ИЗ ШИРОКО известной книги пятнадцатилетней давности "Откуда исходит угроза миру" впервые широкий читатель узнал о существовавшем на то время ракетно-ядерный потенциале стран, рассматривавшихся в эпоху холодной войны в качестве потенциальных противников России. В книге рассматривались как имевшиеся, так и перспективные средства мировой ракетной техники. Однако в тот период даже самый смелый аналитик не мог предполагать наблюдаемые сегодня темпы распространения ракетных технологий в странах так называемого третьего мира и столь заметное смещение акцента в вооружениях развитых стран в сторону нестратегической компоненты. При этом следует иметь в виду, что причины развития нестратегических ракетных технологий у развитых стран Запада и развивающихся стран Ближневосточного и Азиатского регионов различны.
Запад после окончания холодной войны с Советским Союзом в условиях развития компьютерных технологий и современных средств связи основной акцент в достижении своих политических и экономических целей сделал на ведение информационных войн в сочетании со средствами локального силового давления в завершающей их фазе. В качестве инструментов силового давления, как правило, наряду с обычным высокоточным оружием используются и нестратегические ракетные средства нападения, позволяющие дистанцироваться от противника и практически безнаказанно наносить высокоэффективные удары по его военным и экономическим объектам и объектам инфраструктуры. В свою очередь, распространение ракетных технологий среди развивающихся стран третьего мира связано с возрастанием национального самосознания (пассионарности, по Льву Гумилеву), нарушающего устойчивость существующих государственных структур, к тому же становящегося крайне амбициозным вследствие накачки экономики этих стран нефтедолларами.
Межэтнические и религиозные конфликты, неустойчивые политические режимы, взаимные межгосударственные претензии в этих густонаселенных районах обуславливают общий рост вооружений, поощряемый в значительной степени его экспортом из развитых стран. В качестве основных высокоэффективных военных средств правящими режимами развивающихся стран рассматриваются и средства ракетной техники, позволяющие реализовать доставку любых боевых зарядов (в том числе и оружия массового поражения) в любую точку территории как сопредельных, так и более отдаленных государств, практически в любых условиях ведения войны. В настоящее время более пятнадцати стран Ближнего Востока и Азии имеют ракетное оружие. Ожидается, что в ближайшие десять-пятнадцать лет, несмотря на все усилия мирового сообщества по сдерживанию процесса распространения ракетного оружия, число таких стран, как минимум, удвоится. Одновременно растут и возможности создаваемого в этих странах ракетного оружия. В первую очередь это касается увеличения дальности стрельбы баллистических ракет. И если сейчас дальность стрельбы нестратегических ракетных средств нападения (НРСН), находящихся на вооружении "третьих стран", не превышает 300-600 км (исключение среди стран Ближнего Востока - Израиль), то в ближайшей перспективе она будет составлять более 1000 км, а в период 2005-2010 гг. достигнет 2500-3500 км (Израиль, Северная Корея, Ирак, Иран, Индия, Пакистан) и, возможно, еще больших значений. В этих условиях реальными становятся угрозы ударов НРСН с территории стран Ближнего Востока и стран азиатского региона по многим объектам на территории России, в том числе и по объектам центра европейской части России. Учитывая экспансионистские планы НАТО по продвижению на восток и факт существующего и расширяющегося членства НАТО среди стран Европы и Ближнего Востока, эти угрозы могут рассматриваться и как средство силового давления на Россию со стороны стран Запада при разрешении тех или иных конфликтных ситуаций. Аналитические прогнозы показывают, что проблема борьбы с возникающими многочисленными угрозами применения против России и ее союзников нестратегических ракетных средств нападения может решаться только путем создания нестратегической ПРО, обеспечивающей защиту военных и экономических объектов на обороняемой территории. При этом решение проблемы борьбы с атакующими ракетами в нестратегической ПРО должно сочетаться с выполнением Россией всех международных обязательств в области противоракетной обороны и ракетных вооружений.
