Анатолий Куликов в Государственной Думе. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
- АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ, какие из угроз национальной безопасности России, на ваш взгляд, являются наиболее острыми, приоритетными?
- Приоритетность угроз национальной безопасности России определена в Концепции национальной безопасности РФ, принятой в январе 2000 года. Главными для нас сейчас, безусловно, являются угрозы внутренней безопасности, многие из которых мы сами и породили системным кризисом во всех сферах жизни нашего государства на рубеже 1991-1992 годов.
Разумеется, одна из основных угроз, если не самая главная, связана с состоянием экономики, нарастанием ее сырьевой составляющей, уменьшением доли пригодной для экспорта машиностроительной продукции, отмиранием высокотехнологичных предприятий, отставанием законодательной базы от экономических процессов.
Серьезной угрозой для социально-политической безопасности является несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности. При этом сменявшие друг друга правительства России как будто забывали, что обеспечение защиты жизненно важных интересов конкретных социальных групп и слоев (например, военнослужащих), прав и свобод каждого человека - важнейшая обязанность самого государства. Игнорирование индивидуальных интересов людей порождает социальную напряженность, создает конфликтные ситуации в обществе.
С начала 90-х годов существует, а в последние годы особенно усилилась опасность для федеративного устройства России. Причиной тому являются все более активизирующийся сепаратизм и этнический национализм. Призывы некоторых наших политиков к парламентской республике и конфедеративному устройству государства ведут к развалу России. Неужели мало кому-то примеров из 1100-летней истории России? Удельные князья не смогли остановить монголо-татарское нашествие и едва не погубили Древнюю Русь. Все современные передовые и сильные государства имеют федеративное устройство, где власть Центра в области национальной безопасности превыше всего: США, Канада, Германия, Франция, Япония, Индия, Китай.
Уже 10 лет под непосредственной угрозой находится продовольственная безопасность России. Известно, что в этой области угроза возникает при ввозе 25% продуктов из-за рубежа. У нас же потребность в продовольствии уже давно примерно на 50% покрывается импортом. Никаких реальных мер по реанимации агропромышленного комплекса страны правительством не принимается. Крестьянам, живущим на земле, заниматься сельским хозяйством стало невыгодно, а часто и невозможно. Помощи от государства, как это делается в передовых странах мира, к сожалению, нет.
Значительно возросла угроза со стороны организованной преступности, развившейся в условиях ослабления государственной власти за последние 12-15 лет. Особую силу организованная преступность набрала после 1992 года в результате авантюрного отпуска цен, бешеной инфляции, грабительской приватизации, когда общенародное достояние, создававшееся усилиями многих поколений, было почти задаром роздано приятелям и знакомым высших чиновников, стоящих у власти. В последние годы внушительной стала опасность международного терроризма, свившего себе гнездо на Северном Кавказе и вплотную смыкающегося с организованной преступностью и наркобизнесом.
- Да, картина устрашающая. Какие же меры планирует Государственная Дума для законодательного обеспечения борьбы с этими угрозами?
- Я не могу ответить за всю Госдуму. А что касается комитета по безопасности, то недавно мы рассмотрели на заседании комитета план нашей работы на осенней сессии 2000 года. В плане предусмотрена разработка законов о борьбе с коррупцией, о борьбе с легализацией незаконных доходов и ряда других. Поскольку я отвечаю за работу подкомитета, которым руковожу, то хотел бы остановиться на борьбе с международным терроризмом, довольно хорошо освоившимся на просторах СНГ. Сейчас существует опасность, что оружие массового уничтожения, в том числе связанное с опасностью радиоактивного, химического, биологического заражения, оружие, основанное на новых физических принципах и технологиях, может попасть в руки людей психически неуравновешенных, диктаторов и международных террористов. Возрастает угроза международной торговли человеческими органами, в том числе клонированными, последствия чего могут быть ужасающими. Актуальной становится борьба с хакерами (компьютерными взломщиками), которые проникают не только в тайны коммерческих банков и силовых ведомств, но и в компьютеры крупнейших медицинских учреждений, где лечат людей, - это может вызвать массовую или избирательную гибель больных. Уже сейчас в черном бизнесе международного преступного мира ежегодно вращается до 400 миллиардов долларов.
В нашей стране коррумпированные чиновники незаконно присваивают до 15 миллиардов долларов в год и еще 15 миллиардов утекают за границу. То есть государство ежегодно теряет 30 миллиардов долларов (это больше государственного бюджета России), которых вполне хватило бы на все наши актуальные нужды: на оборону, здравоохранение, образование, науку, пенсии. Если новый президент и новое правительство не справятся с этой бедой, то государство пропадет. Новых (реформаторских) идей у нас за последние 10 лет было много. Плохо то, что для их воплощения в жизнь не было эффективных механизмов. Так может получиться и с инициативами новой исполнительной власти. Например, введение новых субфедеральных прокуроров, соответствующих новым семи административным округам России, вместо нынешних функциональных заместителей генерального прокурора РФ (по различным направлениям прокурорской деятельности) может дезорганизовать работу Генеральной прокуратуры.
