Теперь мы точно знаем, кто виноват в нашем плохом настроении. Фото Криса Хаггинса
В Древней Греции хор, встречавший новобрачных, пел им эпиталаму в честь бога Гименея. Эпиталама означала также возвышение, на котором воздвигалось брачное ложе, поскольку «талам» – это холм или груда оружия, бросаемого сдавшимися на милость победителя. Свой талам – Thalamus – есть и у нас в мозге, и название его переводится как «зрительный бугор», поскольку под ним находится перекрест зрительных нервов, отростки которых идут к первичной зрительной коре затылочных долей.
Естественно, что под таламусом находится гипоталамус, являющийся нейроэндокринным органом и средоточием наших основных инстинктов, а сверху – эпиталамус с его, если можно так сказать, важнейшим «хабом», который назван габенула-«уздечка». Нейробиологи знают, что к ней сходятся чувствительные и иные импульсы, определяющие нашу реакцию на никотин и алкоголь, чувство голода и страха, стрессовые воздействия и необходимость принятия решений. Нервные клетки габенулы посылают свои отростки к основанию лобных долей, кора которых «определяет» время, которое мы можем потратить в ожидании награды и удовольствия, а также участвуют в вынесении решений. Нейроны уздечки поддерживают также развитие функциональной асимметрии полушарий, в результате чего дети рождаются право- или леворукими, а у взрослых нарушения в левом полушарии ведут к нарушениям речи и восприятия языка.
Все эти анатомические подробности понадобились вот для чего.
Сотрудники Калифорнийского университета в Сан-Диего сообщили в журнале Nature, что в визуальной, или зрительной, коре имеется равновесие нейронов возбуждения и торможения. Ученые того же университета опубликовали в другом авторитетном издании – журнале Science подтверждение находки коллег: возбуждающие нейроны выделяют глютаминовую аминокислоту, а тормозящие – гамма-аминомасляную, используемую для терапевтической комы, в которой долго находился, например, Михаэль Шумахер.
Авторы пишут, что их открытие имеет большое значение для понимания природы естественных перепадов настроения у людей, а также развития стрессов и депрессии. Габенула очень важна для подавления восприятия мозгом негативных явлений. Образно говоря, она за то, что стакан наполовину полон, а не пуст. Недаром ее клетки своими отростками – аксонами и дендритами – соединены с нейронами гипоталамуса и ствола мозга, не говоря уже о гиппокампе, клетки которого необходимы для формирования и извлечения памяти. Они добавляют, что в стволе мозга синтезируется серотонин, или нейротрансмиттер хорошего настроения и ощущения счастья, активность клеток которого важна также и для подавления боли. При гиперактивности габенулы развивается депрессия, признаки которой «снимаются» серотонином.
Многие проблемы взрослой жизни начинаются еще на этапе внутриутробного развития мозга и его структур. Исследователи Калифорнийского университета в г. Санта-Крус определили фермент, который необходим для поддержания нормального эпигенетического статуса, о чем сообщили в Science. Тем самым они приблизились к решению проблемы управляемого выращивания отдельных нервных клеток, что необходимо для раскрытия механизмов нервной патологии и развития нервной системы в целом и мозга в частности.