"Неконтактные" войны современности
Наглядным примером практического использования нестратегического ракетного оружия стали недавние войны в Персидском заливе и агрессия НАТО против Югославии. Высокая эффективность современных ракетных и авиационных средств продемонстрирована США и странами-членами НАТО в операциях "Буря в пустыне" (1991г.) и "Лиса в пустыне" (1998 г.). Операция НАТО "Решительная сила" во главе с США против Югославии в марте 1999 г. оказалась дальнейшим развитием способов военных действий с применением нестратегических ракетных средств нападения и высокоточного оружия, которые были испытаны в ходе войны в Персидском заливе в 1991 г. и в последующих акциях против Ирака, боснийских сербов, Судана и Афганистана в 1993-1998 гг. Анализ возможностей и способов боевого применения НРСН в войнах последнего времени показывает, что противостоять противнику, способному одновременно использовать космические средства для обнаружения и выдачи целеуказаний, а также ракетное оружие воздушного и морского базирования для поражения обнаруженных целей возможно лишь путем создания единой эшелонированной взаимоувязанной системы обороны с потенциалом ПВО-НПРО. Только наличие подобного оружия позволяет гарантировать безопасность той или иной страны в условиях все более широкого распространения ракетных технологий. Другие подходы к решению этой проблемы вряд ли будут выглядеть убедительными и обоснованными.
Нестратегическая или национальная?
В последнее время аббревиатура НПРО чаще всего связывается с Национальной ПРО США, которую планируют развернуть американцы к 2005 г. (программа NMD) для защиты территории своей страны от ударов стратегических и нестратегических баллистических ракет со всех возможных ракетоопасных направлений. В российском варианте под этой аббревиатурой понимается нестратегическая компонента ПРО. Отличие, однако, носит не только символический характер. Оно принципиально. Так, создание национальной системы ПРО США предполагает выход из Договора по ПРО 1972 г. А российская нестратегическая ПРО, о которой пойдет речь ниже, должна удовлетворять всем существующим международным соглашениям в области противоракетной обороны.
С учетом последнего замечания под нестратегической ПРО понимается совокупность информационных и огневых средств, интегрированных в рамках единой управляющей системы и решающих задачи обнаружения и поражения нестратегических ракетных средств нападения, включая баллистические ракеты малой и средней дальности, авиационные баллистические ракеты и гиперзвуковые летательные аппараты различных классов. Создаваемая НПРО должна быть высокоавтоматизированной, высокотехнологичной системой, решающей задачи обороны от нестратегических ракетных средств нападения в масштабах всей страны (обороняемой территории) и, в случае необходимости, на театрах военных действий за ее пределами. Для решения поставленных задач на системном уровне НПРО должна содержать в своем составе информационно-разведывательную подсистему, автоматизированную подсистему управления, средства огневого поражения.
Идеология создания и развития такой НПРО базируется на взаимоувязанном развитии всех ее составляющих. При этом информационные, управляющие и огневые средства и системы, обладающие потенциалом НПРО, должны модернизироваться и создаваться на основе взаимоувязанных программ с учетом реального научно-технического задела как в части самих средств и систем, так и в части используемых технологий. Следует добавить, что все компоненты НПРО должны строиться на принципах открытой архитектуры, позволяющих достаточно просто наращивать боевые возможности системы путем ввода в ее состав новых дополнительных информационных, управляющих и огневых средств на вновь образующихся ракетоопасных направлениях. С учетом решаемых задач НПРО, являясь важнейшим элементом современных вооружений, расширяет возможности существующих систем стратегической ПРО по борьбе с новыми типами ракетных средств нападения на значительно большие территории, оставаясь в рамках правовых международных соглашений.
Роль НПРО в части нестратегических средств ракетного нападения до определенной степени аналогична роли системы стратегической ПРО по отношению к стратегическим баллистическим ракетам и заключается в обеспечении стратегии сдерживания потенциальных противников от применения нестратегических ракетных средств нападения; обнаружения стартующих и атакующих ракет с выдачей информации предупреждения в адрес высших звеньев управления Вооруженных сил страны для принятия решений на ответные действия и информации целеуказания стрельбовым комплексам, интегрируемым в НПРО; огневого поражения ракет, атакующих обороняемые объекты и территорию. Основным критерием, который целесообразно положить в основу создания НПРО, является обобщенный критерий Нитце "эффективность-стоимость-реализуемость".
