Лев XIII был реформатором Ватикана. Но времена всевластия Церкви прошли безвозвратно.
Первое киноизображение Папы Римского. Фильм «Ваше Святейшество», 1898. Библиотека Конгресса США
Если люди или явления не умещаются в рамки нашего сознания, их уничтожают. Есть такая установка – не всегда прямо формулируемая, но, во всяком случае, как бы подразумеваемая.
Наверное, именно из этой логики исходили талибы Афганистана, приступившие 2 марта 2001 года к уничтожению статуй Будды в монастырском комплексе Бамианской долины. Сначала в ход были пущены пушки, потом мины и динамитные заряды, а на последнем этапе выпустили ракету. До нью-йоркского 11 сентября оставались считанные месяцы.
Но статуи – объекты вполне материальные и, так сказать, наглядные. Соответственно с ними фанатикам иной веры было легко бороться. А вот какая может быть борьба с условными понятиями, особенно такими, которые не поддаются переводу на язык зрительных образов? В математике, например, без подобного рода трудных разделов и шагу не ступить. Немецкий ученый Георг Кантор, родившийся 3 марта 1845 года (между прочим, в Санкт-Петербурге), создал одну из основ современного математического знания – теорию множеств. Работы его вызвали бурные дискуссии в профессиональной среде, причем вовсе не сводящиеся к традиционному противостоянию между гениальностью и косностью. Претензии звучали и собственно математические, и философские (со стороны Людвига Витгенштейна, например). А накал страстей был такой, что о правилах академического приличия думали в последнюю очередь. Все это заставило Кантора и в самом деле обратиться к философской проблематике, а в придачу ввергло его в депрессию. Он умер в 1918 году.
Так было, повторяю, в кругу людей рационально мыслящих. Стоит ли удивляться, что идея Кантора о существовании некоей невообразимой «бесконечности бесконечностей» вызвала резкие возражения у богословов? Они нашли, что это несовместимо с абсолютной бесконечностью природы Божьей...
Использование вненаучных аргументов против научной концепции – факт, который нельзя оставлять без восклицательных знаков. Оппоненты ученого протестовали, в сущности, против мировой несправедливости – не более не менее. Но вот само понятие «справедливость» многомерно, не поддается однозначной оценке.
Английский писатель и журналист Уильям Годвин (отец Мэри Шелли, автора «Франкенштейна») появился на свет 3 марта 1756 года (ум. 1836). В 1793 году, году апогея Французской революции, он опубликовал свое «Исследование о политической справедливости». Справедливость, настаивал он, попирается социальным неравенством, расколом общества на богатых и бедных. А коренится это зло в самом институте частной собственности. Ее вкупе с государством следует ликвидировать. Многообещающе, правда?
А вот писатель из Нидерландов Эдуард Доувес Деккер, родившийся 2 марта 1820 года (ум. 1887) и известный под литературным псевдонимом Мультатули (по-латыни – «я много перенес»), восстал против несправедливости совсем иного рода. Нидерланды, или Голландия, были тогда колониальной империей, и Деккер, чиновник, служивший на территории нынешней Индонезии, взялся за перо потому, что не мог примириться с неравенством особого рода – между европейцами и коренными жителями. И написал роман «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества». Изменить положение вещей было, конечно, не в его силах. Но истоки голландской и вообще европейской мультикультурности, политической корректности – во многом именно здесь.
А в свете всего этого вновь обратимся к делам веры. 2 марта – целая вереница дней рождения отцов католической Церкви. Соотечественник Мультатули, Папа Римский Адриан VI (1459–1523) был на престоле в Ватикане немногим более полутора лет, он только задумал реформы и примирение с протестантами. А вот Лев XIII (1810–1903) прожил дольше всех других понтификов, больше всех выпустил энциклик (88). Из этих последних самая важная и самая известная называется программно – Rerum Novarum, то есть «Новых вещей касаюсь я». Осознанный выбор в пользу модернизации, если говорить светским языком.
В сущности, это был ответ Церкви на вызов, связанный с социально-политической модернизацией. И предмет рассмотрения был адекватный этому: взаимоотношения наемного труда и бизнеса, профсоюзы и т.д. Частная собственность неприкосновенна, социализм неприемлем, но рабочие вправе защищать свои интересы. Эта социальная доктрина Ватикана с тех пор мало изменилась. Чего же боле – споем славу реформатору и все?
Влас Дорошевич, наш очеркист, написал о нем очерк «Папа». Констатировал, что Лев XIII стал «свидетелем упадка духовного владычества» Церкви. Дорошевич задался вопросом: «Кто был виноват в этом? Дряхлость Папы или дряхлость католичества?»
Не в конфессии тут дело, а в вещах более глубоких (и новых). 2 марта 1876 года родился Папа Пий XII (ум. 1958), прозванный Папой Гитлера за потворство нацизму и Холокосту. Есть о чем подумать.