0
7003
Газета День в Истории Интернет-версия

21.02.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 21 февраля

Тэги: история, скульптура, михаил микешин


история, скульптура, михаил микешин Автор памятника тысячелетию России был амбивалентным художником. Официальные мифы уживались у него с веяниями новых времен.
Илья Репин. Портрет художника и скульптора Михаила Осиповича Микешина, 1888. ГТГ

Красных дней в календаре гораздо больше, чем дней в году. А потому от соседства знаменательных дат, да даже и просто годовщин, возникают неожиданные параллели и пересечения. Вплоть до комических.

21 февраля – как раз такой случай. В этот день отмечается учрежденный ЮНЕСКО Международный день родного языка. Забота о языках, напоминают нам, укрепляет «солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге». Благодать! Но в перечне дат сегодняшнего календарного листка примостилась такая: 21 февраля 1931 года в США началась продажа таблеток Alka Seltzer – средства против тошноты и похмелья. Ну а что получится, если к к словесной лепоте прибавить явления посталкогольного синдрома? По-моему, Хармс: «Театр закрывается. Нас всех тошнит».

«Театр» здесь приходит на ум, конечно, прежде всего социально-политический, со всеми его проекциями на культуру. Вот, навскидку, случай более или менее безобидный: испанский гитарист и композитор Андрес Сеговиа, родившийся 21 февраля 1893 года (ум. 1987) и почитаемый как отец современной академической гитары, удостоился не только наград профессионального сообщества, но и титула маркиза, который ему присвоил король Хуан Карлос I. Опять-таки идиллия.

Пойдем дальше. Российский контекст не заставит себя долго ждать. Сегодня день рождения французского писателя, актера и кинорежиссера Саша Гитри (1885–1957). Русское уменьшительное имя он взял в память о том, что крестным отцом его был император Александр III: старший Гитри играл в петербургском Михайловском театре. А Гитри-сын так и остался в XX веке забредшим из былых времен доисторическим чудаком. Иное дело его младший соотечественник – писатель, поэт и эссеист Раймон Кено, который родился 21 февраля 1903 года (ум. 1976). Его роман «Зази в метро» (экранизированный Луи Малем) – история о приключениях десятилетней провинциальной девочки, приехавшей в Париж. Веселые приключения, комические диалоги, многообразная и кипящая протоплазма живого языка... Кено вообще был в первых рядах литературных экспериментаторов, входил в сообщество сюрреалистов. В чем-то здесь можно уловить переклички с тем же Хармсом. Вот только легче все, без бремени экзистенциального абсурда.

А в российской исторической хронике все звучит на свой лад. 21 февраля 1918 года большевистский Совнарком (это слово – уже новояз) издал декрет «Социалистическое Отечество в опасности!». Далее – продолжение нечеловекообразных аббревиатур: 21 февраля 1929 года датировано письмо ЦК ВКП (б) ко всем партийным организациям. О чем? Да все о том же, что из века в век: «О поднятии трудовой дисциплины». Таково наше сущностное состояние. Еще одна сегодняшняя вариация на тему государственного присутствия: 21 февраля 1857 года появился на свет наш прославленный оперный тенор Александр Фигнер (ум. 1918), солист Его Величества Николая II. Родной брат Веры Фигнер – революционерки-народницы, узницы Шлиссельбурга...

Нет, что ни говорите, неизбывная невообразимость нашего Отечества должна быть увековечена в нетленных формах, прежде всего в камне. Родившийся 21 февраля 1835 года художник и скульптор Михаил Микешин (ум. 1896) был, в числе прочего, рисовальщик, мастер книжной графики, но в анналах истории остался прежде всего как автор памятника в честь тысячелетия России, который воздвигли в Новгороде в 1862 году (тогда, в соответствии с летописями, торжественно отмечалась эта дата). Времена на дворе были реформаторские (Александра II), с веяниями либерализма, да и сам Микешин издавал отмеченный ими журнал «Пчела». Но его скульптуры (новгородский монумент, памятники Кузьме Минину и Екатерине II) были амбивалентны, что ли: они в неменьшей мере соответствовали официальным мифам и доктринам предыдущего, николаевского царствования. В духе приснопамятной триединой формулы: православие, самодержавие, народность.

За консервативным периодом непременно следует авангардный, даже революционный. И опять-таки в этих заметках нельзя миновать тему языковых экспериментов и словотворчества. 21 февраля 1886 года родился поэт-футурист Алексей Кручёных (ум. 1968), утвердивший в правах такое явление в русской поэзии, как заумь. Все та же вечная стихия, варево языка, чреватое многообразными возможностями. Ему недостаточно было того лексического богатства, которое сформировалось ранее и было зафиксировано в словарях. Он пришел к выводу незаурядному: поэту пора создавать свой собственный язык. Насколько его попытки оказались плодотворны – вопрос, разумеется, дискуссионный. Но некоторые опыты Кручёных запомнились, вошли в память культуры. Прежде всего, конечно, заумный (в терминологическом, а не бытовом смысле этого слова) стихотворный текст: «дыр бул щыл /убешщур /скум /вы со бу /р л эз». Бормотание, нечленораздельный то ли до-, то ли уже послесловесный звук.

Я предлагаю теперь, после этого, вспомнить другой упомянутый выше языковой пласт, все эти ЦК и СНК, и сравнить с ним крученыховское словотворчество. Что это – родственные, внутренне связанные явления? Или противоположные полюса? Тема для пристального анализа...

Но одно несомненно: Хармс был прав. Театр социального абсурда пора закрывать, тошнотный рефлекс налицо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
709
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2443
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1637
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1262

Другие новости