Зарубежные программы ПРО
Условия практически неконтролируемого распространения оружия массового поражения и ракетных средств их доставки, все более реальная угроза применения этого оружия в различных регионах земного шара обусловили разработку зенитных ракетных комплексов с потенциалом нестратегической ПРО. Лидерами в создании таких средств являются, безусловно, США и Россия. Примерами огневых комплексов, обладающих возможностями поражения наряду с аэродинамическими целями нестратегических баллистических и гиперзвуковых крылатых ракет являются ЗРК "Пэтриот" РАС-3, ПРК "ТНААD" разработки США, система ПРО ТВД "ЭРРОУ-2" совместной разработки США и Израиля, ПРК "MEADS" совместной разработки США, Германии и Италии.
Аналогичные разработки ведутся в настоящее время и в Российской Федерации. Сравнимыми по техническим характеристикам с лучшим комплексом США "ТНААD" являются модификации комплекса ЗРС С-400. Разрабатываются в России и другие средства, обладающие потенциалом борьбы с нестратегическими ракетными средствами нападения. Следует отметить, что создание зенитных ракетных комплексов с потенциалом ПРО является крайне сложной и дорогостоящей задачей.
Так, по расчетам Управления GAO США, стоимость развертывания противоракетных комплексов РАС-3 США, включая изготовление 1012 ракет-перехватчиков, в настоящее время возросло с 4 млрд. долл. до 7 млрд. долл., а сроки производства увеличены до семи лет. Стоимость работ по программе "MEADS", по оценкам фирм, участвующих в проекте, составит не менее 2,5 млрд. долл. Стоимость системы "ЭРРОУ-2" составила уже более 1,1 млрд. долл. Считается, что к настоящему времени система "ЭРРОУ-2" в состоянии выполнять возложенные на нее задачи и принята на вооружение в количестве только одного ракетного дивизиона. Общие затраты на программу ТНААD оцениваются в 23 млрд. долл. (с учетом стоимости 1250 противоракет). Начальный вариант системы ТНААD, рассчитанный на типовые угрозы, намечено развернуть в 2008 г. Разработку более совершенной системы ТНААD, обеспечивающей селекцию боеголовок баллистических целей и противодействие угрозам на период до 2030 г. намечено начать в 2004 г. ввести ее в действие не ранее 2010 г.
Ворох проблем
Создание нестратегической ПРО предусматривает решение целого ряда сложных технических вопросов. Создание эффективной НПРО осложняется априорной неопределенностью в части излучательных и отражательных характеристик нестратегических ракетных средств нападения в различных диапазонах длин волн, а также априорной неопределенностью в аэродинамических и траекторных характеристиках элементов боевого оснащения атакующих ракет на переходных участках траекторий и в способах боевого применения средств нападения, в том числе ракет, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО. Кроме этого, проблемными задачами НПРО являются, например, обнаружение старта баллистических ракет малой дальности и своевременное определение параметров их полета. Весьма сложно сопровождение сложных баллистических целей (когда в полете находится не один боевой блок, а целая "колбаса" из десятков боевых блоков и ложных целей). В этой связи весьма проблемной представляется задача селекции головных частей на фоне ложных целей, тем более в условиях возможного помехового противодействия. Достаточно трудно сопровождать и гиперзвуковые цели на траекториях их полета.
Сложностей, одним словом, немало. Стоит только упомянуть о проблемах создания противоракет с большими запасами характеристических скоростей и возможностями маневра в условиях широкого диапазона перегрузок; создания многоспектральных головок самонаведения, обладающих способностью селекции боевых блоков в зонах целеуказания; поражения боевых блоков атакующих ракет с радиологическим, бактериологическим и химическим оружием; оперативного управления и взаимодействия интегрируемых в рамках НПРО разновидовых сил и средств с потенциалом НПРО, в том числе и мишеней, способных имитировать различные типы атакующих ракет в различных условиях их боевого применения. Решение всех этих проблем НПРО базируется на ключевых технологиях, разработка которых составляет одно из направлений работ.