Возвращаясь к основной теме, я должен сказать, что являюсь еще и председателем Российского комитета по формированию Международного форума по борьбе с международной преступностью и терроризмом. К этой работе активно подключились Германия, США, Франция, Австрия, и в конце 2001 года мы планируем провести такой Международный антикриминальный форум. На эту тему я уже выступал в "НГ". На форуме мы собираемся рассмотреть наиболее опасные виды организованной преступности, такие, как наркомания и распространение наркотиков, незаконная торговля оружием, продажа и распространение товаров и технологий "двойного" назначения, особенно связанных с ядерным оружием, "отмывание" денег, незаконные финансовые операции на международном уровне, терроризм в различных его проявлениях, хакерство, подпольная торговля и незаконная деятельность в сфере шоу-бизнеса.
- В чем, на ваш взгляд, кроются причины кризиса в отношениях между Россией и Чечней в последние десять лет?
- Причины эти возникли не вчера и не в прошлом году, когда банды международных террористов напали из Чечни на Дагестан. Первая из них, видимо, состоит в том, что в начале 90-х годов ни первый президент России Борис Ельцин, ни люди, окружавшие его, не имели четкого представления ни о внешней, ни о внутренней политике, которую им надлежало проводить, чтобы превратить Россию в сильное и самостоятельное государство. Если бы помощники президента РФ по национальной политике понимали природу процессов, происходящих на Северном Кавказе, и не способствовали в свое время приходу к власти Дудаева, то, возможно, никакого кризиса, а следовательно, ни первой, ни второй чеченской войны и не было бы.
А еще до того, весной 1991 года, председатель Верховного Совета РФ Борис Ельцин, находясь в Назрани, призвал автономные республики "брать суверенитета столько, сколько они могут проглотить". После этого Дудаев при попустительстве федерального Центра превратил свой Объединенный конгресс чеченского народа в вооруженное формирование, с его помощью разогнал Верховный Совет республики во главе с Доку Завгаевым. Председатель Грозненского городского совета Куценко был просто выброшен из окна второго этажа. Кроме того, Дудаев захватил почти всю военную инфраструктуру, имевшуюся на территории Чечни, - 73-й окружной учебный центр (учебную мотострелковую дивизию), две части внутренних войск и все остальные подразделения, большую часть находящегося в Чечне арсенала Северо-Кавказского военного округа с большими запасами стрелкового оружия, бронетанковой техникой, транспортом и огромным количеством боеприпасов. Затем с благословения федеральной власти Дудаев явочным порядком путем вооруженного мятежа присвоил себе всю полноту власти в республике. Верховный Совет РФ в лице Руслана Хасбулатова отрицательно отнесся к режиму чрезвычайного положения, введенному на территории Чечни по инициативе вице-президента Александра Руцкого, и отменил его. А потом Дудаев превратил Чечню в криминальный отстойник, где только количество убийств в тридцать раз превышало средние данные по России. Он изгнал из Чечни все федеральные структуры власти, все силовые структуры, захватил все оружие, а федеральному Центру не хватило силы воли, чтобы противостоять этому произволу. Началось насильственное вытеснение русского населения из Чечни, массовый исход ограбленных и униженных людей.
Но бедствия русских беженцев тогда не привлекли внимания ни властей РФ, ни наших ведущих СМИ, ни международных правозащитных организаций. И Совет Европы не требовал тогда применения санкций против виновников этого геноцида. Я в то время командовал внутренними войсками МВД на Северном Кавказе и, собрав на видеокассету душераздирающий материал, показывал его Сергею Филатову - руководителю администрации президента, Виктору Ерину - министру внутренних дел, Сергею Степашину - директору ФСБ и Сергею Шахраю - вице-премьеру и министру по делам национальностей и предлагал им создать мозговую группу, готовить общественное мнение страны и президента, как в подобных случаях делают американцы. Но никто даже пальцем не пошевелил! Власть уже тогда была инфантильной! Таким образом, со стороны России ситуация была упущена с самого начала.
