0
1028
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.06.2000 00:00:00

Требуется помощь всех!

Версия для печати
Обсудить на форуме

Тэги: русский


Политики не испытывают трудностей в разговоре.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

СОВРЕМЕННАЯ языковая ситуация в сочетании с прочими как культурными, так и паракультурными аспектами нашего сегодняшнего бытия не может не вызывать вполне обоснованной тревоги. В самом деле, заметно снизившийся общий уровень культуры речи, степень ее засоренности жаргонными, иноязычными элементами, словами-паразитами, отсутствие запретов на использование еще недавно абсолютно табуированных слоев лексики, раскованность в выражениях, к тому же передающих вольность в мыслях необыкновенную, - все это стало удручающей нормой для многих представителей культуры, политики, масс-медиа.

Язык - лишь отражение процессов, переживаемых обществом, он элемент структуры, раньше других оповещающий о ее расстройстве. Поистине "в начале было слово". Особый драматизм сложившейся ситуации придает ее развитие (а она развивается пугающими темпами) в условиях обвального кризиса нашего общества. Именно с системным кризисом власти связано и отсутствие государственных институтов, ответственных за продуманную политику активного внедрения языковой нормы как части национальной идеи, в поисках которой страна наша безрезультатно пребывает столь уже длительное время. Остается надеяться, что крылатое "замочить в сортире" - не этап этих поисков, хотя уровень, на котором слова эти были произнесены, обнажает давнюю нашу беду: во главе государства у нас чаще всего оказываются люди, чей интеллектуальный, нравственный, а следовательно, и языковой уровень опасно далеки от нормы.

Вспомним "кузькину мать" Никиты Сергеевича, "сиськи-масиськи" Леонида Ильича, нечленораздельное молчание разного рода константинов устиновичей, "кофа будем пить у самолете" Михаила Сергеевича, имперское мычание Бориса Николаевича и непереводимую игру слов Виктора Степановича. Вспомним и поймем, что язык "Отечества отцов" - а ему все мы вольно или невольно вынуждены внимать - ни по форме, ни по содержанию не может выполнять безусловно обязательных организующей, объединяющей и воспитывающей функций. Язык этот не только вызывает соответствующее отношение к его носителям, но и расхолаживает вынужденных слушателей, освобождая от необходимости следовать норме - зачем стараться, если люди с таким уровнем добились столь высокого положения. (Один Жириновский чего стоит!)

Гайдар и Явлинский обречены на неуспех. Они говорят на чужом языке, они вообще из параллельного знакового пространства. Интересен феномен Чубайса и Кириенко. Бесспорно, их русский язык выгодно отличается от языка абсолютного большинства ныне действующих политиков. Но порой, внимая их логичным умопостроениям, ловишь себя на мысли, что все произносимое - не больше, чем игра живого ума и наработанных навыков полемиста, что каждый раз перед ними стоит вполне определенная задача и они уже в процессе высказывания ищут и непременно находят оптимальные пути ее разрешения, хотя с неменьшим блеском смогли бы отстоять и противоположную точку зрения.

Иначе в рамках формальной логики трудно объяснить пафос, с которым Анатолий Борисович поведал миру о своем неприятии системы ваучеров, а Сергей Владиленович заявил о поддержке нынешнего президента в момент памятного объединения спутанных "медведей" с коммунистами. Никого, к сожалению, не удивляет и еще недавно представлявшаяся абсурдной мысль о сращивании власти с кругами, далеко не законопослушными, о проникновении криминалитета с его моралью, его лексикой во все сферы нашей жизни. Отсюда и "человек с понятиями" Лужков, и чубайсовское откровение "мы их кинули" (надо же, ведь политики эти неоднократно пытались заверить в полярности своих взглядов на жизнь, лобачевщина, неевклидова) и ставшие устойчивыми словосочетания "поставить на счетчик", "отбить бабки", "держать за лохов", "наехать", "организовать откат" и пр., и пр., и пр.

Отсутствие требовательного редакторского контроля и самоконтроля у ведущих многих популярных радио- и телепрограмм - еще один источник языковой расхлябанности и дурного влияния на аудиторию. Речь даже не идет о намеренных словесных эскападах Фоменко или хулиганствах Гордона или Конеген, словечках, инверсиях, абсолютно не соответствующих русской языковой традиции интонациях большинства всех и всяческих ксений стриж. Не менее опасны и языковые огрехи или сознательное употребление слов в их ненормативном значении. Не могут не знать вполне достойно изъясняющиеся по-русски Сергей Кириенко, Анатолий Чубайс или Сергей Бунтман, что слова "ровно" и "именно" не синонимы. Однако, ни на секунду не задумываясь, говорят: "я ровно об этом и говорил" или "ровно так и вышло". Словцо это стало едва ли не видовым признаком, сигналом в системе опознавания "свой-чужой" для наших "причастных к тайне" либеральных интеллектуалов.