Однако помимо технических, есть и чисто российские проблемы. В частности, это определение наиболее предпочтительных вариантов поэтапного развития группировок НПРО для борьбы с нестратегическими ракетными средствами нападения в условиях жестких ресурсных ограничений, характерных для отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Перспективы создания нестратегической ПРО в России
В общем случае создание НПРО любого государства является многоальтернативной задачей. Оптимизация технических решений на основе обобщенного критерия "эффективность-стоимость-реализуемость" осуществляется в рамках комплексного системного проекта. Цель разработки системного проекта - выбор рационального варианта построения НПРО в условиях существующих финансовых ограничений и возможностей технологической и производственной базы. При этом в максимальной степени должен учитываться имеющийся научно-технический задел в области средств вооружений с потенциалом НПРО.
Системные исследования российских оборонщиков показали, что создание НПРО Российской Федерации вполне реально на базе существующих и перспективных информационных, управляющих и огневых средств систем ракетно-космической обороны и ПВО видов вооруженных сил. В процессе комплексных системных исследований получен ряд базисных результатов для проектирования НПРО РФ, в частности, осуществлена разработка исходных данных для проектирования группировок средств НПРО; определены требования к уровню решаемых задач, составу и структуре группировок НПРО; проведена оценка боевых возможностей существующих и разрабатываемых по отдельным программам систем вооружений, привлекаемых к решению задач НПРО; разработаны предложения по модернизации существующих систем и средств вооружений в целях решения задач НПРО; определены направления создания (состав и структура) информационно-разведывательной и управляющей подсистем НПРО, а также направления создания многофункциональных информационных, огневых и управляющих средств с потенциалом НПРО; осуществлен выбор приоритетных направлений развития научно-технической, технологической и производственной базы для создания перспективных средств НПРО; реализована разработка моделирующего комплекса НПРО первого этапа как основного инструмента конструирования НПРО, а также оценки эффективности и боевых возможностей группировок НПРО с оценкой вклада отдельных средств в решение поставленных задач. Комплексной программой работ, разработанной в рамках системного проекта с учетом всех существующих ограничений, предусматривается трехэтапное создание НПРО Российской Федерации.
Задачи первого этапа состоят в модернизации боедежурящих средств РКО и ПВО видов Вооруженных сил РФ в целях реализации существующего потенциала НПРО и во взаимной увязке привлекаемых к решению задач НПРО информационных и огневых средств в рамках единой управляющей системы. Результатом работ первого этапа должна явиться НПРО, обеспечивающая оборону важнейших объектов РФ от ударов нестратегических ракетных средств нападения, предотвращение крупномасштабных потерь населения и войск, а также экологических катастроф.
Задачи второго этапа - разработка ключевых технологий и создание перспективных образцов в части информационных, управляющих и огневых средств НПРО.
Наконец, на третьем этапе осуществляется наращивание эффективности и боевых возможностей НПРО первого этапа развития за счет ввода в ее состав перспективных информационных, управляющих и огневых средств. На всех этапах создания НПРО РФ развитие ее основных структурных элементов и их средств планируется осуществлять по взаимоувязанным программам.
Основные задачи информационной компоненты НПРО: обнаружение и сопровождение стартующих и атакующих НРСН; формирование для высших звеньев управления Вооруженными силами РФ информации предупреждения об ударах нестратегических ракетных средств нападения; обеспечение стрельбовых средств НПРО сигналами "Тревога" и информацией целеуказания по обнаруженным целям.
К решению задач обнаружения атакующих ракет могут привлекаться: существующие и перспективные средства РКО; информационные средства ПВО видов Вооруженных сил; существующие загоризонтные РЛС и комплексы обнаружения воздушного базирования.
Реализация потенциальных возможностей РКО при работе по новым типам целей обеспечивается за счет совершенствования космических средств обнаружения стартующих БР; средств надгоризонтной радиолокации на основе перспективных технологий РЛС метрового и дециметрового диапазонов; программно-алгоритмического обеспечения командных пунктов РКО и СПРН.
Наращивание боевых возможностей информационной компоненты ПВО видов Вооруженных сил обеспечивается за счет ввода в ее состав вновь разрабатываемых средств ВВС - РЛС дежурного режима и РЛС дежурно-боевого режима, совершенствования РЛС ПВО Сухопутных войск - и доработок РЛС кораблей ВМФ.