Потом, когда в 1994 году на заседании Совета безопасности РФ наконец спохватились и решили восстанавливать конституционный строй, это решение стали исполнять так же легкомысленно и бездумно, как и приведение к власти Дудаева. Ни Генштаб, ни армия, ни внутренние войска, ни милиция не были готовы к войне на своей территории. Не было даже необходимой законодательной базы, как нет ее и до сих пор. Кроме этого, отрицательное влияние оказал и Закон о реабилитации репрессированных народов, который был принят в мае 1991 года Верховным Советом России и как бы возвращал этим народам территории, принадлежавшие им до 1944 года. Первая мина, заложенная этим законом, взорвалась в октябре 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии, вызвав кровопролитие между осетинами и ингушами. Затем эта же мина рванула и в Чечне. Подписанные в августе 1996 года тогдашним секретарем Совета безопасности Александром Лебедем так называемые Хасавюртовские соглашения на деле были предательством национальных интересов России и способом повысить его политический рейтинг для скорого, как он считал, прыжка в кресло президента РФ. Таковы, если говорить коротко, основные причины продолжающегося кризиса отношений России и Чечни.
- Почему же ни в 1994 году, ни позднее и до сих пор Федеральным собранием не приняты указанные в Конституции России федеральные конституционные законы "О чрезвычайном положении" и "О военном положении"?
- Да, если бы у нас был закон "О чрезвычайном положении", то и во время первой кампании, а тем более сейчас, обстановка в Чечне могла бы быть совершенно другой. А так - идет война в условиях мирного времени. Проект закона "О чрезвычайном положении" был подготовлен еще в 1994 году, но Борис Ельцин не решился внести его в Федеральное собрание, опасаясь, что закон не будет ратифицирован. В последующие годы закон "О чрезвычайном положении" не был принят, потому что в нашем обществе и Госдуме предыдущего созыва было много противников этого закона, в основном из числа депутатов, защищавших местнические интересы своих регионов и ставивших их выше интересов национальной безопасности государства и общества. Против была и назначенная Центром новая администрация Чечни (Завгаев, Хаджиев), опасавшаяся, что у нее заберут всю полноту власти, а также некоторые представители правительства РФ. Отсутствие закона "О чрезвычайном положении" является грубейшей ошибкой федерального Центра и в прошлой, и в нынешней кампаниях в Чечне. Почему не был принят Закон "О военном положении", надо спрашивать у председателя комитета Госдумы по обороне, это участок его ведения. Возможно, по тем же самым причинам и из-за отсутствия политической воли у высшего руководства страны.
Но зато комитет по безопасности нынешней Думы уже разработал проект Закона "О дополнительных мерах по защите основ конституционного права, законных интересов и прав граждан при чрезвычайных обстоятельствах в одном или нескольких субъектах Российской Федерации". Этот закон предусматривает введение президентского правления, ограничение свобод и прав граждан, но во имя их безопасности, с элементами чрезвычайного положения. Но это не полный комплекс чрезвычайного положения, при котором вводится цензура в СМИ, сообщается генсеку ООН и так далее. Это более мягкий вариант, но он полностью соответствует сегодняшнему дню. Он ставит в правовое поле и силовые структуры, и все остальные структуры власти. Мы получаем положительные отзывы на этот закон из регионов. Кроме того, новый президент России Владимир Путин считает необходимым принятие Государственной Думой федеральных конституционных законов "О чрезвычайном положении", который был внесен в Думу президентом РФ еще в 1997 году, и "О военном положении", который планируется внести на рассмотрение палаты в 2000 году.
- Какими, по вашему представлению, должны быть пути урегулирования ситуации в Чечне?
- Во-первых, не надо обольщаться заявлениями руководства Минобороны РФ о том, что войсковая фаза антитеррористической операции в Чечне закончена, и думать, что остались только некоторые технические детали для отдельных силовых ведомств. На практике мы видим, что вооруженное противостояние продолжается, чеченцы перешли к партизанским методам войны. К сожалению, интенсивность потерь с нашей стороны практически такая же, как и в прошлую чеченскую кампанию, - до 50 человек убитыми за неделю. Это недопустимо много, этого не должно быть. Особенно в последние два месяца, когда основные силы бандформирований были уже разгромлены в открытых боях. Я считаю, что это является следствием отсутствия жесткого спроса с руководителей силовых ведомств за гибель каждого человека.
Во-вторых, для радикального изменения обстановки в Чечне в пользу федерального Центра необходима разработка комплексного плана его действий по урегулированию кризиса в Чечне. Все предыдущие действия в этом регионе, начиная с 1991 года, были импульсивными, бессистемными и не объединяли усилия всех государственных (в том числе силовых, экономических и политических федеральных ведомств), всех трех ветвей власти и общественных организаций в стремлении к единой цели: возрождению нормальной жизни в Чечне для нормальных людей, живущих мирным трудом, и стабилизации обстановки на Северном Кавказе. Мы пока совершенно не используем внешнеполитические усилия нашего МИДа. И здесь было бы полезно вспомнить деятельность канцлера Александра Горчакова по решению чеченской проблемы в середине прошлого века.
