0
1371
Газета День в Истории Интернет-версия

20.03.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 20 марта

Тэги: история, поэзия


история, поэзия Поэту-романтику нет покоя в этом мире. Он обречен на скитания.
Франц Карл Хаймер. Портрет Фридриха Гёльдерлина. 1792

Неуютное это дело – быть человеком. Потому что неизбежно приходится существовать в качестве индивидуума, а это позиция слабая, можно даже сказать – беззащитная. Ты один, а всех остальных много.

Есть, правда, кое-какие утешения. Одно из них сформулировано у Шекспира: «Ты вырезан искусно, как печать, /Чтобы векам свой оттиск передать». И здесь, конечно, может помочь портретный жанр в изобразительном искусстве. Именно умение передать неповторимость лица (в буквальном и переносном смысле этого последнего слова) принесло славу французскому скульптору Жану Антуану Гудону, родившемуся 20 марта 1741 года (ум. 1828). Фотографии в те времена не было, и сегодня именно по скульптурному портрету работы Гудона представляем, как выглядел, например, Вольтер с его насмешливой иронией. Среди других гудоновских героев – Дидро, Мирабо, Джордж Вашингтон, наконец, Екатерина II – от французских энциклопедистов до нее рукой подать.

Бонапарта Гудон, замечу, не лепил, хотя жил при его правлении и пережил наполеоновскую эпоху. А в России в период, центральным событием которого стала война 1812 года, жил человек военный и государственный, а также писатель, деятель словесности, но она была уже средство, идеологический инструмент. Это Александр Шишков, адмирал, министр народного просвещения и президент Российской академии, – он родился 20 марта 1754 года (ум. 1841). Его перу принадлежит основополагающий в то время труд «Рассуждение о старом и новом слоге». Шла эстетическая борьба между архаистами и новаторами, как именуются эти партии в тыняновской классификации, и Шишков был главный рупор архаистов.

Сегодня приходит на ум еще один термин: почвенник. Да, Шишков был славянофил до славянофильства, приверженец всего отечественного и противник иноземных влияний. Здесь, конечно, очень важен контекст. В 1811 году Шишков опубликовал трактат о воспитании – «Рассуждение о любви к отечеству». Александр I, прочитав его, назначил Шишкова государственным секретарем на место Сперанского. И дал поручение: «Кажется, у нас не обойдется без войны с французами, нужно сделать рекрутский набор; я бы желал, чтобы вы написали о том манифест». Утилитарная цель рассуждений на темы культуры – яснее ясного.

Между тем при всей остроте борьбы между консерваторами вроде Шишкова и тогдашними новаторами – романтиками, у тех и других была очень существенная общая черта. Они рассматривали народ, нацию как своего рода коллективную личность. И эта идеологически нагруженная метафора сыграла важнейшую роль в истории становящихся наций – вплоть до катастрофы нацизма, к которой привело это русло развития потом, в XX веке.

В Германии тех же лет, еще раздробленной на множество государств и являвшейся для романтиков других стран Европы обиталищем возвышенного духа, одновременно с Шишковым и Пушкиным жил поэт Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин, родившийся 20 марта 1770 года (ум. 1843). Друг Гегеля и Шеллинга – одного этого факта достаточно, чтобы представить себе место Гёльдерлина на карте тогдашней культуры. Если попробовать определить ключевое умонастроение Гёльдерлина в одном слове, то слово это будет, наверное, «мечтательность». Мечтательность поэта, пребывающего в горних высях духа и потому находящегося в неустранимом конфликте с прозой жизни. Это не какая-то индивидуальная особенность данного художника, а целая эпоха в развитии культуры, ее состояние. Хотите найти выход? Придется искать какой-то компромисс между житейским комфортом и непокоем духа. Или как-то менять эстетику.

Для Гёльдерлина спасительная гармония была где-то в далеком прошлом, прежде всего античном. Об этом его роман «Гиперион, или Отшельник в Греции». А как с другими мирами на культурологической карте?

На юге – Эллада. А на севере – скандинавские горы. К ним уже ввиду места рождения и воспитания был обращен взор родившегося 20 марта 1828 года норвежского драматурга Генрика Ибсена (ум. 1906), властителя умов Европы – да и России. И в духе романтической метафоры «нация – личность» биографические обстоятельства Ибсена – поиск средств к существованию, путей самостояния как члена общества – наложились на проблематику Норвегии как новой нации. Отсюда главная ибсеновская проблема: как стать личностью. «Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право». Большинство всегда неправо – есть и такая максима. И нет этой экзистенциальной драме конца...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
733
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2475
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1667
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1285

Другие новости