Весьма активной средой распространения "языкового сорняка" традиционно была и остается субкультура полусвета. Бесконечные "как бы", "типа", эвфемизмы класса "ну, блин", "елы-палы" занимают более чем заметное место в высказываниях наших властителей дум из "большой тусовки".

Отдельного упоминания заслуживает реклама. Порой думается, что творят ее какие-то эротоманы, хотя их представления о предмете почерпнуты из объявлений о дешевом круглосуточном досуге. Кажется, герои романов Аксенова, фильма "Девять дней одного года", пьес Розова и Радзинского не только живут в разные исторические эпохи, но и говорят на лексически, структурно и интонационно разных языках с персонажами сегодняшних фильмов и спектаклей, да и нами, грешными.

Однажды мне довелось наблюдать реакцию сегодняшних студентов на фильм Михаила Ромма - просто параллельные миры...

И все же действительно тревожная сегодняшняя языковая ситуация порой воспринимается нами с избыточным драматизмом. Традиция критически оценивать язык современников восходит отнюдь не к нашим дням. Вспомним пушкинского господина, шутившего "отменно тонко и умно, что нынче кажется смешно". Фонвизин и Грибоедов, Тургенев, Островский и Чехов, Маяковский и Зощенко посвятили немало язвительных страниц борьбе за чистоту "великого и могучего". Да и сам он наделен замечательной способностью, осваивая новое, сохранять иммунитет к антителам.

Ведь так и не прижились в нем ни "чуваки с чувихами", ни "герлы", ни "хилять", ни "линять". Никто уже не вспоминает "железно", почти вышло из употребления "клево". Царит "круто", но ведь свято место пусто не бывает. Есть, видимо, в нашей жизни явления, просто требующие иносказания, и если у иудеев практически табуировано Бога называть богом, то у нас грешных такому своеобразному обожествлению подвергнуты несколько иные субстанции. Уже много десятилетий "презренный металл" и "тугрики", "башли" и "сармаг", "капуста" и "бабки" в речи заменили слово деньги (может, от безденежья?), а "хавать" и "лопать", "шамать" и "жрать" (впрочем, на взгляд автора, это лучше, чем "я кушаю") слово "есть" (уж не от бескормицы ли?).

Справедливости ради заметим, что явление это наблюдается и в странах с безусловно лучшим финансовым и продовольственным положением. Есть, правда, один пласт русского языка, который, как архипелаг, гордо высится среди быстро исчезающих ледяных островов и островков и с каждым годом становится все более монументальным, но от этого не менее доступным. Речь, понятно, идет о ненормативной лексике, элементе национальной гордости великороссов. Все известные нам слова и выражения из этого ларца сокровищ широко использовались и Пушкиным, и до него, и после него в качестве своего рода внутригруппового кода. Но ведь никогда прежде они не были чем-то обыденным, частью бытовой либо профессиональной лексики.

Известно: если смысловые разрывы в потоке речи хозяйственника Черномырдина заполнить с детства знакомыми "модальными" конструкциями, как появятся доселе скрытые коммуникативность, ритм, некое подобие содержания. Вспомним ухмылку Лужкова, поведавшего телезрителям о роли "великого и могучего" в управлении городом. Вспомним примитивный мат красноярского губернатора в прямом телевизионном обращении к зрителям, послушаем некоторые инвективы комментаторов радиостанции "Эхо Москвы", и станет ясно - языковая норма утратила четкие границы. Оказавшись в ресторане с пятнадцатилетней дочерью, знакомлюсь с меню и невольно краснею, заметив название одного из блюд: "Бычьи яйца". Стараюсь переключить ее внимание на что-то другое, но безуспешно. И тут же вижу, что девочка моя не испытывает и признаков неудобства при знакомстве с весьма смутившим меня словосочетанием.

Русский язык выдержит наплыв последней мути. Выдержит, но с планомерной и осмысленной помощью многих и каждого. Разумная языковая политика государства, строгая редакторская проверка, возведенная в абсолют языковая норма в средствах массовой информации, резкая, агрессивная сатира в адрес нарушителей этой нормы, решительное вычленение из языкового узуса ненормативной лексики, повышение общего уровня преподавания родного языка и квалификации преподавателей, способных уже на начальном этапе не только предостеречь себя и учеников от использования знаменитого слова "ложить", но и научить их говорить "есть" вместо "кушать", "звонИт" вместо "звОнит", грамотно произносить сегодня недоступные для значительной части соотечественников слова "одновременно" и "обеспечение". И все это вместе с деятельным воспитанием любви к родному языку приведет к улучшению сегодняшней ситуации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1349
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1072
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1418
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
754

Другие новости

загрузка...