Исследования причин онкологических заболеваний все больше напоминают гонку за невидимкой. Фото Reuters
В мире ежегодно заболевает раком шейки матки (цервикальным раком) более 0,5 млн женщин, почти 300 тыс. из которых погибает. Только в США в 2013 году рак груди обнаружили у 232 тыс. человек (мужчины им тоже болеют), из которых погибло почти 40 тыс. Поэтому понятен энтузиазм, с которым участники ежегодной встречи Американского общества клинической онкологии в Чикаго встретили сообщение об успешном излечении двух женщин с диагностированной цервикальной опухолью, причем у второй она дала метастазы.
Сотрудники испанского Центра раковых исследований впервые сумели воспроизвести в лабораторных условиях хромосомную транслокацию, то есть перенос куска одной хромосомы на другую. Транслокации хромосомных участков наблюдаются при многих опухолях, и в частности при различных формах лейкемии.
Успех ученых, о котором они сообщили в приложении к журналу Nature, достигнут с применением разработанного в 2013 году метода конструирования хромосом с помощью РНК и фермента, «режущего» и сшивающего ДНК. Транслокация с 13-й на 11-ю хромосому, затрагивающая ген восстановления целостности ДНК, вызывает острую форму миелоидной лейкемии у детей. Авторы исследования полагают, что им удалось подойти вплотную к пониманию механизмов транслокации. Это позволит разрабатывать новые антираковые терапии.
Неприятным открытием для молекулярных онкологов, исследующих метастазирование при раке груди, явилось то, что в этом процессе принимают активное участие макрофаги – клетки иммунной системы, призванной защищать организм от постоянно возникающих в нем раковых клеток. Уже давно известно, что опухоли получают возможность к росту на фоне локального иммунодефицита, когда иммунные клетки по каким-то причинам не выполняют возложенных на них функций.
Однако в нью-йоркском Раковом центре им. А. Эйштейна установили, что для ракового «танго» нужны не две, а три клетки, одной из которых является так называемый периваскулярный макрофаг, «обитающий» вокруг кровеносных сосудов, откуда и его название. Именно он помогает раковой клетке найти путь к сосуду. Протеин опухолевой клетки стимулирует макрофаг, который воздействует на клетки, выстилающие сосуды изнутри, в результате чего те открывают поры для проникновения метастазирующей клетки в сосуд. Статья эйнштейновцев «Риск дистантных метастазов рака груди» появилась в J. of the National Cancer Institute.
Но вернемся в Чикаго, где врачи Национального ракового института в Бетезде, пригород Вашингтона, рассказали о двух случаях успешного излечения двух женщин, страдавших раком шейки матки, с помощью Т-клеточной иммунотерапии (70% этого вида опухолей вызывается бородавочным вирусом папилломы – HPV, против которого есть действенные вакцины). Известно, что иммунная защита обеспечивается Т-лимфоцитами, для роста и размножения которых необходимы лимфокины. Более 20 лет назад были испытаны без особого успеха лимфокин-активированные иммунные «киллеры» (LAK) и лимфоциты, проникающие в опухоль (TIL – Tumor-Infiltrating Lymphocytes). Сегодня ученые подходят к решению опухолевой проблемы на новом технологическом уровне, который все же требует от пациентов решимости и терпения.
Дело в том, что поначалу им проводили интенсивный курс химиотерапии, чтобы «убить» собственную иммунную систему, после чего переносили 100 млрд их же клеток, размноженных в лаборатории. Для их роста и дальнейшего размножения женщины получали две дозы лейкина, побочным эффектом которого является сильная лихорадка. Через четыре месяца у одной из женщин опухоль полностью исчезла, а у второй врачи не обнаружили через год ни опухоли, ни метастазов. У третьей пациентки процесс излечения пошел поначалу успешно, но затем случился рецидив, а еще у шести больных специалисты института не получили никакого «ответа» на свое лечение.
И все же онкологи не опускают руки, поскольку статистика показывает, что победа как минимум в 80% случаев оказывается на их стороне, а все новые открытия и нанотехнологии им только в помощь.