УКАЗОМ президента России руководство контртеррористической операцией возложено на директора ФСБ Николая Патрушева. Этим документом предусматривается создание специального Главного оперативного штаба (ГОШ), который будет и в дальнейшем планировать и направлять действия федеральных войск (сил). Помимо Николая Патрушева, в штаб войдут главы силовых министерств и члены Объединенного штаба, которым ранее "командовал" министр обороны России Игорь Сергеев.
Кроме этого планируется сформировать Региональный оперативный штаб, подчиненный ГОШ. Руководить им будет заместитель директора ФСБ, начальник департамента по защите конституционного строя Герман Угрюмов. Туда также войдут представители различных силовых ведомств и субъектов Федерации Южного федерального округа.
Решение Владимира Путина в целом отвечает отечественному опыту борьбы с бандформированиями и вооруженными отрядами националистов, накопленному несколько десятилетий назад. Этими вопросами в СССР всегда ведал НКВД (МВД, МГБ) с его многочисленными и отборными воинскими формированиями. В ходе борьбы с националистическим подпольем и вооруженными формированиями сепаратистов в различных районах СССР к борьбе с ними привлекались десятки дивизий и полков НКВД. В те годы сочетание оперативно-чекистских и войсковых методов в достаточно короткие сроки позволяло добиться неплохих результатов. Однако было бы большой ошибкой сравнивать возможности Лубянки времен Иосифа Сталина с нынешними.
Российская служба безопасности за последнее время ослаблена беспрерывными реорганизациями, частыми сменами директоров, некоторые из которых были весьма далеки от соответствия высоким требованиям профессионализма. Помимо этого, не секрет, что многие высококвалифицированные работники Лубянки покинули в 90-е годы ряды российских "рыцарей плаща и кинжала" и обосновались в многочисленных структурах безопасности российского бизнеса. Между тем, имея в виду условия непосредственной деятельности в Чеченской Республике, надо отчетливо представлять себе все сложности агентурной работы среди мусульманского подполья (да еще с ичкерийской спецификой). Российским чекистам еще только предстоит большая работа по внедрению агентуры органов ФСБ в бандитские формирования с целью их разложения и отрыва рядовых участников от руководящего состава с последующим их возвращением к мирной жизни.
В целом для нынешней ФСБ задача по руководству контртеррористической операцией будет принципиально новой. На первый план для чекистов выдвигаются задачи координации деятельности различных силовых ведомств и организации устойчивого взаимодействия между ними. В настоящее время успешное завершение операции еще в большей степени зависит от твердости и гибкости управления частями и подразделениями. Характер боевых действий предъявляет достаточно высокие требования к устойчивости и оперативности органов управления силами и средствами, к надежности средств и систем управления различными средствами поражения.
К сожалению, единственный пример руководства со стороны ФСБ группировкой разновидовых сил и средств при ликвидации банды Салмана Радуева под селением Первомайским в 1996 г. удачным считать никак нельзя. Общий провал спецоперации явился закономерным следствием недостаточной общевойсковой подготовки главного руководителя от ФСБ, обилия многочисленных начальников из других силовых ведомств, множества мелких частей и подразделений, между которыми не было организовано элементарное взаимодействие. Если к этому добавить еще вмешательство в ход боевых действий гражданских властей Дагестана, то картина полной анархии под Первомайским достаточно ясна.
Надо иметь в виду, что практически любое боестолкновение в Чечне с хорошо подготовленными и отлично экипированными отрядами сепаратистов превращается по сути дела в общевойсковой бой, который приходится вести по всем правилам военной науки. Готовы ли взять на себя чекисты всю полноту ответственности за такой вид боевой деятельности? Не приведет ли наличие многочисленных начальников, отвечающих за дело в целом, к очередной, столь пагубной при ведении боевых действий "многобоярщине"? Однозначных ответов на эти вопросы, по всей видимости, пока нет.
Видимо, поэтому, несмотря на столь значительные реорганизации системы управления контртеррористической операцией, военное присутствие в Чечне сохранится и командующим Объединенной группировкой войск (сил) по-прежнему останется генерал-лейтенант Валерий Баранов. Что касается принятого решения о выводе части федеральных войск из Чечни, следует еще и еще раз подчеркнуть, что война в условиях горно-лесистой местности с небольшими по численности формированиями сепаратистов практически никогда не требует присутствия значительных масс войск и техники, которые в специфических условиях театра военных действий просто негде развернуть, но всегда предъявляет исключительно высокие требования к боевым качествам офицеров и бойцов. Успех соединений и частей нередко складывается и зависит от результатов действий рот и даже взводов. Хорошая тактическая подготовка мелких подразделений, по мнению специалистов, остается весьма важной предпосылкой общего успеха.
И, наконец, о главном. Еще со времен первой чеченской кампании политическое и военное руководство страны просто неудержимо в своем стремлении отрапортовать о завершении очередной фазы конфликта. Пионером здесь следует считать, безусловно, Павла Грачева, заявившего об окончании "военного этапа специальной операции" еще в апреле 1995 г. (в те времена контртеррористическая операция именовалась "специальной"). Надо заметить, что определение этапа в любой из войн мало зависит от воли и желания только одной из воюющих сторон, а, как правило, определяется объективными обстоятельствами. В целом периодизация вооруженного конфликта должна быть уделом военных историков, а не представителей власти и военного командования.
Станет ли очередной этап контртеррористической операции под эгидой Лубянки последним? Теперь это зависит от ФСБ.