Тель-Авива уже в ближайшее время, до активизации международных усилий по переводу в практическую плоскость резолюции Совета Безопасности ООН # 1402 от 29 марта 2002 г. (она предусматривает прекращение израильского военного присутствия на палестинских территориях), добиться демонтажа основных силовых структур палестинцев.
Особенностью тактики военно-политического руководства Израиля в складывающейся ситуации является оперативное информирование администрации США с опорой на конфискуемые документы палестинской администрации о связях представителей ближайшего окружения председателя ПНА Ясира Арафата с организациями, отнесенными американской стороной к числу террористических. К настоящему времени наиболее серьезные компрометирующие материалы были представлены израильтянами на руководителя "службы общей разведки" на Западном берегу реки Иордан Тауфика Тирау и советника Ясира Арафата по внешним связям Сахара Хабаша. Эти действия израильского руководства, очевидно, направлены на обеспечение мотивированного расширения силовых акций против палестинской стороны при нейтрализации возможной негативной реакции Вашингтона.
Командование ВС Израиля проводит действия по обеспечению безопасности войск и населения в приграничных районах на севере страны. Израильские соединения и части, дислоцированные на границе с Ливаном, приведены в повышенную боевую готовность. Израильские боевые вертолеты в усиленном режиме патрулируют участок границы гора Хардов-Метулла.
4 апреля личный представитель генерального секретаря ООН в Южном Ливане направил в штаб-квартиру ООН доклад об обстановке в районе "Голубой линии". Он сообщает, что заявления израильского руководства о причастности Сирии и Ливана к атакам боевиков "Хезболлаха" на северные районы Израиля безосновательны и руководство этих стран предпринимает попытки остановить эти провокации. К такому выводу личный представитель генсека пришел в результате длительных консультаций с премьер-министром Ливана Харири и другими высокопоставленными руководителями страны, а также послом США в Бейруте. Президент и премьер-министр Ливана с участием высокопоставленных представителей Сирии в начале апреля провели двухчасовые переговоры с "генеральным секретарем" движения "Хезболлах" Насраллой, пытаясь убедить его прекратить обстрелы северных районов Израиля. Кроме того, премьер-министр и министр обороны Ливана связывались по телефону с наиболее влиятельными полевыми командирами "Хезболлаха" после получения информации о продолжающихся обстрелах израильских территорий из контролируемых ими районов и требовали от них немедленного прекращения провокаций. Спецпредставитель генсека ООН считает, что именно активные действия ливанского и сирийского руководства привели к резкому уменьшению активности боевиков "Хезболлаха". Однако есть данные, что лидеры этой организации больше не являются беспрекословными исполнителями указаний своих ближайших спонсоров и атаки на северные районы Израиля могут возобновиться в любой момент.
Планы урегулирования
После завершения активной фазы операции по зачистке палестинских территорий американцы планируют предложить противоборствующим сторонам свой план прекращения огня. Его выполнение разбито на три этапа. Проводимый в течение 48 часов первый этап включает публичные заявления сторон о прекращении огня; возобновление сотрудничества в области безопасности; принятие обязательств палестинской стороной о конфискации незаконного оружия; передислокацию израильских войск в соответствии с временным графиком, оговоренным тремя сторонами.
Второй этап также должен продлиться до 2 суток и предусматривает действия обеих сторон по пресечению подстрекательств к насилию, усиление режима прекращения огня; согласие израильтян на перемещение сотрудников служб безопасности ПНА на ее территориях; завершение вывода ВС Израиля с палестинских территорий; предоставление палестинцами всеобъемлющего плана по борьбе с террором; ослабление Израилем экономических ограничений для ПНА; выявление трехсторонней комиссией по безопасности активистов террористических организаций, их аресты руководством автономии.
На третьем этапе (до месяца) планируется завершение отвода израильских войск с палестинских территорий, разблокирование дорог, морского и авиационного портов; проведение палестинцами расследований и арестов в отношении террористов, принятие мер по прекращению терактов, завершение мероприятий по изъятию оружия.
Вполне возможно, что предложения американцев станут основой для дальнейших переговоров противоборствующих сторон после завершения военной операции израильтян. Тель-Авив намерен, обескровив и фактически полностью уничтожив инфраструктуру вооруженных формирований ПНА, заставить палестинцев безоговорочно принять американский вариант соглашения о прекращении огня.
Перспективы
Есть основания полагать, что обстановка в зоне палестино-израильского противостояния на ближайшую перспективу сохранит свою остроту и взрывоопасный характер. Предпринимаемые мировым сообществом усилия пока не привели к позитивным результатам, однако международные посредники (СБ ООН, Россия, США, страны ЕС и Арабского Востока) не оставляют попыток воздействовать на ход событий и убедить конфликтующие стороны в необходимости воздержаться от широкомасштабного применения силы. Израиль всю ответственность за ситуацию возлагает на лидера ПНА Ясира Арафата, который, как полагают в Тель-Авиве, не обеспечил обуздание террора. Именно это, по мнению израильского руководства, стало причиной проведения Тель-Авивом крупномасштабной войсковой операции в ПНА с целью полного уничтожения террористов и инфраструктуры террора.
Подчеркнем, что Израиль рассматривает операцию "Защитная стена" как составляющую часть международной антитеррористической операции, начатой после 11 сентября 2001 г. В дальнейшем Тель-Авив планирует поэтапный отвод войск в буферные зоны, которые должны помешать проникновению на израильскую территорию боевиков и обеспечить проведение точечных операций в ПНА. Ариэль Шарон неоднократно заявлял о готовности прибыть в любое место для мирных переговоров с арабами без предварительных условий. По его словам, когда палестинцы поймут бесперспективность достижения своих целей насильственным путем, он будет готов к интенсивному диалогу и всесторонней помощи в восстановлении экономики Палестины.