Хирургией он не ограничивался. Его лейтмотивом был здравый смысл.
Н.И.Пирогов. Гравюра Георгия Ивановича Грачева
Homo sapiens означает человек разумный. Можно подумать, что без смысловой нагрузки, которую несет характеристика-определение, это будет уже какой-то другой биологический вид. Но это, конечно, не так. Биология та же. Различия коренятся в психологии, уровне мышления, культуре. Есть культурологический термин с неизбежной оценочной примесью, но внятный и фундаментальный: варварство.
25 ноября 1917 года, через две с половиной недели после большевистского переворота, в России начались назначенные загодя выборы в Учредительное собрание, которое должно было создать новую государственность. Отменить их большевики не решились. Но 18 января 1918-го, в день созыва Учредительного собрания, демонстрации в его поддержку были расстреляны на улицах Петрограда. И один из демонстрантов, рабочий, свидетельствовал: «Я после того расстрела и той дикости, которые творили красногвардейцы и матросы... не мог понять, в какой я стране нахожусь: или в стране социалистической, или в стране дикарей, которые способны делать все то, что не могли сделать николаевские сатрапы, теперь сделали ленинские молодцы».
Давно уже все стало понятно. И отсутствие противоречия между двумя этими образами страны, и неслучайность действий «молодцов», в том числе архетипического персонажа по прозвищу «матрос Железняк». Есть и другой важный момент – преемственная связь со следующими вехами на пути варваризации.
25 ноября 1946 года был основан Московский физико-технический институт, он же Физтех. Казалось бы, прогресс. И у истоков стояли не абы кто, а Капица, Ландау, Семенов. Но Капица, в письме Сталину предлагавший создать этот институт, попал в опалу, и вместо отдельного учебного заведения ограничились факультетом в МГУ. А позднее на имя секретаря ЦК Маленкова был направлен рапорт-донос о «порочных идеях акад. Капицы, который ставил целью факультета подготовку кадров особого сорта, из числа каких-то «сверхгениальных» людей... Легко себе представить, какие кадры подбирают работающие там и задающие тон академики Ландау, Лаундсберг, Леонтович и др.».
Это варварский язык и варварский образ действий в одной ситуации. А вот они же в ситуации и среде совершенно другой, да и в другой стране, после краха советской системы. 25 ноября 1993 года в Рязани в клуб завода «Рязсельмаш» ворвались пятеро с автоматами и открыли огонь. Расстрелянные (8 человек были убиты и 9 ранены) принадлежали к одной преступной группировке, а нападавшие – к другой. Но и те, и другие были одним и тем же социокультурным явлением, которое культуролог Игорь Яковенко называет криминальным варварством. Суть его в определенных представлениях об основах жизни. А распальцовка – уже частность.
А теперь дата совсем другая – весомая, респектабельная, круглая. 200 лет исполняется сегодня со дня рождения Николая Пирогова (1810–1881). Его знают и помнят прежде всего как великого хирурга. Но Пирогов был еще и педагог, пристальный публицист и социальный критик. Свою постоянную тему он определил названием статьи, которое выглядит как бы безразмерным: «Вопросы жизни». Это работа о воспитании, о том, как следует организовать систему учебных заведений. И Пирогов сыграл очень большую роль в том, что в 1864 году в России отменили телесные наказания. А в целом его, по-старомодному говоря, пафос был – «За здравый смысл!». Такой тост он однажды провозгласил на профессорском обеде. Причина наших бед, по мнению Пирогова, в нехватке третьего сословия по европейскому образцу. Но рецепт от этой социальной болезни он видел один: действия просвещенной власти (что и привело к полемическому выступлению Добролюбова). Пирогов как носитель просвещения не мог осилить задачу, которую перед собой ставил, – задачу облагораживания общества и государства. Такую толщу не могли прогреть немногочисленные люди элиты.
И это при том, что Пирогов был консенсусной фигурой и остается ею до сих пор. Пассажи общеобязательной риторики не способствуют реальному осмыслению и практическим выводам.
Несколько наособицу стоял другой незаурядный деятель русской культуры – родившийся 25 ноября 1886 года Валентин Булгаков (ум. 1966), толстовец и последний секретарь Льва Толстого. Студент-филолог, он бросил университет и провел с ним последние месяцы в Ясной Поляне. Потом возглавил музей Толстого, выступил в 1914 году с антивоенным воззванием «Опомнитесь, люди-братья!», помогал голодающим. Варвары это оценили и подали ему Философский пароход...