Кроме того, есть масса аспектов военно-технических, экономических, внутриполитических, национальных и иных. Ведь взаимопонимание и взаимное уважение между людьми различных национальностей надо воспитывать с детства. Пока что даже в телепередаче "Спокойной ночи, малыши" не было ни одной сказки осетинской, кабардинской, дагестанской, татарской и других народов. Если бы каждый день детям показывали добрые сказки разных народов нашей страны, отсюда и начиналось бы воспитание уважения к людям этих национальностей.
А у нас взрослые дяди стремятся стать национальными вождями. В угоду их непомерным политическим амбициям в эти процессы вовлекают под разными предлогами простых людей, которым это совсем не нужно. Именно это лежит в основе этнических конфликтов. Хорошо, оказался на своем месте мудрый Минтимер Шаймиев, который сумел повернуть сепаратистские устремления в федеральное русло, как и руководитель Кабардино-Балкарии Валерий Коков. В 1992 году в Кабардино-Балкарии ситуация была точно такая же, как и в Чечне. Но лидер нации повел себя правильно и мудро, сохранил стабильность в республике и правильные отношения с федеральным Центром. Там и сейчас самое стабильное и спокойное положение на всем Северном Кавказе. А вот Карачаево-Черкесия - это новая тлеющая горячая точка в регионе.
В этом плане назначенные президентом РФ руководители новых крупных федеральных округов должны иметь хорошую подготовку по вопросам обеспечения национальной безопасности, в том числе по предотвращению и локализации этнических конфликтов. Возможно, для них необходимо организовать подготовку в Военной академии Генерального штаба или в Российской академии государственной службы при президенте РФ, где есть соответствующие программы.
По военно-техническим вопросам для повышения спроса с руководителей силовых ведомств очень полезно было бы проводить инспектирование или расследование причин массовой гибели военнослужащих в Чечне силами Главной военной инспекции при Совете безопасности РФ, после чего взыскивать с виновных и обнародовать результаты. Так, чтобы народ видел, что центральная власть не только посылает людей на войну, но и строго спрашивает за сохранение жизни каждого человека, причем не только с второстепенных лиц, как это получается сейчас.
Я считаю, что сегодня мы (центральная власть) утратили инициативу в Чечне и эту инициативу необходимо как можно скорее вернуть. Для этого нужны только активные действия. В их основе должны быть комплексные специальные операции по уничтожению основных главарей бандформирований. В одиночку это не в состоянии сделать ни одно силовое ведомство, необходимо объединение под одним руководством, по единому замыслу и плану усилий всех силовых ведомств, имеющих подразделения для проведения специальных операций. Если мы этого сейчас не сделаем, то получим на территории России свой Ольстер, только более кровавый, причем на многие десятилетия.
С точки зрения нормализации мирной жизни в Чечне было бы целесообразно закрепить за каждым освобожденным от бандитов районом Чечни по три-четыре субъекта России для восстановления и функционирования всех структур власти, в том числе и местных органов самоуправления, милиции, прокуратуры, судопроизводства, здравоохранения, образования - всей инфраструктуры для нормальной жизни мирных людей. Один субъект выделил бы три-четыре автомобиля, второй восстановил бы структуру МВД, прокуратуры и суда, третий построил больницу и организовал медицинскую помощь населению района, четвертый обеспечил школы района учебниками, и так далее. Надо также оказать целевую гуманитарную помощь одеждой и продовольствием. Ведь русский народ - очень отзывчивый и душевный, в этом его основное отличие от других наций. Это не было бы накладно для федерального бюджета и наглядно показало бы местному населению, что им дает Россия, - вопреки тому, что показывает бандитская пропаганда. Но этим делом надо постоянно заниматься. А что мы видим в СМИ? Хотя бы показали один вариант или пример подобного отношения и обратились к народу с призывом о помощи. Мы бы в одной только Думе собрали вещей для целого района.
Вот такие мероприятия должны входить в комплексный федеральный план по урегулированию кризиса в Чечне. По каждой позиции должны быть прописаны сроки, ответственные должностные лица, необходимые материальные, финансовые, юридические и другие средства обеспечения, организован строгий контроль и спрос за результаты. При необходимости надо вносить в этот план коррективы, если обстановка меняется. План должен быть утвержден президентом России, который и должен спрашивать за его исполнение. Надо нам, наконец, учиться на собственных ошибках и не повторять их. Других путей для нормализации в обозримом будущем обстановки в Чечне нет.