Плевако – имя нарицательное. Златоуст на службе добра.
Фото Георгия Шукина. Государственный музей политической истории России
Почему-то считается, что зло творят во имя зла. Ох, какое заблуждение. Тогда было бы слишком легко и просто жить. Зло творят во имя добра, и в этом вся суть проблемы.
Здесь еще то существенно, что веками в большинстве обществ функционирует институт, который видит своей важнейшей задачей проповедование и проведение в жизнь добра, – Церковь. Разумеется, речь идет о добре, как его сама Церковь понимает. И когда 13 апреля 1204 года крестоносцы, отправившиеся в Четвертый Крестовый поход, за недосягаемостью чаемого Иерусалима захватили и разграбили Константинополь, это был типичнейший случай зла, совершаемого во имя благой цели. Случай архетипический, и родившийся 13 апреля 1743 года Томас Джефферсон (ум. 1826), третий президент США, знал, что делал, когда написал не только Декларацию независимости (1776), но и Билль о религиозной свободе (1779) – то есть об отделении Церкви от государства, или, другими словами, о том, чтобы никакое религиозное представление о добре и зле не обладало силой обязательного для всех закона.
И это был далеко не первый в истории человечества акт подобного рода. Папа Римский Григорий IX 13 апреля 1231 года издал буллу Parens scientiarum – об автономии Парижского университета как от светских властей, так и от духовных. С тех давних пор ведет начало автономия западных университетов, и здесь как со старым вином, которое со временем лишь крепчает, или как в английском анекдоте про газон: триста лет каждый день подстригать – и трава будет идеально ровной.
Далее, 13 апреля 1598 года король Франции Генрих IV подписал Нантский эдикт, предоставивший гугенотам – французским протестантам – свободу вероисповедания и богослужения (за исключением Парижа). Это означало окончание религиозных войн в стране. Кстати, именно 13 апреля – день рождения другой правительницы Франции – королевы Екатерины Медичи (1519–1589), которая навеки осталась в истории как организатор Варфоломеевской ночи. Ну а прозвище Великая Сводница королевства – это уже так, мелочь. Чисто человеческое.
Наконец, в Англии был принят парламентом Акт о эмансипации – о свободе вероисповедания католиков и равенстве их прав с протестантами. Произошло это 13 апреля 1829 года. Здесь тоже есть любопытное совпадение: 13 апреля, но 1570 года родился английский дворянин-католик Гай Фокс, участник Порохового заговора против короля Якова I (1605); он должен был зажечь фитиль для подрыва помещения с порохом под Палатой лордов. Приговорили его вместе с сообщниками к повешению, потрошению и четвертованию, но всей этой процедуры ему удалось избежать, с надетой на шею петлей спрыгнув с эшафота.
Но нетерпимость, насилие, жестокость никуда не исчезли, и речь здесь не только о тоталитарных режимах. Примеры в этом календарном дне подобрать нетрудно. 1919 год – резня в Амритсаре (Северная Индия) при подавлении мятежа, когда гуркские войска под британским флагом расстреляли толпу. 1975 год – в Бейруте столкновение палестинцев с христианскими фалангистами у одной из церквей положило начало гражданской войне┘
Сила с презрением смотрит на тех, для кого слово или экономические методы предпочтительнее. Так получилось с эстонским предпринимателем и государственным деятелем Юханом Кукком, родившимся 13 апреля 1885 года. Он был одним из ведущих деятелей кооперативного движения в стране, членом парламента, министром финансов, директором Банка Эстонии. Авторитарный режим, установившийся в Эстонии в 1934 году, Кукк не принимал, но советские власти обошлись с ним и вовсе беззастенчиво. Он был арестован и умер в заключении в Архангельске. Дата смерти, по существу, не установлена.
Знаменитому русскому адвокату Федору Плевако, который родился 13 апреля 1842 года, повезло: он умер в 1908 году и до прихода большевиков не дожил. Само имя его стало нарицательным, синонимом краснослова и златоуста (Плевако, кстати, так и называли). Он понимал свою адвокатскую работу как защиту грешных, несовершенных людей, чья вина, если она есть, все-таки заслуживает снисхождения. Хрестоматийный случай со старушкой, укравшей чайник, – из его практики («Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь... Старушка украла старый чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»). Смысл здесь, если вдуматься, серьезный: о мере прегрешений, о том, что должна существовать некая шкала, позволяющая их оценивать.
А после Плевако будет очень уместно вспомнить другого выдающегося мастера риторики и одновременно специалиста, изучавшего ее законы. Выдающемуся литературоведу Михаилу Гаспарову (1935–2005) исполнилось бы сегодня 75 лет. Прославился он прежде всего своими трудами по стиховедению и античной словесности, широкая публика с увлечением читает его книжку «Занимательная Греция». Он же был эссеистом, автором дневников «Записки и выписки». В гуманитарной среде Гаспаров по праву считался эталоном учтивости и академического хорошего тона, причем – это к вопросу о терпимости – он умел поставить недостойного оппонента на место так, что и хлестко, и не придерешься. Один стиховед спросил Гаспарова в кулуарах: кого вы имеете в виду под официальным советским литературоведением? И тот ответил: «Под официальным советским литературоведением, глубокоуважаемый NN, я имею в виду в первую очередь вас»...