Основные задачи в части огневых средств: реализация потенциальных возможностей системы стратегической ПРО по поражению НРСН; наращивание боевых возможностей ЗРК типа С-300 и С-400 путем их модернизации и создания на базе ЗРК С-400 перспективных огневых комплексов ближнего, среднего и дальнего заатмосферного перехвата атакующих ракет. Основные задачи в части систем управления: совершенствование управления системами РКО; совершенствование комплексов средств автоматизации ПВО ВВС, а также войсковой ПВО и ПВО ВМФ; создание комплексов совместной обработки информации по целям типа нестратегических ракетных средств нападения в среде комплексов средств автоматизации ПВО видов Вооруженных сил различных уровней иерархии; интеграция всех сил и средств, обладающих потенциалом борьбы с НРСН в рамках единой управляющей системы.
Отметим, что по результатам комплексных исследований установлено - боеспособная и высокоэффективная нестратегическая ПРО РФ первого этапа развития, базирующаяся на существующем научно-техническом заделе ракетно-космической обороны и средств ПВО России, может быть создана в течение достаточно ограниченного времени (3-4-х лет). Принимая во внимание уровень имеющегося научно-технического задела, нормы оплаты труда в ВПК России, наконец, энтузиазм и патриотизм основной среды разработчиков, изголодавшихся по настоящему делу, следует ожидать, что стоимость создания средств НПРО с характеристиками, соизмеримыми с характеристиками аналогичных образцов средств НПРО за рубежом, окажется у нас в десятки раз ниже, чем там.
Возможен ли Европейский противоракетный щит?
Открытость архитектуры создаваемой НПРО Российской Федерации, инвариантность ее технических решений на любом ракетоопасном направлении и в любом регионе, позволяет достаточно просто одновременно с решением задач обороны территории России решить и проблему защиты от ударов нестратегических ракетных средств нападения большинства европейских стран. Впервые о возможности создания ПРО европейского континента российскими силами заявил президент России Владимир Путин в ходе визита в Италию в июне 2000 г. Он, в частности, сказал: "Я предложил председателю правительства Италии подумать и посоветоваться со своими коллегами о том, что Россия предлагает совместно с Европой, совместно с НАТО, создать систему противоракетной обороны для Европы". Каких-либо практических действий за этим заявлением президента России тогда не последовало и, значит, на том этапе не был обрисован облик возможной системы ПРО европейского континента даже в самых общих чертах. А начало работ могло бы выглядеть следующим образом. Первоочередными этапами создания нестратегической ПРО Европы, вероятно, станет разработка комплексного системного проекта НПРО и разработка комплексной модели НПРО. Специфическими задачами комплексного системного проекта НПРО стран Европы будет разработка исходных данных по составу и тактико-техническим характеристикам нестратегических средств нападения, представляющих угрозу региону при атаке с различных ракетоопасных направлений; определение перечня важнейших объектов обороны и их приоритетности; оценка возможностей средств вооружений того или иного государства по решению задач НПРО; разработка вероятных сценариев военных действий в регионе с применением нестратегических ракетных средств нападения; разработка моделей различного иерархического уровня для обоснования требований и оценки эффективности средств и систем НПРО в целом; определение оперативно-технических и тактико-технических требований к средствам и системе НПРО в целом; определение основных направлений развития нестратегической ПРО в регионе. Выполнение первоочередных этапов нестратегической ПРО европейских стран целесообразно осуществить в соответствии с техническим заданием, определяемым паспортом экспортного облика планируемой опытно-конструкторской работы. При этом в комплексном системном проекте должна быть предусмотрена разработка вариантов создания нестратегической ПРО регионального уровня на базе специализированных средств нестратегической ПРО российского производства.
Необходимые подробности
Вполне правомерен вопрос - есть ли в России корпорации и фирмы, способные решить столь значительный по объему комплекс сложнейших научно-технических задач, связанных с созданием нестратегической ПРО? Такие организации в России есть. Проектирование и строительство НПРО европейских государств может быть выполнено под эгидой Российского агентства по системам управления, которое координирует деятельность кооперации организаций и промышленных предприятий во главе с межгосударственной акционерной корпорацией "Вымпел", на протяжении многих десятилетий успешно занимающихся проблематикой противоракетной обороны.