0
1456
Газета Фигуры и лица Интернет-версия

09.10.2009 00:00:00

Полифония искусства

Тэги: биеннале, куратор, мартен


биеннале, куратор, мартен Восточное искусство тоже подвержено культурной глобализации. Афганский ковер из основного проекта биеннале.
Фото Константина Ремчукова

В этом году Московскую биеннале современного искусства курирует Жан-Юбер Мартен, человек известный и уважаемый, куратор Национальных музеев Франции, бывший директор парижского Центра Помпиду и Музея искусства Африки и Океании, автор сенсационных в свое время выставок «Москва–Париж» и «Москва–Берлин». Два года назад Мартена пригласили стать членом жюри новой премии Кандинского. Его так заинтересовала российская арт-сцена, что он согласился стать куратором нынешней биеннале и создать для нее основной проект. Жан-Юбер Мартен ответил на вопросы блиц-интервью «НГ».

– Господин Мартен, на ваш взгляд, сможет ли со временем Московская биеннале конкурировать с другими известными выставками современного искусства?

– Пока сложно сравнивать Московскую биеннале, например, с биеннале в Венеции или с кассельской «Документой». Это выставки совсем другого уровня, их репутация формировалась на протяжении многих лет. Но еще пара таких же успешных и интересных биеннале в Москве, и вы вполне сможете конкурировать как минимум со Стамбульской биеннале или «Манифестой». Московская арт-сцена имеет намного более сильную историю, чем та же стамбульская. Главный вопрос заключается в том, на кого это мероприятие ориентируется в большей степени: на международное арт-сообщество или на московскую публику.

– В вашем кураторском манифесте вы написали, что цель нынешней биеннале соединить понятия глобализации и уникальности. Работа с художниками из разных стран и культур для вас – это попытка борьбы с глобализации?


Проект Жан-Юбера Мартена "Против исключения" в ЦСК "Гараж".
Фото Константина Ремчукова

– На мой взгляд, политическая и экономическая глобализация действительно несет огромную опасность унификации, подстраивания разнообразных национальных структур под единые западные правила игры. Культурная глобализация, в свою очередь, меняет возможности распознавать различные культуры, уничтожает их полифонию (или какофонию – кому как нравится). Но я в своих проектах не пытаюсь представлять различные культуры, нации, страны. Это не моя задача как куратора, пусть этим занимается ЮНЕСКО. Я же просто выбираю талантливых художников, сильные личности, творцов со всех концов света. И поверьте, интересные, актуальные художники действительно рождаются по всему миру вне зависимости от их этнической принадлежности.

– Вы много работаете с африканским и азиатским искусством, пытаясь соединить его с европейским. Что это – воспоминания о колониальной истории Франции?

– Не нужно углубляться в историю французской колонизации, чтобы понимать, чувствовать африканское искусство. Я борюсь против колониального типа мышления, который до сих пор очень силен в истории искусства. Мы мыслим категориями метрополии, пытаясь подчинить все одной системе, но ведь многие пласты искусства не входят в эту систему и оказываются на периферии. Ведь и в России есть своя история колонизации, и российские кураторы – такие, как, например, Виктор Мизиано, – много работают над этим вопросом, пытаясь показать, что искусство живет не только в Москве.

– Вы, наверное знаете, что в России были скандалы, связанные с политической или религиозной цензурой искусства. Ваше мнение на этот счет?

– Я интересуюсь политикой, и в моем кураторском багаже есть несколько выставок, связанных с политическими темами, например «Искусство Религия Политика», прошедшая несколько лет назад в Милане, или две персональные выставки Ханса Хааке, одна из которых была посвящена международному ситуационизму. Я не сталкивался с цензурой и категорически считаю, что цензуры в искусстве быть не должно. Помните знаменитый лозунг времен событий во Франции 1968 года: «Il est interdit d'interdire» – «Запрещать запрещено». Мне кажется, музеи и арт-центры – это как раз такие места, которые призваны удивлять. И вы всегда должны помнить, что можете получить и неприятные сюрпризы. Но ведь никто не заставляет вас приходить сюда.

– Говорят, что красота может спасти мир.

– Тот, кто так говорит, мыслит слишком идеалистично. Искусство может помочь изменить какие-то идеи, точки зрения, проекции отдельных личностей. Не более того.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
718
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2455
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1645
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1270

Другие новости