Актер пленял публику силой чувств. И свободой их выражения.
Николай Неврев. Павел Мочалов среди своих почитателей
Научный термин «патернализм» в буквальном переводе означает отеческую опеку и покровительство. То есть приоритет старших по отношению к младшим. На том, в общем-то, стоит мир. И наследование семейного имущества, и обычный в монархических государствах принцип передачи престола от родителей к детям – все это формы данного явления.
Понятно, что старший сын монарха – первый по порядку наследования, как бы коренник в тройке, а младшие вроде пристяжных. Когда Наполеон I Бонапарт стал императором, его младший брат Жером Бонапарт, родившийся 15 ноября 1784 года (ум. 1860), был объявлен принцем, воевал, а потом получил в управление Вестфальское королевство. Судя по всему, не слишком там себя утруждал.
А за 500 лет до этого во Франции была история из ряда вон. 15 ноября 1316 года появился на свет король Жан (Иоанн) I. Его провозгласили королем в тот же день, поскольку отец не дожил до этого нескольких месяцев. А через пять дней король-младенец умер; обычно его именуют Посмертным. Вскоре пошли слухи: отравление, подмена мертворожденным... У самого младенца роль могла быть, конечно, только пассивная.
В России были когда-то недоросли, то есть подростки, которым еще рано поступать на службу. Инфантильность в этой группе населения, конечно, процветала. «По мне, куды велят», как говорит фонвизинский герой. Ну а родившегося 15 ноября 1693 года русского дипломата и администратора Ивана Неплюева (ум. 1773), женатого недоросля, отправили учиться. На экзамене в морской академии он понравился Петру I, который сказал: «В этом малом будет толк». От опалы это его, впрочем, не спасло. Да и сам он, управляя Оренбургским краем, стравливал казахов с татарами и башкирами. Имперский патернализм в чистом виде.
Уязвимая сторона, даже порочная суть патернализма – в самой его природе. Он предполагает, что старшие наделены свободой воли и выбора, а младшие – не вполне. А где нет свободы, там нет и ответственности. Личностного совершеннолетия, о котором писал Кант.
Швейцарский теолог и писатель Иоганн Каспар Лафатер родился 15 ноября 1741 года, а в январе 1801-го погиб. В Швейцарии тогда стояли французские войска, и Лафатер стал увещевать пьяных мародеров. Один из них выстрелил в него и смертельно ранил. Лафатер успел его простить и написать посвященное убийце стихотворение. Великодушие, да. Но еще, боюсь, патерналистское отношение к другому человеку как к несмышленышу. Своего рода младенцу.
Перу Лафатера принадлежит четырехтомный труд – «Физиогномика», о проявлении черт характера в чертах лица. Ненаучно, конечно, но много любопытного. Вот, например, интересное, хотя и прямолинейное, суждение: «Каковы «да» и «нет» человека, таков и характер его. Скорое «да» или «нет» отличает живой, твердый, решительный характер, медленное же – осмотрительный и боязливый». Понятно, как виделись последние качества литератору из круга немецкого движения «Буря и натиск».
Сегодня день рождения русского актера, который как раз силу личности, глубину чувств, энергию их выражения возвел в высокое достоинство искусства. Это Павел Мочалов (1800 – 1848), прославившийся в ролях шиллеровских Карла Моора и Фердинанда (опять-таки Sturm und Drang), грибоедовского Чацкого. И, конечно, Гамлета. Недаром Белинский в статье об этой работе Мочалова размышлял о человеческом взрослении. О способности решиться, сделать выбор.
В экономике рынка тоже так. Выбор. Ответственность. Переход к этому объявили 15 ноября 1991-го.