Он увидел общий вектор развития человечества. Ни больше ни меньше.
Кирилл Горбунов. Портрет И.А.Гончарова. 1847.
Историко-мемориальный центр-музей И.А.Гончарова, Ульяновск
Банальная, но императивно важная констатация: мир един. Во всяком случае в новейшее время. Вот две даты навскидку. 18 июня 1959 года телевидение стало трансатлантическим – сигнал был передан из Англии в США. А ровно через год в СССР, при всей его отгороженности от Запада, вышел первый номер еженедельника «За рубежом», компиляции текстов из прессы разных стран. Хоть какое-то окно.
Более или менее интенсивно этот процесс сближения России с внешним миром пошел с петровских времен. 18 июня 1681 года родился Феофан Прокопович (ум. 1736), деятель религиозный и литературный. Недоучившись в Киево-Могилянской академии из-за безденежья, он уехал в Рим, где перешел в унию и окончил теологический курс в иезуитской коллегии. А потом, возвратившись в Киев, вернулся в православие и принял монашество. Вот такие кульбиты биографии.
Потом было несколько торжественных обращений к Петру I, после чего Феофан сделал карьеру и оказался в конце концов в Петербурге. Будучи уже архиепископом Новгородским, он разработал своего рода закон об устроении Церкви – Духовный регламент (1720). Но, может быть, еще более важным Феофановым сочинением явился трактат «Правда воли Монаршей» (1722), о священности и абсолютности царской власти. При том, что влияние протестантизма и Просвещения он испытал весьма значительное. Очень напоминает вектор развития Российской империи...
А вот еще один наш просветитель с сегодняшнего календарного листка – граф Павел Строганов (1772–1817). Опять-таки очевидное усвоение западных веяний, но уже на новом витке. Во время Великой Французской революции он пребывал в Париже, и воспитателем его был якобинец Жильбер Ромм. И сам Строганов вступил в Якобинский клуб. В Россию он вернулся уже сторонником либеральных реформ, прошел Отечественную войну, а это общая черта со многими декабристами. Но – опять-таки парадокс на парадоксе. Строганов был близок к Александру I (при коем находился еще в Аустерлице в 1805 году). Мало того, он вошел в состав неофициального совещательного органа при императоре, имевшего выразительное название: Негласный комитет. Это для разработки прогрессивных преобразований!
В разрывающейся между модернизацией и реакцией, открытостью и закрытостью стране надо было как-то жить. И возникали на этой почве причудливые человеческие типы.
200 лет исполняется нынче со дня рождения классика русской литературы, входящего в школьные учебники, – Ивана Гончарова (ум. 1891). Наверное, едва ли не всем памятны названия трех его романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Все, как нарочно, на букву «О», что издавна обыгрывалось. И это – лишнее указание на тот факт, что книги эти не стоит лишний раз поминать и истолковывать. К теме сегодняшних моих заметок скорее подходит другой гончаровский текст, другой очень важный факт его биографии. В 1852 году Гончаров, уже сделавший и даже опубликовавший первый набросок к «Обломову», отправился на фрегате «Паллада» как секретарь адмирала Путятина на Аляску и в Японию. Главная цель экспедиции состояла, что опять-таки надо подчеркнуть, в установлении торговых связей с Японией, в то время практически полностью изолированной от внешнего мира страной. Для Гончарова главным итогом этого плавания стала еще одна знаменитая книга – «Фрегат «Паллада» (1855–1857).
Перед нами – зеркала, в которых смотрятся друг в друга две в разной степени, но все-таки отделенные от внешнего мира страны. Самую, пожалуй, емкую характеристику этих путевых заметок дал Юрий Лотман. «...Сквозь подвижность географических точек зрения просвечивает постоянство авторской позиции. Моряк-путешественник находится одновременно в «своем» мире корабля и в «чужом» мире географического пространства... Основной смысл пространственной модели «Фрегата «Паллада» – в низвержении романтической эстетики. Разрушение штампов в антитезе далекое/близкое, чужое/свое, экзотическое/бытовое создает образ общего совместного движения всех культурных пространств Земли от невежества к цивилизации...»
Понятно, с Обломовым и обломовщиной изоляция России состоит в очень существенной связи. Но сейчас речь о другом.
Вот он, общий знаменатель для сегодняшнего сюжета. Суммарный вектор развития человечества.