В этой усыпальнице на горе Кармель в Хайфе (Израиль) похоронен Баб, пророк бахаизма.
Фото с сайта bahai.org
Человек ищет свое место. Нишу, роль, амплуа, – как хотите. А внутри каждого из этих обобщенных понятий надо еще найти свою персональную вакансию. Соискателей-то много.
И куда ни посмотришь, полно типовых действующих лиц. Был, например, во Франции такой полководец – Эммануэль Груши, граф империи и последний маршал, получивший это звание при Наполеоне I. Родился 20 октября 1766 года, умер в 1847-м. Знакомая фамилия, не правда ли? Одна из ключевых фигур в Бородинском сражении. Потом, при Ватерлоо, Наполеон возложил на него вину за поражение. Стандартная биография военачальника во все времена. Что тот маршал, что этот.
Несколькими веками раньше жил другой военный деятель – родившийся 20 октября 1496 года Клод I Лотарингский (ум. 1550), он же граф де Гиз, основатель этого весьма известного рода. Сын герцога Лотарингии, он воспитывался при дворе Людовика XII и именно от этого короля получил свое французское подданство. А лотарингские герцоги был вассалами одновременно и Франции, и Священной Римской империи; зависимость от этой последней ставили потом в укор всем Гизам: иностранная партия, мол. Точно такая же демагогия, как в наши дни.
Но есть на сегодняшнем календарном листке фигура из ряда вон. Зачинатель нового религиозного движения. Причем в отличие от других пророков Сейид Али Мухаммад Ширази, более известный как Баб, жил сравнительно недавно, в XIX веке. Родился он 20 октября 1819 года в южноиранском городе Ширазе, в купеческой семье, и сам сначала торговал. Набожный был человек, усердный читатель исламских текстов. И весьма молчаливый; в словах одного из современников есть очень важное суждение о Бабе: «Никогда не будет произносить ни слова, если в этом не возникнет абсолютной необходимости». По сути дела, это такая же внутренняя необходимость высказывания, какая владеет поэтом в момент работы.
Собственно, Баб и стал сочинять стихи, проникнутые божественным откровением. У него появились слушатели, они сделались последователями нового пророка, который предвещал приход имама Махди – провозвестника конца света. А потом Баб сам провозгласил себя Махди и объявил низложенным закон ислама. Был осужден к битью пятками, а в 1850 году казнен. Один из его учеников, Бахаулла, основал новую религию – бахаизм. Со своим учением о единстве Бога, единстве всех религий и единстве человечества. И в Новое время бывает занята вакансия пророка.
Другая вера, другая культура, другой язык нуждаются в истолкователях и переводчиках. Не в толмачах, а в людях, способных посмотреть на мир чужими глазами. 90 лет назад родился поэт Наум Гребнев (ум. 1988), один из главных в русской культуре интерпретаторов поэзии и фольклора Кавказа и Средней Азии. Писал он когда-то и свои собственные стихи, но эта творческая страсть со временем сублимировалась в переводах.
И еще одна яркая, уникальная индивидуальность на стыке культур. 96 лет исполняется сегодня петербургскому литературоведу и педагогу Нине Дьяконовой, знатоку английской словесности. Она работает, ведет занятия с аспирантами, редактирует, участвует в подготовке книг прославленной серии «Литературные памятники». Причем долголетие свое объясняет прежде всего преподавательским трудом. То есть диалогом с другими.
Ее мужем был востоковед, лингвист и историк Игорь Дьяконов (1915–1999), автор «Киркенесской этики» – манифеста современной нравственности. А еще надо сказать несколько слов о друзьях дома Дьяконовых. Вот две ключевые фигуры. Ефим Эткинд, филолог и переводчик. Фрида Вигдорова, педагог и публицист. И все названные люди тесно связаны с правозащитным движением. В философии прав человека слово «другого» – как единица, вынесенная за скобки.
Две даты тесно связаны с правозащитниками и инакомыслием. Вернее, одна дата. В один и тот же день, 20 октября 1988 года, было отменено постановление 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград», а опального академика Андрея Сахарова избрали в президиум Академии наук СССР. Запоздалость признания, как известно, есть неизбежная плата за прозрение.