Трогательный человечек, которому нет дела до интриг и интриганов.
Кадр из фильма «Высокий блондин в черном ботинке»
Откуда наши беды и пороки? От общества. А кто его, общество, составляет? Мы сами. Круг замкнулся. «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой┘»
И с государством похожая картина. Но государство – понятие слишком обобщенное и во многом абстрактное, не говоря уж о его способности постоять за себя. Может ли оно нести ответственность?
Опыт показывает, что может. 16 августа 1788 года министр финансов Франции Этьенн Шарль де Ломени де Бриенн объявил свое государство банкротом. Что означает признание определенной формы ответственности для государства в целом и начало определенных процедур ответственности. Ну и приближение революционных последствий, наступивших менее чем через год.
Это ответственность в рамках одного государства. А вот ответственность международная. 16 августа 1924 года в Лондоне представители стран, победивших в мировой войне 1914–1918 годов, утвердили репарационный план для Германии – так называемый план Дауэса (по имени американского банкира, руководившего разработкой этого документа). Сегодня он производит довольно противоречивое впечатление. С одной стороны, Германия должна была платить репарации товарами и валютой. С другой – предусматривалось восстановление ее военно-промышленного потенциала, то есть подкармливание тех самых сил, которые порождали войну. А надежды на то, что германский промышленный экспорт в СССР подорвет там индустриализацию, могут вызвать разве что улыбку. Эта непродуманность международной ответственности, пусть избирательной и пристрастной, открыла путь ко Второй мировой войне.
Еще две даты. Жители Бермудских островов 16 августа 1995 года проголосовали на референдуме против независимости и за сохранение статуса британского колониального владения и о том, кажется, не жалеют. А остров Кипр, также колония Великобритании, 16 августа 1960 года стал независимым государством, но расколотое его состояние стало уже привычной реальностью. Что ж, государственный суверенитет не самоценен. С ним может быть лучше, а может быть и хуже. Ну а если он не ограничен ответственностью, то опасен.
На кого возложить ответственность – решает власть и только власть. В СССР 16 августа 1941 года был издан приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 270, согласно которому сдавшиеся в плен командиры и политработники Красной армии объявлялись злостными дезертирами и предателями, а их семьи подлежали аресту. На основании этого акта были расстреляны невиновные люди, впоследствии реабилитированные. Неправовой характер приказа № 270 очевиден; необходимы, стало быть, выводы интеллектуальной честности по отношению к этому государству, его правовой состоятельности. Ну а русская императрица Елизавета I 16 августа 1760 года (юбилей, 250 лет!) сделала выговор Сенату за непорядки и беззакония «внутренних врагов» – судей и управителей. То есть тех, кто как раз должен с непорядками и беззакониями бороться. Пугающая терминология, прямо из XX века. Вся ли вина лежит на этих врагах и только на них – вопрос риторический.
Французский писатель Жан де Лабрюйер, родившийся 16 августа 1645 года (ум. 1696), – один из тех, кого можно назвать автором одной книги. Одной, но весомой. Называется она не без широковещательности: «Характеры, или Нравы нашего века». Дворянин из знатного рода, он был все же далек от коридоров верховной власти и добивался места провинциального казначея; в то же время у него были очень хорошие возможности наблюдать за «характерами» и «нравами». Ведь он служил наставником в семьях высокопоставленных людей, был воспитателем герцога Бурбонского. Но это как-то не побудило писателя подменять свою литературную точку зрения, свое грустное понимание запалом приговоров.
А теперь о нашем современнике, тоже аристократе и куда более известном у нас человеке, чем был Лабрюйер когда-то. 16 августа 1934 года родился французский актер Пьер Ришар, он же «высокий блондин в черном ботинке», как именовали его персонажа в одноименной кинокомедии. Там он оказался в центре интриг, сотрясающих разведывательную службу, и поневоле оказался милым, трогательным человечком, ничего не понимающим в руках карьеристов. Что тут скажешь? Времена и характеры. Исчерпывающее словосочетание.